От АлК Ответить на сообщение
К Ищущий
Дата 01.06.2005 14:07:05 Найти в дереве
Рубрики История; Семинар; Версия для печати

Re: Проблемы теории...


Я не Михайлов А., но все же возьму на себя смелость прокомментировать некоторые позиции.
Возможно, я что-то подзабыл, но мне показалось, что в изложении Михайлова есть немало мыслей ( мнений, идей, формулировок ), Гумилеву не принадлежащих. Это касается, в частности, марксистской терминологии. Гумилев крайне редко ссылался на идеи истмата и эти ссылки носили, скорее, ритуальный характер, чтобы повысить шансы работы быть опубликованной.

>>[...]–причина существования этносов заключается в количественном различии в наинизшем производственном отношении.

Не припомню я ничего подобного у Гумилева. Если можно, дайте ссылку ( книга, глава ).

>> Этнос - системная целостность людей объединенная общим стереотипом поведения*.

А вот это, действительно, его.

>[...]Если следовать выложенному Вами определению этноса,- системная целостность с общим стереотипом поведения, - то не вижу препятствий население "золотого миллиарда" отнести к этносу, хотя это, пожалуй, было бы неправильно.

Гумилев, кстати, относит значительную часть населения "золотого миллиарда" - Западную Европу - к суперэтносу. Объединять же этнически европейцев и японцев, да и американцев, конечно же, неверно. Но вы ведь и не будете утверждать, что у японцев и европейцев общий стереотип поведения.
Проблема определения этноса довольно сложна, Гумилев посвящает ей много места в своей книге "Этногенез и биосфера Земли" ( http://gumilevica.kulichki.com/EBE/index.html ) и вряд ли в рамках этого сообщения можно объяснить, почему он остановился именно на такой формулировке - лучше почитайте книгу.

>>Стереотип поведения выступает первичным производственным отношением, формой присвоения ландшафта, как первичной производительной силы, как предмета труда.

И опять, где у Гумилева рассуждения о "первичном производственном отношении", "первичной производительной силе" ?
Если и проскочили где-то ( я вполне мог пропустить ), то - см. выше.

>Что есть этногенез - Гумилев дал определение?

Гумилевского определения не помню, но оно, мне кажется, и не требуется:
этногенез - процесс зарождения, возникновения этносов и цикл их жизни.

>Самоубийство - это пассионарный импульс?

Скорее наоборот: самоубийство - следствие отсутствия мотивации к продолжению жизни. Самоубийство и жертвенность - очень разные вещи.

>>Пассионарность как характеристика поведения - избытка биохимической энергии живого вещества, порождающий жертвенность ради иллюзорной цели.

У Гумилева в самом деле говорилось об "иллюзорной цели" ? Не уверен. Цели гумилевских пассионариев отнюдь не иллюзорны, плоды их деятельности - тоже.

>Если пассионарность есть некая живородящая энергия, проникающая и бьющая через край и наполняющая людей и человеков силами, не зависящими от воспитания и наследственности, то мы бы наблюдали такие феномены у людей в любом возрасте - скажем до зрелого возраста человек есть "ни рыба, ни мясо", но вдруг он начинает буквально гореть в жизни. Лично я таких феноменов в своей жизни не встречал и о них не слышал.

Согласно гипотезе Гумилева, пассионарность носит генетический характер, она передается по наследству, первоначально же появляется в генах в результате мутации, т.е. возникнуть у человека после его рождения уже не может.