От Ф.А.Ф. Ответить на сообщение
К All
Дата 18.03.2010 15:39:46 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Версия для печати

"Где ты деньги возьмешь и что ты подлинно за человек?"

Я уже говорил о своем восприятии деятельности Пугачева во время тяжелой войны с Турцией 1768-74 годов. https://vif2ne.org/nvk/forum/3/archive/1758/1758429.htm
Это деятельность очень хорошо объясняется задачами и функционалом агента противника во время ведения военных действий. Подобного рода работу тогда активно вели и российские умельцы. Скажем, восстание на Балканах инициированное Россией против Турции незадолго до пугачевского бунта было в значительной степени заслугой подполковника русской службы Даразина – болгарина по национальности.

Ниже приведены далее выдержки из допросов собеседников Пугачева из 3-хтомника Н.Дубровина «Пугачев и его сообщники». Они посвящены началу его подрывной деятельности, до того момента, как он объявил себя уцелевшим государем Петром Федоровичем.
Было бы очень интересно услышать, если возможно, альтернативное объяснение его поведения не предполагающее версию о Пугачеве как о лазутчике.

1772 год. Пугачев, возвращаясь из Польши, по дороге на Урал встречается в Мечетной слободе (ныне г. Пугачев Саратовской области) с раскольничьим старцем Филаретом.

Филарет: Яицким казакам великое разорение и они помышляют бежать к Золотой мечети (местность на берегу Каспийского моря, где якобы существовала вольная казачья община)
Однако Пугачев знает, что нужно действовать иначе: Нет, лучше бежать туда, куда бежал Некрасов (т.е. передаться Турции)

Разговор Пугачева в пути из Мечетной слободы на Яик с попутчиком Семеном Филипповым:
Пугачев: Что, Семен Филиппович, каково жить яицким казакам?
Филиппов: Им от старших великое разорение и многие уже разбежались
Пугачев: Не за рыбой я на Яик еду, а за делом. Я намерен подговорить яицких казаков, чтобы они, взяв свои семейства и от меня жалованья по 12 рублей, бежали на Кубань и поселившись на реке Лабе отдались в подданство турецкому султану. У меня оставлено на границе товару на 200 тысяч рублей, которым я бежавшее Яицкое войско и коштовать буду. А как за границу перейдем, то встретит нас турецкий паша и даст еще до 5 миллионов рублей. Ты сам видишь, какое ныне гонение на яицких казаков, так я хочу об этом с ними поговорить, согласятся или нет идти со мной на Кубань… Я буду у них атаманов войсковым
Филиппов: Пожалуй за деньги они атаманом тебя сделают и пойдут с тобой с радостью.

Пугачев на подъезде к Яицкому городку (в 60 верстах) на постоялом дворе у Степана Оболяева по прозвищу «Еремина курица»

Пугачев: Что ты за человек и как тебя завут
Оболяев: Степан Оболяев, пахотный солдат. А твоя милость какой человек, откуда и куда едешь?
Пугачев: Я купец. Приехал из-за границы… А еду я на Яик для покупки рыбы. Каково живут яицкие казаки?
Оболяев: Худо, очень худо им жить. Старшины их обижают, и они, убив атамана, бегают кто-где. Их ловят, сажают в тюрьму. Они было шарахнулись идти все в Астрабад (город в северном Иране), да не пустил их генерал (Фейман).
Пугачев: А не поедут ли они со мной на Кубань? Я бы их туда провел, где живут некрасовцы.
Убедившись, что его инициатива поддержана, Пугачев просит Оболяева привести к нему кого-нибудь из казаков.

Оболяев приводит братьев Григория и Ефрема Закладновых.
Пугачев, снова представившись купцом из-за границы, перешел прямо к делу.
Пугачев: Скажите, пожалуйста, господа казаки, но, только не утаивая, какие у вас происходят обиды и разорения от старшин и как вам живется на Яике.
Григорий Закладнов: Нехорошо, казаки в смятении. Одного генерала убили и за то многих побрали под караул, а других сыскивают. Мы было собрались всем войском бежать в Астрабад…
Пугачев: Зачем в Астрабад! Я могу вас провести на Кубань, куда с Дона некрасовцы сошли. Но будут ли на то ваши казаки согласны?
Закладновы: Как не согласиться, если Вы возьметесь провести.

Добравшись до Яицкого городка, Пугачев проводит беседу с казаком Денисом Пьяновым.

Приступает к делу стандартно: Каково живется казакам?
Пьянов: Мы разорены от старшин и все наши привилегии нарушены.
Пугачев: Как не стыдно вам терпеть такое притеснение в привилегиях?
Пьянов: Что делать… Видно так тому и быть…
Пугачев: Так не лучше ли вам выйти со мной с Яика в турецкую область на реку Лабу.
Пьянов: Наши казаки все будут рады идти с Вами, да только как же мы пройдем татарские орды?
Пугачев: Орда, которая здесь кочует, нам будет рада. Она нас встретит и проводит.
Пьянов: А с чем же нам бежать? Мы все люди бедные…
Пугачев: На выход я вам дам на каждую семью по 12 рублей.
Пьянов: Где ты деньги возьмешь и что ты подлинно за человек?
Пугачев: Я купец заграничный. Торговый человек. У меня на границе оставлено 200 тысяч рублей, да на 70 тысяч рублей товару, из которого я, если яицкое войско согласится со мной бежать, то и коштовать буду. А по приходе на границу встретит нас всех с радостью турецкий паша. И если придет нужда войску на проход, то паша даст еще хоть до 5 миллионов.

Как известно, вскоре после всех этих "разъяснительных" бесед, Пугачев был арестован по доносу и приговором, утвержденным Екатериной, осужден к наказанию плетьми и ссылке на пожизненные каторжные работы в зауральский Пелым. Однако приговор исполнен не был. Добрые люди помогли Пугачеву бежать, а дальше началось, то, что позднейшие историки назовут «крестьянской войной».