|
От
|
Николай Поникаров
|
|
К
|
Вулкан
|
|
Дата
|
08.06.2014 20:37:03
|
|
Рубрики
|
11-19 век;
|
|
Спасибо, тема интересная
День добрый.
>Мы уже упоминали о Жане Буге, и его сыне, Пьере.
Так уж повелось на Руси, что сей учоный муж, Pierre Bouguér, зовется Бугером. Негоже и нам отступать от традиции ;)
> Меран способствовал появлению и нескольких следующих сочинений Буге, выполненных на темы, заданные Академий наук — «Сравнение силы света Солнца, Луны и многих свечей»
Задача была следующая: оценить прозрачность атмосферы измерением света Солнца. Практически это важно, например, для определения дальности видимости маяков. Бугер предложил простую, но надежную модель поглощения света в среде, и основываясь на ней, придумал метод сравнения силы любого источника света со стандартной свечой. И стал основоположником фотометрии.
> «О корабельных мачтах»,
Найти оптимальное расположение центра парусности корабля. Теоретический результат Бугера был, в общем, и без того известен морякам-практикам. В этой же работе впервые Бугер говорит об остойчивости, но следует теории о. Павла Госта ;)
> «О лучшем методе наблюдения высоты звезд над уровнем моря», «О лучшем методе слежения за колебаниями компаса в море».
Увы, ничего не знаю.
Еще Бугер отметился выбором наилучшего способа теоретического вычисления вдм судна (изначально для нужд налогов и сборов). Он отклонил предложение Вариньона считать корабль половинкой эллипсоида, и сказал - только хардкор, только численное интегрирование трапециями по чертежам. Это не было чем-то новым, но запомним, что Бугер научился считать объемы, моменты и вообще всячески интегрировать кривые с чертежей.
>К 1730 году Буге был признан научным сообществом как солидный ученый, тогда же он впервые встретился с секретарем по флоту Жаном-Фредериком де Филиппо, графом де Морепа [..] По заданию графа математик занялся изысканиями [...] Результатом этих работ стала теория остойчивости судна [...] В Гавре по чертежам Буге для проверки его теории был заложен 18-пушечный фрегат «Газель» (построен в 1734-м),
Позвольте с вами не согласиться. Бугер не проектировал "Газель", да и теории остойчивости в тот момент не имел. Известно, что он занимался опытами с моделью Газели в 1732. Однако он не написал ни одной строчки по вопросам остойчивости до отъезда в Перу в 1735.
В 1746 Бугер опубликовал капитальный труд (который кратко именуют "Traite du navire"), в котором, среди прочего, изложено и учение об остойчивости и об метацентре. В книге Бугер не только формулирует закон, но и детально излагает как им пользоваться: на примере Газели (видимо, ее чертежи были под рукой) он высчитывает площади, веса и моменты. Он предложил также измерять Мцв кренованием, как потом и делалось.
В книге нет сравнения теории с экспериментом - значит, до отъезда в Перу Бугер никаких экспериментов с "Газелью" не проводил.
Таким образом, "Газель" никак не может считаться первым судном, чья остойчивость научно обоснована.
Бугер - великий ученый и инженер. Он не только открыл законы природы, но и научил будущих расчетчиков ими пользоваться, его труд много лет служил учебником кораблестроителям.
Почти одновременно с Бугером опубликовал свой капитальный труд Scientia Navalis великий русский учоный Леонид Эйлер. Его подход к теории остойчивости более научный, более точный, более детальный и ни хрена не понятный кораблестроителям. Аудитория понятна даже по языку - французский у Бугера, латынь у Эйлера.
Последние долго еще ограничивались метацентрической высотой Бугера, и лишь в конце 19 века катастрофа "Кэптейна" заставила углУбить представления об остойчивости. Но это уже другая история.
С уважением, Николай.
P.S.
Интересная статья
Horst Nowacki and Larrie D. Ferreiro. Historical Roots of the Theory of Hydrostatic Stability of Ships
http://books.google.ru/books?hl=ru&id=9-_6XGOXrvgC&q=141#v=snippet&q=141&f=false