|
От
|
Вулкан
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
08.06.2014 13:23:53
|
|
Рубрики
|
11-19 век;
|
|
"Когда человек сжимает землю." Часть I.
Приветствую!
Поучительная история о том, как спор о форме Земли привел к постройке кораблей с использованием достижений науки. Часть I.
Мы уже упоминали о Жане Буге, и его сыне, Пьере. Сейчас мы остановимся именно на втором, благо – паренек был мозговитый, и события, с ним случившиеся имели довольно большие последствия.
Итак, Пьер Буге родился в 1698 году в Круазеке, в семье уже упоминаемого нами Жана Буге и Мари-Франсуа Жюссо. В математике мальчик был очень силен, в иезуитском колледже в Нанте в 13 лет он на спор фактически опозорил профессора Фуго, указав ему на неправильное решение задачи, и предложив свое, оригинальное и правильное решение.
В 1714 Пьер защитился и начал преподавать географию и гидрологию в Школе Навигации в Круазеке (кстати, курсы эти были организованы для шкиперов ТОРГОВОГО ФЛОТА, длительность их была - 1 год, и принималось конкретно в эту школу до 200 человек на новый учебный год. Это к вопросу о том, была ли наука во Франции "вещью в себе", или внедрялась в массы). Вобщем, так бы все и шло, если бы не знакомство с известным физиком и математиком Жан—Жаком Дорту де Мераном, членом-корреспондентом Французской Академии наук и почетным членом Петербургской Академии наук. Меран способствовал появлению и нескольких следующих сочинений Буге, выполненных на темы, заданные Академий наук — «Сравнение силы света Солнца, Луны и многих свечей» «О корабельных мачтах», «О лучшем методе наблюдения высоты звезд над уровнем моря», «О лучшем методе слежения за колебаниями компаса в море». Эти публикации дали Пьеру помимо признания и неплохую финансовую подпитку – 2000 ливров премии (при зарплате в 1000 ливров в год).
К 1730 году Буге был признан научным сообществом как солидный ученый, тогда же он впервые встретился с секретарем по флоту Жаном-Фредериком де Филиппо, графом де Морепа (те, кто читал «Флот Людовика XV», конечно же помнят его). По заданию графа математик занялся изысканиями по сопротивлению морской и воздушной среды, распределение нагрузок в разных средах (прежде всего в древесине и волокнах растительного происхождения), а так же остойчивости судна. Результатом этих работ стала теория остойчивости судна и было введено понятие метацентрической высоты, без расчета которой сейчас не строится ни один корабль. Теория эта гласила, что метацентрическая высота при бортовой качке есть расстояние между поперечным (малым) метацентром и центром тяжести судна. Метацентром же Буге положил считать центр кривизны траектории, по которой перемещается центр величины, то есть центр плавучести подводной части корабля. При килевой качке метацентрическая высота – это растояние между продольным (большим) метацентром и центром тяжести судна. Понятно, что чем выше значение метацентрической высоты – тем большая остойчивость у данного корабля.
Для чего же нужны были эти исследования? Знатоки военно-морской истории помнят английский галеон «Мери Роуз», затонувший в 1545 году в проливе Солент, или шведский «Ваза», легший на борт в Стокгольмской гавани. Все эти корабли обладали плохой остойчивостью, и как следствие – малой (вернее будет сказать – недостаточной для своих размеров) метацентрической высотой. С другой стороны – экспериментальным путем было доказано, что лучшая остойчивость у кораблей с квадратной формой сечения корпуса, но такие корабли плохо управляются и имеют малую скорость. Вобщем, речь шла об оптимальном показателе метацентрической высоты и о форме корпуса судна.
В Гавре по чертежам Буге для проверки его теории был заложен 18-пушечный фрегат «Газель» (построен в 1734-м), и этот корабль можно считать ПЕРВЫМ ПАРУСНЫМ СУДНОМ, построенным не «на глазок», а в соответствии с принципами и законами науки. Буге в своем сопроводительном письме предлагал СНАЧАЛА проектировать, и лишь ПОТОМ строить судно в соответствии с научными методами, а не опираясь лишь на опыт предков.
Письмо ученого было прочитано, но выводов не сделано. Тем более удивительно, что дальнейшие исследования в области корабельной архитектуры Буге вел в горах Перу, где в принципе нет не только морей, но и озер. Но об этом чуть позже.
Ром, плеть и содомия - вот и все традиции Королевского флота