От SK
К All
Дата 21.11.2006 16:01:24
Рубрики Люди и авиация; Авиатехника; 1936-1945 гг.;

2Owl 283-й иап

Приветствую!
Набрел мимоходом на один документ (ниже) по 283-му иап ПВО на Як-7А. Судя по тексту, то первое впечатление как в сказке о храбром портняжке: одним махом всех убивахом. Конечно чего не напишешь, чтобы в обход фронтового начальства выбить себе новой техники жменю.
А при пристальном прочтении выясняется, что была сводная группа, да поощрений и наград за 15 дней куча. И свой ГСС был. Да вроде еще и испанцы в этом полку были отмечены.
Насколько все правда?
13.7.42 ЦАМО ф НИИ ВВС оп.485655 д.11 л.112-115 Письмо командира 283-го иап Морозова заместителю наркома авиапромышленности А.С.Яковлеву от 13 июля 1942 г. Копия

Действующая Армия
Здравствуйте, товарищ Зам.Наркома!
Пишет вам это письмо майор Морозов. Мой полк с машинами вашей конструкции стоял на аэродроме в Чкаловской. Там с вашей помощью привели их в порядок, после чего отправились на фронт, и вот прошло пятнадцать дней, которые позволяют сделать некоторый итог нашей боевой работы и поделиться с вами о хороших качествах вашей машины и замеченных недостатках.
В первый день пребывания на фронте мы провели три воздушных боя, два с Ю-88 и один – с Ме-109ф. С Ю-88 пятерка под моим командованием встретилась над полем боя, их было 16 штук. Они шли бомбить боевые порядки наших войск, но, вступив с ними в бой, после короткой схватки, я поджег одного из них, вслед за ним сбил второго Герой Советского Союза старший лейтенант Грищенко. Было произведено еще по четырем несколько атак, и они сильно поврежденные ушли на свою территорию. Ни один фашистский самолет не успел сбросить бомбы на наши войска, а побросали на свою территорию, и ушли восвояси. Мы могли бы сбить больше, но вооружение слабовато. Если бы вместо ШКАС стояли БС, то наверняка было бы сбито еще три-пять Ю-88. В этот день во второй вылет мы сбили (старший лейтенант Рябенко) еще один Ю-88, и здесь мы завязали бой с 18-ю Ме-109ф (нас было восемь). Сразу после встречи мы поняли, что Як-7 гораздо маневреннее на вираже, и что он еще больше превосходит самолет противника в маневре с поднятием на высоту от 4000 м и выше. После короткой схватки я и мои товарищи сумели завлечь противника на высоту 5000 м. Я вел бой с четырьмя Ме-109ф, также с четырьмя вел бой и Герой Советского Союза старший лейтенант Галкин. На 10-й минуте боя я сбил один ме-109ф, после этого Галкиным был сбит еще один Ме-109ф. Несмотря на их количественное превосходство, они не могли ничего сделать с нами, так как Як-7 позволял нам маневрировать, как нам хотелось, и хваленые фашистские стервятники не смогли пустить по нас очереди. Сходясь на равных условиях, Як-7 за один-два виража заходил в хвост Ме-109ф. Но и здесь нас немного подвело вооружение: у ШВАК почти на всех самолетах была неотдача. Я в течение 30 минут дрался с двумя Ме-109ф без вооружения, сидел у них в хвосте и заставил их уйти. В этот день мы сбили шесть фашистских самолетов, потеряли свой один и лишь только потому, что у него не убрались шасси, не стали на замок (дефект завода).
На второй день, ведя воздушный бой, наша шестерка Як-7 с 9-ю Ме-109ф также одержала победу. Лейтенант Филатов сбил двух Ме-109ф и одного Хш-126. Лейтенант Грищенко сбил третьего Ме-109ф, после чего стервятники немедленно удрали.
За пятнадцать дней боевой работы мы в воздушных боях сбили 17 самолетов противника и подбили 8. Фашисты теперь узнали Як-7 и в открытый честный бой уже не вступают, а ждут, когда кто-нибудь зазевается, но этого они не дождутся. Як-7 показал прекрасные летные качества, ему не хватает только немного скорости, мотор слабоват и имеет много дефектов. Если за счет усиления мощности мотора прибавить скоростенки километров 50-70 и усилить вооружение, нам тогда никакого другого самолета не нужно, и количество сбитых стервятников удвоится и утроится.
Работая на этом самолете, летчики моего полка буквально влюбились в него, и их теперь за уши не перетянешь на другой тип, а летчики соседних полков смотрят на нас с завистью.
Мы могли бы цифру сбитых самолетов увеличить за этот же срок вдвое, втрое, вот только наша беда в том, что мы по некоторым обстоятельствам вступили в бой не полным полком, а 13-ю самолетами и в воздух вылетали не больше 8-ми. Летчики сейчас все уверены в вашей машине и все умело ведут бой. Самолет вашей конструкции стал грозой для немчуры, и они не стали теперь такими нахальными на этом участке фронта, какими были до нашего прихода. Летчики-истребители соседних полков сказали нам не одно спасибо за то, что мы их прикрывали от Ме-109 и каждый раз разгоняли их.
С другими самолетами они очень охотно вступают в бой, а от нас немедленно удирают, даже имея численное превосходство. Летчики бомбардировочной и штурмовой авиации также прислали не одну благодарность нам за сопровождение, и просят командование, чтобы сопровождали их мы. Нам это очень приятно, немчура не один раз, видимо, вспомянула вас плохим словом за этот самолет, а мы благодарим вас. Постараемся заставить их еще больше бояться Як-7. Вот только маловато их у меня; было бы 20 штук, тогда немчура запела бы в три голоса "матушку-речку". В этом же письме я решил попросить вас (это в вашей силе и власти), если можно, подбросить нам штук 7-10 Як-7 с Б.С.М. или таких же, на которых мы деремся. Если это будет выполнено, клянемся вам, что вам краснеть за нашу работу не придется. На них будут драться летчики обстрелянные и опытные, к тому же влюбленные в Як-7, и вы услышите о нашей работе и от нас, и от Информбюро, лишь бы только была работенка, а уж если попадутся, то не уйдут.
За этот срок личный состав получил три благодарности Военного Совета фронта и одну от командования группы. Семь человек представлены к правительственной награде и восемь человек награждены часами командованием ВВС фронта. О нас знают части фронта. Нас узнал и отведал качества Як-7 и враг. Будут о нас знать больше, этому порукой желание всего состава работать на Як-7, и личный состав уверен в том, что вы окажете нам доверие и дадите нам 7-10 Як-7, а доверие мы оправдаем, и самолет вашей конструкции не опозорим. Таких самолетов, как Як-7, у нас еще не было, да, пожалуй, и нет. Это заявляем мы, летчики, которые летали на всех современных типах.
Жду от вас ответа.
До свидания.
Командир 283-го иап майор Морозов
СК

От ИгорьД
К SK (21.11.2006 16:01:24)
Дата 21.11.2006 22:30:31

Re: 2Owl 283-й...

>Набрел мимоходом на один документ (ниже) по 283-му иап ПВО на Як-7А. Судя по тексту, то первое впечатление как в сказке о храбром портняжке: одним махом всех убивахом.

Непонятны дифирамбы в адрес раннего Як-7. Что в нем особенного было по сравнению с тем же Як-1, например? Или в 283-м иап ничего кроме "ишаков" не видели?

Раз взялись писать письмо замнаркома, так просили бы уже Як-1, ИМХО! :)

С ув.
Игорь.

От А.Сухоруков
К ИгорьД (21.11.2006 22:30:31)
Дата 22.11.2006 21:44:39

Re: 2Owl 283-й...

