От SK Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 21.11.2006 16:01:24 Найти в дереве
Рубрики Люди и авиация; Авиатехника; 1936-1945 гг.; Версия для печати

2Owl 283-й иап

Приветствую!
Набрел мимоходом на один документ (ниже) по 283-му иап ПВО на Як-7А. Судя по тексту, то первое впечатление как в сказке о храбром портняжке: одним махом всех убивахом. Конечно чего не напишешь, чтобы в обход фронтового начальства выбить себе новой техники жменю.
А при пристальном прочтении выясняется, что была сводная группа, да поощрений и наград за 15 дней куча. И свой ГСС был. Да вроде еще и испанцы в этом полку были отмечены.
Насколько все правда?
13.7.42 ЦАМО ф НИИ ВВС оп.485655 д.11 л.112-115 Письмо командира 283-го иап Морозова заместителю наркома авиапромышленности А.С.Яковлеву от 13 июля 1942 г. Копия

Действующая Армия
Здравствуйте, товарищ Зам.Наркома!
Пишет вам это письмо майор Морозов. Мой полк с машинами вашей конструкции стоял на аэродроме в Чкаловской. Там с вашей помощью привели их в порядок, после чего отправились на фронт, и вот прошло пятнадцать дней, которые позволяют сделать некоторый итог нашей боевой работы и поделиться с вами о хороших качествах вашей машины и замеченных недостатках.
В первый день пребывания на фронте мы провели три воздушных боя, два с Ю-88 и один – с Ме-109ф. С Ю-88 пятерка под моим командованием встретилась над полем боя, их было 16 штук. Они шли бомбить боевые порядки наших войск, но, вступив с ними в бой, после короткой схватки, я поджег одного из них, вслед за ним сбил второго Герой Советского Союза старший лейтенант Грищенко. Было произведено еще по четырем несколько атак, и они сильно поврежденные ушли на свою территорию. Ни один фашистский самолет не успел сбросить бомбы на наши войска, а побросали на свою территорию, и ушли восвояси. Мы могли бы сбить больше, но вооружение слабовато. Если бы вместо ШКАС стояли БС, то наверняка было бы сбито еще три-пять Ю-88. В этот день во второй вылет мы сбили (старший лейтенант Рябенко) еще один Ю-88, и здесь мы завязали бой с 18-ю Ме-109ф (нас было восемь). Сразу после встречи мы поняли, что Як-7 гораздо маневреннее на вираже, и что он еще больше превосходит самолет противника в маневре с поднятием на высоту от 4000 м и выше. После короткой схватки я и мои товарищи сумели завлечь противника на высоту 5000 м. Я вел бой с четырьмя Ме-109ф, также с четырьмя вел бой и Герой Советского Союза старший лейтенант Галкин. На 10-й минуте боя я сбил один ме-109ф, после этого Галкиным был сбит еще один Ме-109ф. Несмотря на их количественное превосходство, они не могли ничего сделать с нами, так как Як-7 позволял нам маневрировать, как нам хотелось, и хваленые фашистские стервятники не смогли пустить по нас очереди. Сходясь на равных условиях, Як-7 за один-два виража заходил в хвост Ме-109ф. Но и здесь нас немного подвело вооружение: у ШВАК почти на всех самолетах была неотдача. Я в течение 30 минут дрался с двумя Ме-109ф без вооружения, сидел у них в хвосте и заставил их уйти. В этот день мы сбили шесть фашистских самолетов, потеряли свой один и лишь только потому, что у него не убрались шасси, не стали на замок (дефект завода).
На второй день, ведя воздушный бой, наша шестерка Як-7 с 9-ю Ме-109ф также одержала победу. Лейтенант Филатов сбил двух Ме-109ф и одного Хш-126. Лейтенант Грищенко сбил третьего Ме-109ф, после чего стервятники немедленно удрали.
За пятнадцать дней боевой работы мы в воздушных боях сбили 17 самолетов противника и подбили 8. Фашисты теперь узнали Як-7 и в открытый честный бой уже не вступают, а ждут, когда кто-нибудь зазевается, но этого они не дождутся. Як-7 показал прекрасные летные качества, ему не хватает только немного скорости, мотор слабоват и имеет много дефектов. Если за счет усиления мощности мотора прибавить скоростенки километров 50-70 и усилить вооружение, нам тогда никакого другого самолета не нужно, и количество сбитых стервятников удвоится и утроится.
Работая на этом самолете, летчики моего полка буквально влюбились в него, и их теперь за уши не перетянешь на другой тип, а летчики соседних полков смотрят на нас с завистью.
Мы могли бы цифру сбитых самолетов увеличить за этот же срок вдвое, втрое, вот только наша беда в том, что мы по некоторым обстоятельствам вступили в бой не полным полком, а 13-ю самолетами и в воздух вылетали не больше 8-ми. Летчики сейчас все уверены в вашей машине и все умело ведут бой. Самолет вашей конструкции стал грозой для немчуры, и они не стали теперь такими нахальными на этом участке фронта, какими были до нашего прихода. Летчики-истребители соседних полков сказали нам не одно спасибо за то, что мы их прикрывали от Ме-109 и каждый раз разгоняли их.
С другими самолетами они очень охотно вступают в бой, а от нас немедленно удирают, даже имея численное превосходство. Летчики бомбардировочной и штурмовой авиации также прислали не одну благодарность нам за сопровождение, и просят командование, чтобы сопровождали их мы. Нам это очень приятно, немчура не один раз, видимо, вспомянула вас плохим словом за этот самолет, а мы благодарим вас. Постараемся заставить их еще больше бояться Як-7. Вот только маловато их у меня; было бы 20 штук, тогда немчура запела бы в три голоса "матушку-речку". В этом же письме я решил попросить вас (это в вашей силе и власти), если можно, подбросить нам штук 7-10 Як-7 с Б.С.М. или таких же, на которых мы деремся. Если это будет выполнено, клянемся вам, что вам краснеть за нашу работу не придется. На них будут драться летчики обстрелянные и опытные, к тому же влюбленные в Як-7, и вы услышите о нашей работе и от нас, и от Информбюро, лишь бы только была работенка, а уж если попадутся, то не уйдут.
За этот срок личный состав получил три благодарности Военного Совета фронта и одну от командования группы. Семь человек представлены к правительственной награде и восемь человек награждены часами командованием ВВС фронта. О нас знают части фронта. Нас узнал и отведал качества Як-7 и враг. Будут о нас знать больше, этому порукой желание всего состава работать на Як-7, и личный состав уверен в том, что вы окажете нам доверие и дадите нам 7-10 Як-7, а доверие мы оправдаем, и самолет вашей конструкции не опозорим. Таких самолетов, как Як-7, у нас еще не было, да, пожалуй, и нет. Это заявляем мы, летчики, которые летали на всех современных типах.
Жду от вас ответа.
До свидания.
Командир 283-го иап майор Морозов
СК