От А. Кузнецов Ответить на сообщение
К All
Дата 26.11.2016 20:08:16 Найти в дереве
Рубрики 1936-1945 гг.; Версия для печати

Ла-5 по документам 21-го завода

В прошлых недавних ветках по Ла-5 на Кубани не вся информация была одинаково полезна.
Посмотрел книги учета движения машин Ла-5 21-го завода. Обнаружилось, в частности, следующее.

1. Ла-5 тип 39 имел два подтипа:
а) тип 39 под старые моторы (М-82/М-82Ф), серийные номера 3921хххх, первый из них покинул завод 31.1.43. Выпускался этот тип по май 1943 (по датам передачи в 50-й цех, с завода отправлялись и в июне). Было три серии (200 самолетов). Любопытно, что среди этих «Ла-5 без ФН» всё же был один, выпущенный как раз с М-82ФН.
б) тип 39фн, серийные номера 3921ххххфн. Т.е. у машин первых трех серий обоих подтипов были одинаковые номера с той разницей, что у 2-го подтипа после номера добавлялось «фн». Такое решение кажется не очень удачным и наверняка вызывало путаницу, т.к. буковки «фн» в частях писали далеко не всегда. Ла-5 тип39фн начали передаваться в 50-й цех в апреле 1943, отправка с завода началась 28.4.43.

2. О Ла-5 без гаргрота. Тип 37 «с задним обзором» начали выпускать с 26-й серии. По 31-ю серию включительно выпускались параллельно самолеты и с гаргротом, и без него. Доля самолетов «с задним обзором» от серии к серии увеличивалась, и с 32-й серии все самолеты выпускались без гаргрота. Правда, в 32-й серии указаны самолеты №№01-99, т.е. формально получается, что №372132100 был с гаргротом. Возможно, это просто ошибка. Первые самолеты с задним обзором покинули завод 24.5.43.
Тип 39фн изначально был с задним обзором. Тип 39 «без фн» в перечне самолетов без гаргрота не упомянут.

3. О проблеме Ла-5/Ла-5Ф. В упомянутых книгах учета указаны просто номера моторов, без уточнения, Ф это, или не Ф. Одновременно шли моторы нескольких разных серий. Похоже, довольно долго шли моторы обоих типов вперемешку. Без посещения Госархива Пермского края и просмотра документов 19-го завода этот вопрос, видимо, неразрешим. М.б. кто-то из Перми заходит на форум? Сайт архива:
http://www.archive.perm.ru/
Т.к., в отличие от М-82ФН, моторы М-82 и М-82Ф были взаимозаменяемы, на фронте при ремонте могли менять один тип на другой. Неудивительно, что в частях не разделяли самолеты на «просто Ла-5» и Ла-5Ф (во всяком случае, я такого вроде бы не встречал). А жаль – разница всё же была. И если с точки зрения ЛТХ она м.б. была в реальных условиях не очень заметна, то увеличение ресурса со 100 до 150 часов должно было заметно влиять на % боеготовых Ла-5 на фронте.
Данные по ресурсу сообщил Геннадий Павлович Серов, за что тему большое спасибо (и за ответы на многие вопросы).