>Непонятны дифирамбы в адрес раннего Як-7. Что в нем особенного было по сравнению с тем же Як-1, например? Или в 283-м иап ничего кроме "ишаков" не видели?

В Як-7А внесены следующие изменения (по сравнению с другими типами "яков"):
1. Установлена приемо-передающая радиостанция.
2. По рекомендациям ЦАГИ улучшена аэродинамика самолета. Хвостовое колесо выполнено частично убирающимся.
Установлены дополнительные щитки, полностью прикрывающие вырезы для колес в крыле при убранном шасси.
Сдвижная часть фонаря задней кабины заменена откидывающимся на правый борт фанерным колпаком (по сравнению с Як-7).
Изменена конструкция газоотводных труб пулеметов.
Взамен звеньеотводов установлены звеньесборники, что позволило ликвидировать отверстия в капоте и зализах и обеспечить сохранение звеньев для повторного использования.
Уменьшены радиусы желобов под пулеметы в капоте двигателя.
3. Для сокращения длины разбега установлено управление форсажом двигателя; принудительное открытие дроссельной заслонки нагнетателя, что увеличивало объем воздуха, поступающего в двигатель и, следовательно, увеличивало его мощность.
4. Установлена система заполнения бензобаков нейтральным (выхлопным от двигателя) газом по измененной, испытанной в полете и утвержденной HИИ ВВС схеме.
5. Сделана фиксация подвижной части фонаря в крайнем заднем положении (для предотвращения самопроизвольного надвигания фонаря вперед в полете).
В результате улучшения аэродинамики максимальная скорость Як-7А по сравнению с Як-7 и Як-1 увеличилась во всем диапазоне высот до 495 км/ч у земли и до 571 км/ч на высоте 5000 м (для сравнения: максимальная горизонтальная скорость серийных Як-1 М-105 ПА составляла: у земли 471...473 км/ч, на 2-й границе высотности 4860 м - 560...573 км/ч; у серийных Як-7 максимальная скорость у земли - 471 км/ч, и на высоте 5000 м - 560 км/ч). (данные согласно А.Т.Степанцу)
Отсюда видно, что за счет форсажа и аэродинамики Як-7А имел явная прибавка скорости на малых высотах.
Система "нейтрального газа" повысила живучесть.
Фиксация фонаря позволила более эффективно вести маневренный бой.
Опять же рация есть рация.


От ИгорьД
К А.Сухоруков (22.11.2006 21:44:39)
Дата 24.11.2006 17:10:23

Re: 2Owl 283-й...

>...(данные согласно А.Т.Степанцу)
>Отсюда видно, что за счет форсажа и аэродинамики Як-7А имел явная прибавка скорости на малых высотах.

Тут еще надо разбираться, с каким из Як-1 сравнивался Як-7А. По Шаврову преимущество по скорости на всех высотах за Як-1. :) Если говорить о форсаже, то М-105ПА на Як-1 и Як-7 был установолен практически одновременно. Улучшения аэродинамики по рекомендациям ЦАГИ тоже вводились параллельно на Як-1 и на Як-7. ИМХО, предпосылок, чтобы у Як-7А были выше ЛТХ, чем у Як-1 того же года выпуска, нет.

Что касается данных Степанца, то не стоит забывать, что они основаны на документах разработчика. Основная цель таких документов - доказать право на жизнь нового образца. Поэтому некоторая "рекламность" в них так или иначе будет присутствовать.

ИМХО, наиболее справедливый арбитр в подобных случаях - летный состав строевых частей. Тот факт, что в авиачастях, имеющих смешанный состав материальной части (Як-1/Як-7), при построении боевых порядков в группу воздушного боя, как правило, выделяли Як-1, а Як-7 оставляли в общей группе, о многом говорит.

С ув.
Игорь.

От А.Сухоруков
К ИгорьД (24.11.2006 17:10:23)
Дата 27.11.2006 13:00:10

Re: 2Owl 283-й...

>Тут еще надо разбираться, с каким из Як-1 сравнивался Як-7А.

Естественно, с М-105ПА.

>ИМХО, наиболее справедливый арбитр в подобных случаях - летный состав строевых частей. Тот факт, что в авиачастях, имеющих смешанный состав материальной части (Як-1/Як-7), при построении боевых порядков в группу воздушного боя, как правило, выделяли Як-1, а Як-7 оставляли в общей группе, о многом говорит.

Як-7А имеет превосходство в скорости, на малых высотах, но, уступает Як-1 в скороподъёмности (на 5000м почти минуту).
Безусловно прямой зависимости между скороподъёмностью и вертикальной маневренностью нет, но тем не менее... ;)

От ИгорьД
К А.Сухоруков (27.11.2006 13:00:10)
Дата 28.11.2006 15:43:01

Re: 2Owl 283-й...

>>Тут еще надо разбираться, с каким из Як-1 сравнивался Як-7А.
>
>Естественно, с М-105ПА.

Что-то какая-то дохлая "единичка" получается - 473 км/ч у земли. Посмотрел вчера еще раз Степанца, Шаврова и книгу ув.SK, так там приведены данные, что серийные (правда более ранние) Як-1 М-105П давали до 490 км/ч у земли.

Думаю, что корректней сравнивать скорости серийных образцов Як-7А и Як-1, а не эталонных.

Тогда для Як-7А и Як-1 М-105ПА получаем по скорости у земли примерный паритет - 476 км/ч против 473 км/ч (разница в пределах погрешности измерений). А для Як-7А и Як-1 М-105П - преимущество Як-1 - 490 км/ч против 476 км/ч.

Степанец, кстати, объясняет почему более поздние Як-1 М-105ПА уступают по скорости ранее выпущенным Як-1 М-105П: "Максимальная горизонтальная скорость серийных Як-1 М-105ПА составляла: у земли 471...473 км/ч, т.е. меньше, чем у И-26-2 на 17...19 км/ч, на 2-й границе высотности 4860 м - 560...573 км/ч (меньше на 19...25 км/ч). Это объяснялось ухудшением аэродинамики как из-за недостаточно высокого качества изготовления самолета (плохой подгонки зализов, лючков и люков, щитков, капотов двигателя, плохой отделки поверхности и др.), так отчасти и конструктивных изменений(увеличения "лба" маслорадиатора, обводов капота и всасывающего патрубка; установки неубирающегося хвостового колеса из-за случаев самопроизвольного складывания убирающегося колеса; неполного закрытия отверстия в куполе для уборки основных колес; установки кронштейнов для подвески РО-82, мачты и антенны радиостанции; снятия щитков шасси у куполов крыла и др.).

От себя замечу только, что части этого безобразия на Як-7А не было, т.к. подобным усовершенствованием планера УТИ-26 не занимались. А вот Як-1 в серии успели "доработать", оказывается. :) Позже эти недостатки, конечно, устранили, но это уже было, ЕМНИП, на машинах с М-105ПФ, поэтому сравнивать с Як-7А нечего. :)

С ув.
Игорь.

От Owl-99
К А.Сухоруков (27.11.2006 13:00:10)
Дата 27.11.2006 13:06:19

По документам

если формировались смешанные (по типам) пары на вылет, то ведущий обычно шел на Як-1, а ведомый - на Як-7.

Owl

От SK
К Owl-99 (27.11.2006 13:06:19)
Дата 27.11.2006 16:01:14

Re: По документам

>если формировались смешанные (по типам) пары на вылет, то ведущий обычно шел на Як-1, а ведомый - на Як-7.
Из чего разумно предположить, что семерка была лучше единички. Поскольку ведомому в паре обычно (по правильному) дают машину, имеющую резервы как мощности, так и маневренности.
СК

От timsz
К SK (27.11.2006 16:01:14)
Дата 27.11.2006 17:34:24

По-моему, обычно как раз наоборот.

