От М.Свирин Ответить на сообщение
К All
Дата 09.08.2005 13:37:10 Найти в дереве
Рубрики WWII; 1941; Артиллерия; 1917-1939; Версия для печати

Итак, чуть-чуть о генеалогии советских бронебойных снарядов

Приветствие

Даю тезисно и только для калибра 76,2-мм, так как на сию тему есть статья, долженствующая быть опубликованной.

Итак для начала:
«Область применения бронебойных снаря-дов и требования к ним. Бронебойные снаряды назна-чаются для действия по танкам, бронемашинам и боевым кораблям морского флота. В соответствии с этим они являются основным типом снаряда в противотанковой и морской артиллерии. В морской артиллерии бронебойные снаряды применяются во всех калибрах орудий, кроме противосамолетных
… С другой стороны, конструкция и произ-водство бронебойных снарядов достаточно удовлетворительно обеспе-чивают выполнение основного требования, предъявляемого к этим снарядам: пробить калиберную броню при ударе под углом к нормали до 30°, не раскалываясь и не взрываясь преждевременно.»
(М.Г.Ефимов, «Курс артиллерийских снарядов», оборонгиз, 1937-1939)

1. До Октябрьской революции (или если кому так угодно, октябрьского переворота) бронебойных снарядов в сухопутной армии России не было. Некоторые авторы называют бронебойным 37-мм стальную гранату пушки Гочкиса, что произошло от недоразумения. Указанная граната создавалась именно как разрывная граната , но от бедности применялась для пробития пулеметных щитов, стрелковых щитков и бронеавтомобилей, но «калиберную броню» даже самого плохого качество они пробить не могли:
«Стрельбы по листам Ижорской брони показали, что указанные батальонные орудия способны пробить образцы толщиной только до 15 мм, и только по отдельным образцам их проникновение у дульного среза составляло 22 мм, но это следует считать скорее исключением, чем правилом… Качество же снаряда также никуда не годно и не позволяет применить его ни при стрельбе по живой силе, ни для пробивания современной брони. Лендер», «Об обосновании проекта 45-мм батальонного орудия большой мощности обр 1926 г.»
2. Для стрельбы 76,2-мм дивизионной артиллерии по бронеавтомобилям и танкам повсеместно применялась пулевая шрапнель обр. 1901 г. (с 22-сек трубкой), которая обеспечивала надежное пробитие всех образцов Ижорской брони толщиной 38 мм (листа большей толщины на испытаниях 1933 г. не было)
3. Первым найденным мной распоряжением о проектировании специального бронебойного снаряда для 76,2-мм пушки было датированное 29 окт 1927 г. Причем специально оговаривалось: «указанный тип снаряда должен пробивать броню высокого качества толщиной не менее 70 мм на расстоянии наиболее эффективной дальности стрельбы (500-600 м).»
Вполне понятно, откуда дует ветер. Все знали о существовании во французской армии танков 2С, толщина брони которых составляла по тогдашним воззрениям «до 70 мм».

Исполнителем была группа Горина (иди Гарина). Первое, что они исследовали, был аккурат морской 75-мм снаряд Кане. Именуется «75-мм морская дальнобойная пушка». По образу и подобию 75-мм морского бронебойного снаряда обр 1902 для «трехдюймовки» было изготовлено 80 шт снарядов, на основании отстрела которых была отработана навеска пороха и произведено испытание по Ижорской броне.

Но указанный снаряд брони не пробил. Точнее из 11 попаданий зафиксировано всего 3 пробоины, причем непеолноценные снаряд раскалывался, хоть он и был инертного снаряжения (наполнен угольной пылью).
Некоторые комментарии о конструкции снаряда. Тут некоторые говорят, что дескать «колпачок Макарова» был известен с давних пор, но вот что-то в руководстве на 75-мм Кане указанного колпачка мне обнаружить не удалось. Приглашаю вас поискать также. Может быть, вы его найдете (рисунок 75-мм снаряда прилагается).

Соответственно, никакого бронебойного колпачка не имел и 76,2-мм бронебойный снаряд обр. 1927 г.

Дальнейшие эксперименты группы Горина и группы Гартца были направлены на создание снаряда к колпачком. Но вот беда. Колпачок никак не получался одинаковым. И снаряды с колпачком почему-то давали сравнительно большой разброс. Это было связано с большим количеством факторов, главными из которых была технологическая чистота и надежность крепления колпачка на головной части снаряда.
«В бронебойном снаряде решающую роль в отношении пробивания брони выполняет головная часть. Она должна обладать максимально возможной прочностью в отличие от остальной части корпуса, меха-нические качества металла которого могут быть понижены до пре-дела, обеспечивающего только от разрушения снаряда в момент удара.
Отсюда естественно возникает стремление к изготовлению голов-ной части снаряда из высокосортной стали, а остальной части его— из более доступной и дешевой простой углеродистой стали.»
М.Г.Ефимов, там же
В 1934 г. был создан и принят на вооружение 76-мм бронебойный снаряд «немецкого типа». Есть предположение, что указанная группа, или какая-то иная, работали в 1928-1932 с немецкими специалистами. Снаряд был просто великолепным. Это был двухкомпонентный корпус, головная часть которого изготавливалась из брони высокой твердости, а хвостовая часть корпуса была из вязкой стали. Кроме того, этот снаряд имел трассер в хвостовой части, что упрощало стрельбу по движущейся мишени. Указанный тип снаряда пробил 70-мм брони с 600 метров. Но соединение частей осуществлялось на конусной резьбе с пайкой медью, что делало снаряд весьма дорогим.


