из краткой истории 123 иап:
"В своем боевом составе на 22 июня 1941 года полк имел:
(...)
2. Самолетов -
а) И-153 с М-63 - 58 самолетов;
б) ЯК-1 с М-105П (находящихся в сборке) 20 -І-."
из мемуаров ком.10 САД Н.Г. Белова:
"Однако тренировочные полеты на поступивших машинах не производились, так как для них не было отпущено высокооктанового горючего."
Основные типы топлива для М-63:
3Б-78 (о.ч.93-94)
Б-95 (о.ч. 94-95)
эрзац-топливо - 4Б-70 (о.ч. 89)
Основные виды топлива для М-105П:
3,5Б-78 (о.ч.94)
1Б-95 (о.ч.96)
"смесь 1 и 2" (о.ч. 95) -
эрзац-топливо - 4Б-74 (о.ч.92).
источник - "Справочник по авиамоторам", 1943г.
Очевидно, что И-153 с М-63 снабжались самым "дешевым" из нормальных вариантов - т.е. Б-78 с этилирующей добавкой - тетраэтилсвинцом (ТЭС) в пропорции 3 куб.см на литр бензина. Б-78 не считается "классическим" высокооктановым бензином. Только вот его можно было спокойно заливать в М-105 и летать на Як-1, если увеличить добавку тетраэтилсвинца с 3 до 3,5 куб.см. на литр бензина.
"Чистый" высокооктановый Б-95 не обязателен для М-105...
В связи с этим и вопрос - почему тогда появилась фраза "Однако тренировочные полеты на поступивших машинах не производились, так как для них не было отпущено высокооктанового горючего."