Ведущий имеет возможность выбрать машину, и он выбирает что получше.

От Owl-99
К SK (27.11.2006 16:01:14)
Дата 27.11.2006 16:22:18

Re: По документам

>Поскольку ведомому в паре обычно (по правильному) дают машину, имеющую резервы как мощности, так и маневренности.

Из воспоминаний впечатление обратное.

"У начальства самолеты были помощнее, у ведомых похуже. У моего самолёта скоростенки не было, мотор может 1400 давал, зато такой легкий, маневренный попался. «На хвосте» крутился - ни один «мессер» не возьмет. Он меня устраивал, но, конечно, я отставал. Бывало Скоморох скажет: «Леша, чего отстаешь?» – «Я же не на твоей кобыле»." /Л.Маслов, 31 иап/



Owl

От SK
К Owl-99 (27.11.2006 16:22:18)
Дата 28.11.2006 20:19:51

Re: По документам

>>Поскольку ведомому в паре обычно (по правильному) дают машину, имеющую резервы как мощности, так и маневренности.
>
>Из воспоминаний впечатление обратное.

>"У начальства самолеты были помощнее, у ведомых похуже. У моего самолёта скоростенки не было, мотор может 1400 давал, зато такой легкий, маневренный попался. «На хвосте» крутился - ни один «мессер» не возьмет. Он меня устраивал, но, конечно, я отставал. Бывало Скоморох скажет: «Леша, чего отстаешь?» – «Я же не на твоей кобыле»." /Л.Маслов, 31 иап/
Приветствую!
Я сразу оговорился, что по-правильному. Когда Як-9Т испытывали в войсках. так его по-умному ставили ведущим в пару с Як-1. То, что это не было забито в головы многих ведущих и вело к неоправданным потерям. Ведущий крутнулся чертом, а ведомый рад бы в рай за ним, да грехи (м\ч) не пускает - отстал. Плюс не каждый ведомый имел необходимый опыт, чтобы предвидеть действия ведущего, и этим предвидением выцарапывать себе резервы высоты, скорости, мощности. Вспомните когда стали говорить в ВВС о слетанности пар? Т.е. на начальном этапе войны было как в джунглях - выживал сильнейший. Выстояли сначала, а потом стали по науке воевать. Кто не стал - у того и потери были больше.
СК

От Olkor
К SK (27.11.2006 16:01:14)
Дата 27.11.2006 16:10:12

Либо командиры были не разумные... (-)


От SK
К ИгорьД (24.11.2006 17:10:23)
Дата 25.11.2006 17:11:50

Re: 2Owl 283-й...

Прветствую!
>Что касается данных Степанца, то не стоит забывать, что они основаны на документах разработчика. Основная цель таких документов - доказать право на жизнь нового образца. Поэтому некоторая "рекламность" в них так или иначе будет присутствовать.
Вот как слышал вас Степанец и посему везде давал ссылки на фонд НИИ ВВС в ЦАМО (даже если аналогичные копии документов были в архиве фирмы). Надеюсь этот орган нет оснований обвинять в непредвзятом отношении к изделиям любого КБ? А сам Степанец в войну был очевидцем и участником этих испытаний (более того автором этих отчетов).
И где тут реклама? Ах, извините, он боялся, что ему в 90-х представят счет за лоббирование интересов Яковлева в 40-х. Так что-ли?
СК

От ИгорьД
К SK (25.11.2006 17:11:50)
Дата 25.11.2006 20:04:04

Re: 2Owl 283-й...

День добрый!

>И где тут реклама? Ах, извините, он боялся, что ему в 90-х представят счет за лоббирование интересов Яковлева в 40-х. Так что-ли?

И где я такое говорил? Вы напрасно так распаляетесь и накручиваете сами себя. :) Смысл поста был в другом. Разработчик ВСЕГДА будет представлять свою продукцию немного в лучшем свете, чем она есть на самом деле. Это закон жанра, если хотите. А я всего лишь хотел разобраться, почему вдруг у Як-7А скорость оказалась выше, чем у Як-1. Предпосылок, почему так получилось, я не увидел.

>Вот как слышал вас Степанец и посему везде давал ссылки на фонд НИИ ВВС в ЦАМО (даже если аналогичные копии документов были в архиве фирмы). Надеюсь этот орган нет оснований обвинять в непредвзятом отношении к изделиям любого КБ? А сам Степанец в войну был очевидцем и участником этих испытаний (более того автором этих отчетов).

А не вы ли мне говорили в недавнем разговоре о М-105ПВ, что «Степанец бывает неточен», когда я к нему апеллировал? :)

Лично для меня Степанец в вопросах о «яках» - истина в последней инстанции. Но он по большей части работал с документами КБ и представлял интересы КБ в НИИ ВВС, и иногда это надо учитывать. Кроме того, есть и другие, противоречащие Степанцу данные (упомянутый Шавров, например). Не спорю, что специально подготовленный к испытаниям Як-7А на некоторых высотах мог показать скорость выше, чем Як-1. Но только, если это был Як-1 с М-105П, без внесенных в конструкцию по рекомендациям ЦАГИ изменений, улучшающих аэродинамику. То есть «старый» Як-1. Про скорость поздних Як-7Б я не говорю. Там есть причины, почему она выше.

С ув.
Игорь.

От SK
К ИгорьД (25.11.2006 20:04:04)
Дата 28.11.2006 20:37:45

Re: 2Owl 283-й...

Приветствую!

>>И где тут реклама? Ах, извините, он боялся, что ему в 90-х представят счет за лоббирование интересов Яковлева в 40-х. Так что-ли?
>
>И где я такое говорил? Вы напрасно так распаляетесь и накручиваете сами себя. :)
Принято.
>Смысл поста был в другом. Разработчик ВСЕГДА будет представлять свою продукцию немного в лучшем свете, чем она есть на самом деле. Это закон жанра, если хотите.
Правильно, свое дитятко всегда более золотое, чем другие.
>А я всего лишь хотел разобраться, почему вдруг у Як-7А скорость оказалась выше, чем у Як-1. Предпосылок, почему так получилось, я не увидел.
Первое, что характерно - различие в воздухозаборниках нагнетателя. А сл-но потери мощности на всасывание у идентичных ВМГ различные. Отсюда и высотности и скорости.
Второе - качество изготовления. 301 завод - это не бывший комбайновый завод все же.
Третье - различие в системах охлаждения. Более эффективные радиаторы семерок позволяли использовать моторы до упора.
>>Вот как слышал вас Степанец и посему везде давал ссылки на фонд НИИ ВВС в ЦАМО (даже если аналогичные копии документов были в архиве фирмы). Надеюсь этот орган нет оснований обвинять в непредвзятом отношении к изделиям любого КБ? А сам Степанец в войну был очевидцем и участником этих испытаний (более того автором этих отчетов).
>А не вы ли мне говорили в недавнем разговоре о М-105ПВ, что «Степанец бывает неточен», когда я к нему апеллировал? :)
Он действительно бывает неточен в частностях, датах и фактах, но к Якам он был предвзят настолько, насколько ему было поручено по его должности.
>Лично для меня Степанец в вопросах о «яках» - истина в последней инстанции. Но он по большей части работал с документами КБ и представлял интересы КБ в НИИ ВВС, и иногда это надо учитывать.
Он представлял интересы ВВС, а не КБ (в КБ его взяли уже много позже и как раз для того, чтобы собирать по архивам для публикаций АCа данные по самолетам).
>Кроме того, есть и другие, противоречащие Степанцу данные (упомянутый Шавров, например).
Там ошибок еще больше (Шавров многое писал с воспоминаний ветеранов нашего авиастроения).
С ув.
СК

От ИгорьД
К SK (28.11.2006 20:37:45)
Дата 29.11.2006 10:42:07

Re: 2Owl 283-й...