Проблемой стало и снаряжение снаряда ВВ, так как тротил при преодолении брони толщиной более 50 мм самовзрывался еще до пробития бронеплиты. Поэтому для снаряжения необходимо было освоить выпуск флегматизированного ВВ. Но к 1937 г. указанная проблема была решена и снаряд обр. 1934 г. был пущен в опытное серийное производство. Но объемы его выпуска ограничивались трудностями производства снаряда.
Тем не менее, до 1937-38 гг. практически все зарубежные страны не строили массово танков с броней толще 30 мм, которую свободно на всех дистанциях пробивала пулевая шрапнель.
«В наземной артиллерии бронебойные снаряды применяются в ору-диях от 20- до 76-мм калибра включительно. Этот диапазон калибров обусловливается тем, что, с одной стороны, толщина брони большин-ства современных танков, не говоря уже о бронемашинах, не превы-шает 20—40 мм и только в редких случаях лобовая броня тяжелых танков доходит до 70 мм.» М.Г.Ефимов, там же.
Но в 1938-м выяснилось, что на заграничные танки пошла цементованная броня. А вот для ее пробития остроголовый снаряд уже не годился. Кроме того, возникло требование максимально упростить конструкцию малокалиберного (до 76,2-мм калибра) снаряда. И тут выснилось, что:
«Малокалиберные бронебойные снаряды могут и не иметь бронебойного наконечника. В таких случаях головная часть снаряда должна быть выполнена с притуплением.
Основное назначение притупления заключается в обеспечении распределения мгновенного давления на большую площадь поперечного сечения снаряда и бронеплиты и сведения тем самым работы снаряда к работе дыропробивного пуансона, т. е. к мгновенному нарушению сцепления частиц металла на поверхности цилиндра, диаметр которого равен диаметру притупления.
Подтверждение этого явления при стрельбе притуплёнными снарядами по стальным плитам получил еще Витворт в 60-х годах прошлого столетия. Его снаряды с притуплением, равным калибру снаряда, при ударе в броню выбивали пробку того же диаметра.
Аналогичную картину мы наблюдаем и в настоящее время при стрельбе снарядами с притуплением по современной броне. Наружная поверхность цементированного слоя плиты разрушается на площади, значительно большей калибра снаряда; затем наблюдается продавливание металла внутрь и выбивание пробки, диаметр которой почти ранен диаметру притупления.»
М.Г,Ефимов. Там же, но только в издании 1939 г.
В 1938 г. было принято решение о дополнении головной части снаряда грибообразным наростом, закаливаемым на высокую твердость который разрушаясь, разрушал также и цементованный слой и в случае брони малой толщины превращался в пучок осколков, лучше поражающих внутренние механизмы и экипаж танка. В случае же брони большой толщины этот нарост сберегал камору ВВ от преждевременного разрушения.
В 1939 г. этот тип снаряда был принят на вооружение как бронебойно-трассирующий снаряд обр 1939 г. БР-350А. Он таблично пробивал 69-мм брони высокой твердости (цементованной) на дистанции 500-600 м и до 60 мм на дистанции 1000 м.
С февраля 1940 г. он пущен в серию на дыух реорганизованных предприятиях недавно образованного Наркомата боеприпасов (НКБ).


Но в ходе войны в условиях эвакуации его производство все же было сравнительно сложным. В то же время группа Гартца провела исследования снаряда с «локализаторами» (подрезами), который в массовом изготовлении был приблизительно в 3-4 раза дешевле, чем БР-350А. Но у оного снаряда был большой недостаток. Срабатывающаяся наружная часть снаряда не позволяла оставить там размер полости достаточный для размещения заряда флегматизированного тротила (масса ВВ не превышала 65 г), поэтому снаряд Гартца был принят на вооружение в 1942 г. как монолитный «сплошной» БР-350БСП.
Только в 1943 г. с отработкой ВВ А-IX он был дополнен взрывателем и в войска пошел БР-350Б. Кроме того, в 1943-м выяснилось, что немецкие танки больше не защищаются цементованной броней, а начали получать более толстую гомогенную. По ней же БР-350А работал хуже и случалось, что при пробитии под углом большим, нежели 30 град, его головной «гриб» отламывается разрушая и каморную часть. В то же время БР-350Б одинаково хорошо работал и по гомогенной броне, в том числе подвергшейся поверхностной закалке.


В 1944 г. выпуск БР-350А был прекращен, а также начата разработка легкого остроголового снаряда, которым ожидалось пробитие брони от 75 до 90 мм, но для его нормальной работы необходима была скорость соударения с броней не менее 600 м/сек, что для пушек ЗИС-3, Ф-34, ЗИС-5 и др на дистанции 400-600 м было просто невозможно.

Если вопросв нет, то я закончил. Если есть, готов еще поотвечать, в том числе дать интересующие формулы и коснуться приснопамятного 45-мм...

Подпись