>>Лично для меня Степанец в вопросах о «яках» - истина в последней инстанции. Но он по большей части работал с документами КБ и представлял интересы КБ в НИИ ВВС, и иногда это надо учитывать.

>Он представлял интересы ВВС, а не КБ (в КБ его взяли уже много позже и как раз для того, чтобы собирать по архивам для публикаций АCа данные по самолетам).

Это я прохлопал. Учту.

С ув.
Игорь.

От ZaReznik
К ИгорьД (21.11.2006 22:30:31)
Дата 22.11.2006 13:24:46

Re: 2Owl 283-й...

>Непонятны дифирамбы в адрес раннего Як-7. Что в нем особенного было по сравнению с тем же Як-1, например? Или в 283-м иап ничего кроме "ишаков" не видели?
Гм...а расширенный спектр возможностей? В первую очередь транспортно-грузовых :)))

+ ЕМНИП все отмечали (Еремин, например), что на Як-7 изначально стояли более качественные радиостанции

От ИгорьД
К ZaReznik (22.11.2006 13:24:46)
Дата 24.11.2006 17:11:39

Re: 2Owl 283-й...

>Гм...а расширенный спектр возможностей? В первую очередь транспортно-грузовых :)))

>+ ЕМНИП все отмечали (Еремин, например), что на Як-7 изначально стояли более качественные радиостанции

Но в письме-то именно об этих преимуществах - ни слова. :)

С ув.
Игорь.

От Rocket man
К SK (21.11.2006 16:01:24)
Дата 21.11.2006 21:16:17

Re: 2Owl 283-й...

>Приветствую!
>...Мы могли бы сбить больше, но вооружение слабовато. Если бы вместо ШКАС стояли БС, то наверняка было бы сбито еще три-пять Ю-88...>СК

На этой же почве возник мемуарный конфликт между А.И.Покрышкиным и Наркомом Яковлевым - летчик раскритиковал слабое вооружение Яков, сравнивая его с вооружением Аэрокобры.
Интересно, а как все было на самом деле?

От ZaReznik
К Rocket man (21.11.2006 21:16:17)
Дата 22.11.2006 13:25:58

Re: 2Owl 283-й...

>>Приветствую!
>>...Мы могли бы сбить больше, но вооружение слабовато. Если бы вместо ШКАС стояли БС, то наверняка было бы сбито еще три-пять Ю-88...>СК
>
>На этой же почве возник мемуарный конфликт между А.И.Покрышкиным и Наркомом Яковлевым - летчик раскритиковал слабое вооружение Яков, сравнивая его с вооружением Аэрокобры.
>Интересно, а как все было на самом деле?
Только ЕМНИП годик это был так 1944. И "Яки" савсэм другие

От Rocket man
К ZaReznik (22.11.2006 13:25:58)
Дата 22.11.2006 15:45:58

Re: 2Owl 283-й...

>Только ЕМНИП годик это был так 1944. И "Яки" савсэм другие

Этот именно годик и был. Так тем и показательней, не правда ли? :)

От Owl-99
К Rocket man (22.11.2006 15:45:58)
Дата 22.11.2006 15:51:10

Re: 2Owl 283-й...

>Этот именно годик и был. Так тем и показательней, не правда ли? :)

Хм... Ну так тут-то речь об июне-июле 1942 года. У нас тогда только "Аэрокобры-1" были, а они с Як-7Б (которые, собственно, и хотел получить Морозов в идеале) по мощности вооружения не так чтобы сильно различаются. "Испано" возможно помощнее ШВАКа будет, (впрочем, тут я полный профан, каюсь), но и бк всего 60 снарядов, а у нашей ЕМНИП 140. А БСы, наверное, посильнее кобровских 12,7 браунингов... Ну а 4 7,62 в крыле будум считать бонусом.:)

Owl

От Rocket man
К Owl-99 (22.11.2006 15:51:10)
Дата 22.11.2006 19:49:42

Re: 2Owl 283-й...

>>Этот именно годик и был. Так тем и показательней, не правда ли? :)
>
>Хм... Ну так тут-то речь об июне-июле 1942 года. У нас тогда только "Аэрокобры-1" были, а они с Як-7Б (которые, собственно, и хотел получить Морозов в идеале) по мощности вооружения не так чтобы сильно различаются. "Испано" возможно помощнее ШВАКа будет, (впрочем, тут я полный профан, каюсь), но и бк всего 60 снарядов, а у нашей ЕМНИП 140. А БСы, наверное, посильнее кобровских 12,7 браунингов... Ну а 4 7,62 в крыле будум считать бонусом.:)

>Owl

В том разговоре речь шла ни много ни мало о мощности вооружения, которого хватало бы для одной скоростной атаки по бомбардировщику для его уничтожения, полного аута. У летчиков той дивизии в самом деле была довольно специфическая тактика, вызванная особенностями Кобры. И оружие истребителя в атаке играло едва ли не главную роль.
Кстати, такие истребители Яковлев мог предложить Покрышкину, например, Як-9Т. Однако и они несмотря на схожее вооружение, скорее всего, не подошли по другим параметрам - высотности двигателя, прочности конструкции, надежности систем и т.п. Опять же разница в весе - Кобра лучше пикировала так как была тяжелей, а качество было нужно в бою с немцами.

От Claus
К Rocket man (22.11.2006 19:49:42)
Дата 23.11.2006 16:29:55

Re: 2Owl 283-й...

>В том разговоре речь шла ни много ни мало о мощности вооружения, которого хватало бы для одной скоростной атаки по бомбардировщику для его уничтожения, полного аута.

Лучше Як-7Б у нас все равно ничего в тот момент не было (по вооружению). У немцев, кстати, тоже.



>Кстати, такие истребители Яковлев мог предложить Покрышкину, например, Як-9Т.
Як-9Т, на тот момент новым не был.


>Однако и они несмотря на схожее вооружение, скорее всего, не подошли по другим параметрам - высотности двигателя, прочности конструкции, надежности систем и т.п.
Все это было не хуже, чем у Як-3.


>Опять же разница в весе - Кобра лучше пикировала так как была тяжелей, а качество было нужно в бою с немцами.
А это уже не факт.

От ZaReznik
К Claus (23.11.2006 16:29:55)
Дата 23.11.2006 20:03:05

Re: 2Owl 283-й...

>Лучше Як-7Б у нас все равно ничего в тот момент не было (по вооружению). У немцев, кстати, тоже.
Разве? ЕМНИП уже были в наличии "канонерские" версии Bf-109F

От Rocket man
К Claus (23.11.2006 16:29:55)
Дата 23.11.2006 19:15:50

Re: 2Owl 283-й...


> У немцев, кстати, тоже.

Так мы не о немцах. :)


>>Кстати, такие истребители Яковлев мог предложить Покрышкину, например, Як-9Т.
>Як-9Т, на тот момент новым не был.

Никто не называл их новыми.


>>Опять же разница в весе - Кобра лучше пикировала так как была тяжелей, а качество было нужно в бою с немцами.
>А это уже не факт.

Странно отрицать очевидное.

От летнаб
К Claus (23.11.2006 16:29:55)
Дата 23.11.2006 16:42:37

Re: 2Owl 283-й...

>>Опять же разница в весе - Кобра лучше пикировала так как была тяжелей, а качество было нужно в бою с немцами.
>А это уже не факт.
То, что Кобра лучше и устойчивее пикировала, чем Як - это факт, который неоднократно освещался в авиапрессе военных лет.

От Claus
К ZaReznik (22.11.2006 13:25:58)
Дата 22.11.2006 15:39:12

К тому же АИП испытывал ранний Як-3 с одним БС, а почти все Як-3 были с двумя. (-)


От Rocket man
К Claus (22.11.2006 15:39:12)
Дата 22.11.2006 15:53:27

Re: К тому...

Вы еще вспомните про Як-3П, который, к сожалению, не успел принять участия в боевых действиях. :)

От Claus
К Rocket man (22.11.2006 15:53:27)
Дата 23.11.2006 16:21:15

Еще раз, ПОДАВЛЯЮЩЕЕ БОЛЬШИНСТВО Як-3 были с двумя БСами. С одним БС выпустили м

Еще раз, ПОДАВЛЯЮЩЕЕ БОЛЬШИНСТВО Як-3 были с двумя БСами. С одним БС выпустили менее 200 Як-3, остальные шли с двумя.

>Вы еще вспомните про Як-3П, который, к сожалению, не успел принять участия в боевых действиях. :)
Двухпулеметные Як-3 вполне успели.

От Rocket man
К Claus (23.11.2006 16:21:15)
Дата 24.11.2006 06:27:44

Re: Еще раз,...

>Еще раз, ПОДАВЛЯЮЩЕЕ БОЛЬШИНСТВО Як-3 были с двумя БСами. С одним БС выпустили менее 200 Як-3, остальные шли с двумя.

>>Вы еще вспомните про Як-3П, который, к сожалению, не успел принять участия в боевых действиях. :)
>Двухпулеметные Як-3 вполне успели.


Что ж Вы мне это так доказываете - я разве спорю? :) И не говорил я ничего про один БС :)
Что бы на них не стояло, сбить или критично повредить бомбер с одной СКОРОСТНОЙ атаки, не задерживаясь у него на "шести" на Яке было ГОРАЗДО сложней, чем на Кобре. Надеюсь с этим спорить Вы не будете?

От timsz
К Rocket man (24.11.2006 06:27:44)
Дата 24.11.2006 17:42:35

Буду. :)

>Что бы на них не стояло, сбить или критично повредить бомбер с одной СКОРОСТНОЙ атаки, не задерживаясь у него на "шести" на Яке было ГОРАЗДО сложней, чем на Кобре. Надеюсь с этим спорить Вы не будете?

Именно на скоростной атаке всадить 20-мм можно больше, чем 37-мм. Может, всего на один, но этот один будет 20-мм.

;)

От Rocket man
К timsz (24.11.2006 17:42:35)
Дата 24.11.2006 20:45:14

Re: Буду. :)

>>Что бы на них не стояло, сбить или критично повредить бомбер с одной СКОРОСТНОЙ атаки, не задерживаясь у него на "шести" на Яке было ГОРАЗДО сложней, чем на Кобре. Надеюсь с этим спорить Вы не будете?
>
>Именно на скоростной атаке всадить 20-мм можно больше, чем 37-мм. Может, всего на один, но этот один будет 20-мм.

>;)

Сам подумай, что лучше всадить в бомбер за один скоростной проход - пару-тройку-четверку 20-мм снарядов или два-три 37-мм фугасные болванки и что было с бомберами (истребителями) от их детонации? :)
А при гашетке, выведенной на все стволы, к болванкам добавлялись еще с дюжину разнокалиберных пуль...
Впрочем, летчикам видней нас было на чем им лучше воевать. :)

От Olkor
К Rocket man (24.11.2006 20:45:14)
Дата 24.11.2006 21:11:33

А "фугасные болванки" эт как?

Если болванки 37 мм, то по сравнению с ОФ 20 мм может и похуже быть...

От Rocket man
К Olkor (24.11.2006 21:11:33)
Дата 24.11.2006 21:32:31

Re: Это никак :)

>Если болванки 37 мм, то по сравнению с ОФ 20 мм может и похуже быть...

Описался - фугасных "болванок" в принципе не могло быть.

От Olkor
К Rocket man (24.11.2006 21:32:31)
Дата 24.11.2006 21:36:12

Re: Это никак...

>>Если болванки 37 мм, то по сравнению с ОФ 20 мм может и похуже быть...
>
>Описался - фугасных "болванок" в принципе не могло быть.

Я, кстати, тоже описался: должно быть так -
Если болванки 37 мм, то по сравнению с ними ОФ 20 мм может и похуже быть...

От Rocket man
К Olkor (24.11.2006 21:36:12)
Дата 24.11.2006 21:46:16

Re: Это никак...

>>>Если болванки 37 мм, то по сравнению с ОФ 20 мм может и похуже быть...
>>
>>Описался - фугасных "болванок" в принципе не могло быть.
>
>Я, кстати, тоже описался: должно быть так -
>Если болванки 37 мм, то по сравнению с ними ОФ 20 мм может и похуже быть...

Нет - я фугасные 37 мм снаряды имел ввиду. Хотя и бронебойная болванка, думаю, в конструкции способна была нехилую дыру проделать. Правда, советские Кобры вроде как только фугасами снаряжались... А это все-таки наверняка жестче, чем ОФ 20 мм.

От Olkor
К Rocket man (24.11.2006 21:46:16)
Дата 25.11.2006 07:05:52

Re: Это никак...

>Нет - я фугасные 37 мм снаряды имел ввиду. Хотя и бронебойная болванка, думаю, в конструкции способна была нехилую дыру проделать. Правда, советские Кобры вроде как только фугасами снаряжались... А это все-таки наверняка жестче, чем ОФ 20 мм.

А ветераны говорят что были бронебойные... Опять же - куда ББ прилетит. Если через обшивку и не заденет силовой набор, то слабее, нежели ОФ, а если по двигателю...

От timsz
К Rocket man (24.11.2006 20:45:14)
Дата 24.11.2006 21:08:19

Re: Буду. :)

>Сам подумай, что лучше всадить в бомбер за один скоростной проход - пару-тройку-четверку 20-мм снарядов или два-три 37-мм фугасные болванки и что было с бомберами (истребителями) от их детонации? :)

Подозреваю, что там соотношение 3-5 или 0-1. Поэтому неочевидно...

>Впрочем, летчикам видней нас было на чем им лучше воевать. :)

Согласен. Притом вооружение не единственный фактор. И если разница небольшая, то лучше воевать на том, что хорошо освоил. И к чему лежит душа.

От Claus
К Rocket man (24.11.2006 06:27:44)
Дата 24.11.2006 11:03:14

Зависит от того какая кобра и какой Як

>Что бы на них не стояло, сбить или критично повредить бомбер с одной СКОРОСТНОЙ атаки, не задерживаясь у него на "шести" на Яке было ГОРАЗДО сложней, чем на Кобре. Надеюсь с этим спорить Вы не будете?

Зависит от того какая кобра и какой Як.
Преимуществ у кобры с 20 мм перед Яком с 20 +2*12.7 я не вижу никаких.

Преимуществ у кобры с 37 мм перед Як-9Т или Як-9УТ тоже не заметно.

Вот если сравнить самую сильновооруженную кобру с самым слабовооруженным Яком - тогда разница действительно будет.

От Rocket man
К Claus (24.11.2006 11:03:14)
Дата 24.11.2006 20:50:02

Re: Зависит от...


>Зависит от того какая кобра и какой Як.
>Преимуществ у кобры с 20 мм перед Яком с 20 +2*12.7 я не вижу никаких.

Так оно, но речь идет о споре, в котором имелись ввиду Аэрокобры с 37-мм пушками.

>Преимуществ у кобры с 37 мм перед Як-9Т или Як-9УТ тоже не заметно.

Хм - у каждого истребителя были свои достоинства и недостатки. Перечислять все плюсы и минусы ЭТИХ машин слишком долго. :)

>Вот если сравнить самую сильновооруженную кобру с самым слабовооруженным Яком - тогда разница действительно будет.

О том и речь. :)

От SK
К Rocket man (22.11.2006 15:53:27)
Дата 22.11.2006 16:10:37

Re: К тому...

>Вы еще вспомните про Як-3П, который, к сожалению, не успел принять участия в боевых действиях. :)
А чего вспоминать! Два Бса - это 15 июня 1944 г.. Как раз с момента полного перехода заводов на тройки.
СК

От kfmut
К SK (21.11.2006 16:01:24)
Дата 21.11.2006 19:24:21

а что такое "Як-7 с Б.С.М."? (-)


От SK
К kfmut (21.11.2006 19:24:21)
Дата 21.11.2006 20:41:29

Re: а что...

Автор письма к сожалению ответить не может, равно как и машинистка в КБ, перепечатывавшая (повидимому) рукописное письмо.
СК

От Owl-99
К SK (21.11.2006 20:41:29)
Дата 21.11.2006 21:50:21

ИМХО это Як-7Б с БСами имеется в виду. (-)


От Alex
К SK (21.11.2006 16:01:24)
Дата 21.11.2006 17:41:23

Это ГСС Галкин, ранее воевавший в 4 ИАП. В 283-м он погиб. (-)


От SK
К Alex (21.11.2006 17:41:23)
Дата 21.11.2006 18:11:45

Там небольшая ошибка по тексту. Правильно будет

Они шли бомбить боевые порядки наших войск, но, вступив с ними в бой, после короткой схватки, я поджег одного из них, вслед за ним сбил второго Герой Советского Союза старший лейтенант Галкин и третьего сбил лейтенант Грищенко.
Т.е.ГСС Грищенко - это неправильно (Грищенко П.Л. стал ГСС 1.7.44 да и один и тот же ли это человек).
СК

От Owl-99
К SK (21.11.2006 18:11:45)
Дата 21.11.2006 18:27:03

Это не тот Грищенко.

>Т.е.ГСС Грищенко - это неправильно (Грищенко П.Л. стал ГСС 1.7.44 да и один и тот же ли это человек).

Иван Семенович, тоже довольно крутой ас - 12 + 7, но Героя он не получил...

Owl

От SK
К Owl-99 (21.11.2006 18:27:03)
Дата 21.11.2006 20:37:37

Вот еще кусочек мемуаров

Судя по ним в июне-июле 42 г. 283-й иап был не так уж и крут, как его описывал командир в письме Яковлеву.

...И возвращались с победой: Сборник воспоминаний [Сост. Н. Я. Кондратьев].- Л.: Лениздат, 1986.-350 с., ил. Тираж: 50000 В.М.Поваров Поединок

Раннее июньское утро 1942 г. Над научно-испытательным аэродромом еще стоит густой туман, а на одной из его стоянок уже заканчиваются последние приготовления. Сегодня на Волховский фронт вылетает наш 283-й истребительный авиационный полк (ИАП).
Летный состав - в основном молодежь 19-20 лет, окончившая училища в 1941 г. и прошедшая короткий курс боевой подготовки в запасном авиационном полку. Но есть и опытные, не раз участвовавшие в воздушных боях "старики", на счету которых уже имеются сбитые немецкие самолеты. Это командиры эскадрилий и звеньев в возрасте 21-24 лет.
Настроение у всех приподнятое. Мы долго и с нетерпением ждали этого дня, и не потому, что надеялись на легкие победы. Нам было хорошо известно, что немецкая авиация - сильный, опытный и опасный противник, бороться с которым будет очень трудно, но владевшее каждым из нас чувство ненависти к врагу звало к активным боевым действиям. Я к этому времени имел, как мне тогда казалось, солидный летный стаж - четыре с половиной года и ранение, полученное в первые дни войны возле города Каунаса. После излечения в госпитале служил летчиком-инструктором в запасном полку, откуда благодаря настойчивым просьбам был зачислен в боевой 283-й ИАП, так что тоже относился к числу "стариков".
Иду к самолетам своего звена. К сожалению, один из летчиков звена отстранен от полетов за плохую ориентировку в воздухе, поэтому в перелет я и летчик А.Лукьяненко идем вместе с парой командира эскадрильи, Героя Советского Союза, старшего лейтенанта Михаила Петровича Галкина. Тщательно осматриваю самолет, хотя твердо знаю, что техник Володя Сенич очень добросовестный и содержит его в идеальном порядке. Темно-зеленый "ястребок", Як-7б с черными пятнами камуфляжа и большим белым номером 34 на руле поворота, дорог мне, как живое и близкое существо. В полете мы с ним представляем единое целое, от его летных качеств и моего профессионального умения будет зависеть исход предстоящих боев.
- Летный состав, к командиру!
Забираю планшет и бегу получать указания по полету. Определяется боевой порядок группы, сообщаются радиоволна и позывные, на которых будем работать в воздухе. Голубое небо, жаркое с утра солнце словно наверстывают упущенную за время сильных дождей летную погоду.
Команда: "По самолетам!" Надеваю парашют и поднимаюсь в кабину. Настраиваю рацию, заряжаю пушку и пулеметы.
Первой выруливает и взлетает пара М.П.Галкина. Эти самолеты, кажется, само аэродинамическое совершенство: красивые и стремительные, они проносятся над вершинами деревьев и быстро уменьшаются в размерах. Наступает и мой черед. Запрашиваю готовность ведомого. Готов! Затем точно так же обращаюсь за разрешением к стартеру. Как только белый флажок в его руке открывает мне путь, плавно даю вперед сектор газа и, отжимая ручку управления от себя, поднимаю хвост самолета. Стремительно ускоряя бег, он приближается к виднеющемуся на границе аэродрома лесу. Реже и мягче становятся его толчки на неровностях, пока не прекращаются совсем. Я - в воздухе. Убираю шасси, перехожу в набор высоты и на мгновение оборачиваюсь на ведомого. Лукьяненко хорошо выдерживает заданные интервалы и дистанцию. На круге пристраиваемся к первой паре и уже в боевом порядке вновь проходим над ставшим для нас дорогим аэродромом, над его бетонной дорожкой славы, с которой когда-то стартовали к мировой известности Чкалов, Громов, Гризодубова и многие летчики-испытатели, дававшие путевку в жизнь новым боевым самолетам. Мы как бы принимаем эстафету их славных дел.
Слева, сквозь голубую вуаль дымки, просматривается бескрайний массив огромного города. Это Москва. Высота две тысячи метров. Пересекаем Химкинское водохранилище. Внизу проплывают знакомые места. Над ними я летал, когда служил в Московской зоне ПВО.
Слева внизу тонкой путеводной нитью, безотлучно сопровождающей нас на маршруте, тянется линия Октябрьской железной дороги, которая надежно выводит всю группу прямо на аэродром Клина. Приземлившись, быстро производим дозаправку и уточняем маршрут дальнейшего полета. Однако вылет задерживается. Едва заметно накрапывающий дождь переходит в сильный ливень. Пережидая его, сидим в самолетах, а чувствуем себя, как в подводных лодках. Плотность стекающего по стеклам кабин потока изолировала нас от внешнего мира. Наши самолеты стоят рядом, но мы едва различаем друг друга. Включаю приемник и слушаю Москву. Передают арию Дубровского:
О дай мне забвенье, родная,
Согрей у себя на груди.
И, детские сны навевая,
Дай прежнее счастье найти...
Слова и мелодия арии уносят в мирное время...
Водная феерия кончается так же внезапно, как и началась. Над нами вновь голубое небо. Мы снова в Полете. Внимательно слежу за воздухом. Сверяюсь по карте с местностью. Идем точно по курсу, выдерживая заданные скорость и время. Это заслуга М.П.Галкина, результат его высокого летного мастерства. Впереди группа озер, придающих всей местности сказочно живописный вид. Но нам не до любования земными красотами: в прифронтовой полосе в любой момент могут появиться фашистские самолеты. В напряженном ожидании такой встречи проходит около часа. Вот-вот должна быть Хвойная. Вдалеке среди лесных массивов возникают строения населенного пункта и большое поле-аэродром. Проходим над его краем. Командир эскадрильи распускает четверку, и мы поочередно заходим на посадку.
Пообедав, ждем "дугласы" с техсоставом. Здесь без прикрытия истребителей им летать уже нельзя.
- Позавчера, - рассказывают нам, - рискнули выпустить два "Дугласа", и оба были сбиты. Экипажи погибли.
Ожидаемые нами "дугласы" прилетели только к вечеру. После короткого уточнения предстоящего взаимодействия между их экипажами и истребителями они взлетают и уходят от Хвойной уже под прикрытием наших "Яков". Мне улететь не удалось, еще на выруливании вдруг отказал мотор.
Вылетел на следующее утро один. Иду на высоте 100 метров. Главная задача - найти свой аэродром, где я ни разу не был и который, как меня информировали, ничем не выделяется среди полей. При подходе к станции Будогощь осматриваюсь особенно внимательно. Чуть южнее станции замечаю в небе дымки сигнальных ракет. Сверяюсь с картой. Действительно, там, в районе деревни Гремячево, должен быть наш аэродром. А ракеты - это забота товарищей на земле, старающихся помочь мне сориентироваться. Делаю круг и, убедившись, что это действительно то, что мне нужно, захожу на посадку. Осторожно, на малых оборотах, подхожу к посадочному "Т", убираю газ и приземляюсь. Подрулив к одному из капониров, выключаю мотор. Около большого куста, ставшего впоследствии ориентиром места импровизированного КП, вижу командира полка майора И.С.Морозова и начальника штаба полка майора Ф.А.Тетерядченко. Вылезаю из кабины, подбегаю, докладываю:
- Товарищ майор! Командир звена лейтенант Поваров прибыл на фронт для борьбы с фашистскими оккупантами,
- Ну что ж, поздравляю с благополучным прибытием.
В небе, со стороны фронта, появляется группа самолетов. По силуэтам вижу - это "Яки". Они идут беспорядочно на растянутых интервалах и дистанциях.
- Вели бой, - констатирует командир первой эскадрильи лейтенант Е.Елисеев.
- Вроде все целы, - с облегчением замечает кто-то.
- Похоже, похоже, - думая о чем-то своем, соглашается командир полка.
Хочется скорее услышать впечатления своих товарищей о противнике. Над Будогощью самолеты пикируют и на малой высоте, чтобы не демаскировать аэродром, заходят на посадку. Последним, как потом выяснилось, подходит самолет летчика И.Сибиркина. Видимо успокоившись, что уже дома, а может, понадеявшись на прикрытие охраняющих Будогощь зенитчиков, он не заметил, как из-за облаков в хвост ему зашел Me-109. Пристроившись на пикировании, он открыл по Сибиркину огонь. Порыв ветра донес до нас звуки его стрельбы, и оба самолета скрылись за макушками деревьев. Но это еще был не конец. Заключительный акт трагедии произошел на наших глазах.
Самолет Сибиркина вынырнул из-за леса и на полном газе пронесся над окраиной летного поля. А сзади, вплотную к нему, как привязанный, маневрируя, шел "мессер" и короткими очередями расстреливал нашего товарища, пока тот не рухнул за одним из капониров, взметнув к небу столб огня и дыма.
Первый день на фронте, и первая встреча с врагом... И все же гибель И.Сибиркина не только оставила в душе каждого из нас боль и досаду, но и властно напомнила об осмотрительности. Правда, об этом нам постоянно говорили наши командиры. Но одно дело - слова, которые часто воспринимаются как воспитательный прием, когда для большей убедительности умышленно сгущаются краски, и совсем другое - наглядный урок, полученный такой дорогой ценой. Так, погибший И.Сибиркин стал невольным участником и помощником во многих наших последующих боях. Он летал в каждом из нас, постоянно напоминая и требуя видеть все даже там, где в обычных условиях это кажется невозможным. Через несколько дней в результате внезапной атаки мои товарищи открыли счет сбитым "мессерам" и "юнкерсам". Я от души радовался и завидовал их успехам. Счастливцы! Они уже вносили свой вклад в нашу Победу.
...Молчаливый от жары лес к вечеру вновь оглашается звуками птичьих голосов. Тени от деревьев становятся длиннее, принося спасительную прохладу. На волейбольной площадке идет азартная борьба за первенство между летным составом первой и второй эскадрилий. Чуть в стороне, на другой площадке, вступили в соревнование городошники. И тут и там разгоряченные лица, и тут и там веселые шутки и комментарии болельщиков, всеобщий смех. И трудно поверить, что близко фронт. Даже артиллерийская канонада в стороне Киришей воспринимается отзвуками далекой и безобидной грозы.
А в капонирах возле самолетов идет напряженная работа техсостава. Сделать надо многое. Война не знает мелочей и жестоко мстит за каждое упущение. Это я уже испытал на себе...
30 июня наша четверка "Яков" возвращалась домой после штурмовки немецких позиций в Грузине. Пробивая облака, мы неожиданно выскочили прямо на пару фашистских бомбардировщиков Хе-111, возвращавшихся из нашего тыла. Атакуя первым, я захожу на задний бомбардировщик. Его стрелок почему-то замешкался, и мне удалось подойти к фрицу метров на сто. Предчувствуя близкую победу, до боли в пальцах жму на все гашетки, но оба пулемета и пушка молчат. Время упущено. Проскакиваю над бомбером и, делая разворот, вижу, как идущий вслед за мной товарищ буквально разносит своим огнем пилотскую кабину противника. Лишенный управления "хейнкель" переходит в падение. Враг уничтожен, но это не моя заслуга. Как потом выяснилось, причина моей неудачи была в том, что весь боекомплект был расстрелян при штурмовке. После такого случая всегда старался стрелять только наверняка и всегда оставлять, пусть небольшой, запас патронов и снарядов...
- Командира полка к телефону! - прервал мои размышления голос оперативного дежурного.
И хотя этот вызов относится только к командиру полка, все вдруг настораживаются. Глаза каждого устремлены на разговаривающего по телефону майора И.С.Морозова. По выражению его лица и обрывкам фраз, сказанных в телефонную трубку, стараемся угадать предстоящее задание. Закончив разговор, майор неторопливо, как бы оценивая, обводит взглядом застывших в ожидании летчиков и начинает перечислять фамилии:
- Рябенко, Филатов, Поваров, Михайлов, Зайцев! Поправляя комбинезоны, затягивая ремни, бежим к майору и выстраиваемся перед ним.
- Задание будет кратким,- начал И.С.Морозов.- Над Киришами появился "хеншель". Он ведет корректировку огня своей артиллерии. Надо уничтожить его. Ясно?
- Ясно! - отвечаем хором.
- По самолетам!
Разбегаемся по машинам. Мой "Як" стоит ближе всех, поэтому особенно не тороплюсь. С помощью техника Володи Сенчина надеваю парашют и поднимаюсь в кабину. Над лесом с треском взлетает и повисает в воздухе зеленый дымок сигнальной ракеты. Запускаю мотор.
Проверяя приемистость, плавно двигаю сектор газа вперед. Убедившись, что мотор не захлебывается, а быстро набирает обороты, сбавляю газ. Даю техникам сигнал, чтобы убрали фиксирующие колодки. Вижу, как, покачиваясь на неровностях аэродрома, со всех сторон выруливают на старт истребители и один за другим уходят в воздух. Взлетаю последним. Убираю шасси и, срезая круг, направляю самолет в предполагаемую точку, где должен встретиться со своим ведущим. И вот вся пятерка в сборе. Мы с Я.Рябенко занимаем определенное нам командиром место. Наша задача - прикрыть звено от немецких истребителей, когда оно будет уничтожать корректировщика.
На бреющем подходим к исходному пункту маршрута - станции Будогощь. Отсюда, с набором высоты, берем курс на Кириши. Идем вдоль железной дороги. На высоте три тысячи метров переходим в горизонтальный полет. Впереди блестит в лучах солнца Волхов. Его русло, изогнутое подобно гигантской сабле, разделяет наши и немецкие войска, и лишь в одном месте тонкой трещиной выделяется взорванный железнодорожный мост. Здесь немцы форсировали Волхов, образовав на восточном берегу Киришский плацдарм.
Подходим ближе. На восточной опушке леса, окаймляющей то, что раньше было Киришами, а сейчас представляет собой обширную площадь, сплошь перепаханную снарядами, видны вздымающиеся к небу султаны разрывов. Там позиции наших войск. По ним ведет огонь немецкая артиллерия, корректируемая "хеншелем". Он - ее глаза, которые отыскивают в нашей обороне цели. Наша задача - уничтожить эти глаза. Но батареи, словно угадав наше намерение, прекращают огонь. Видимо, экипаж "хеншеля", а по-нашему - "костыля", решил не рисковать и ретировался. Идем вдоль берега Волхова. Воздух чист. Выше нас только один МиГ-3 из соседнего полка. Наверное, тоже в поисках "хеншеля". Проходит минут десять нашего барражирования над передним краем, когда на противоположной стороне реки в лучах заходящего солнца замечаю две идущие друг за другом черточки. "Мессеры"! Имея преимущество в высоте, они направляются прямо к МиГу. В наушниках шлемофона слышу свой позывной и команду Я.И.Рябенко: "Помоги соседу!"
Полный газ. Лечу вверх, тороплюсь. "Мессеры" уже пересекли Волхов и атакуют ничего не подозревающий МиГ. Несколько секунд взаимного маневрирования, и наш самолет сваливается в отвесное пике. Неужели сбит? Теперь мне предстоит вести бой одному против двух немецких истребителей, находящихся к тому же выше меня. Преимущество в скорости и вертикальном маневре на их стороне.
Правда, пока обстановка складывается для меня благополучно. Немцы не замечают мой "Як". Их ведущий пикирует на нашу четверку. Через несколько секунд то же пытается сделать и ведомый. Однако, заметив меня, он резко уходит вверх и, сохраняя левый крен, наблюдает за моими действиями. Расстояние между нами настолько мало, что хорошо вижу обращенное в мою сторону лицо противника. Так мы идем на параллельных курсах и внимательно рассматриваем друг друга.
Атаковать его я не могу, выйти из боя - тоже. Запас высоты позволяет немцу догнать меня и, без всякого риска для себя, расстрелять. Его пассивность воспринимаю как уверенность в победе и как садистское наслаждение моей беспомощностью. Это и злит меня и настораживает. В таком положении я могу только ждать. Но вот фашист переходит к решительным действиям. На пологом снижении он атакует меня с правого борта. Чувствую на себе пристальный взгляд вражеских глаз. Заметив дымные трассы пуль и снарядов, устремившиеся к моему самолету, резко ухожу под "мессера". Ведя огонь, немец проносится надо мной, делает "горку" и тут же атакует слева. Энергично маневрирую среди дымных трасс, которые со всех сторон, словно сетью, окружают мой самолет. К счастью, это только следы пуль и снарядов, которые уже прошли мимо. Уверовав в свое превосходство, немец наглеет и теряет осторожность. Завершая одну атаку из задней полусферы, он проносится надо мной так близко, что его спутная струя сильно встряхивает мой "Як". Но мне сейчас не до ощущений. "Мессер" оказывается впереди и совсем рядом. Доворачиваю и на полном газу пикирую вслед за ним. Силуэт вражеского самолета заполняет сетку прицела. Дистанция так мала, что боюсь и столкнуться, и упустить еще одну возможность для первой победы.
Жму на гашетки. Отчетливо вижу, как светящийся пунктир моих пуль и снарядов разрушает хвостовую часть "мессера". Навстречу мне летят его обломки. Потом появляется пламя и дым. Ухожу в сторону, осматриваюсь, Где-то рядом может оказаться второй "мессер". Но в поле зрения никого. Сопровождаю подбитую машину. Ее летчик, видимо, убит, так как он даже не пытается воспользоваться парашютом. В дыму и пламени несутся к земле останки врага и исчезают в пучине болота.
Очередной бой один на один и в этот раз закончился моей победой. Помимо Хе-88 и Ме-110, сбитых в составе группы, я записал в своей атаке еще один стервятник. Это - месть за погибших товарищей.
СК

От Rocket man
К SK (21.11.2006 20:37:37)
Дата 21.11.2006 22:04:50

Re: Вот еще...

Интересный пример про проскакивание мессера.
Так ведь никто и не спорит, что Яки были хороши - для борьбы с истребителями. :)

От Owl-99
К Rocket man (21.11.2006 22:04:50)
Дата 21.11.2006 22:21:27

Там "между строчек" в общем не так уж радужно

>Интересный пример про проскакивание мессера.
>Так ведь никто и не спорит, что Яки были хороши - для борьбы с истребителями. :)

"Таких самолетов, как Як-7, у нас еще не было, да, пожалуй, и нет." - полк пересел на Як-7 с ишаков - конечно, прогресс заметен был... Но наряду со славословием и явным подхалимажем, проскакивает и такое:

"Мы могли бы сбить больше, но вооружение слабовато. Если бы вместо ШКАС стояли БС..."

"Но и здесь нас немного подвело вооружение: у ШВАК почти на всех самолетах была неотдача."

"...потеряли свой один и лишь только потому, что у него не убрались шасси, не стали на замок (дефект завода)."

"...ему не хватает только немного скорости, мотор слабоват и имеет много дефектов."

То есть плохой мотор и вооружение слабое, да еще и дефектов сборки полно. Не фонтан, вообще-то!

Owl

От amyatishkin
К Owl-99 (21.11.2006 22:21:27)
Дата 22.11.2006 11:27:03

Как я помню, это письмо пользовалось Яковлевым

для продвигания своих машин. Если обратите внимание - из указанных недостатков все относятся на счет мотора, сборки самолета, отказов/недостатка вооружения.

>"Таких самолетов, как Як-7, у нас еще не было, да, пожалуй, и нет." - полк пересел на Як-7 с ишаков - конечно, прогресс заметен был... Но наряду со славословием и явным подхалимажем, проскакивает и такое:

>"Мы могли бы сбить больше, но вооружение слабовато. Если бы вместо ШКАС стояли БС..."

>"Но и здесь нас немного подвело вооружение: у ШВАК почти на всех самолетах была неотдача."

>"...потеряли свой один и лишь только потому, что у него не убрались шасси, не стали на замок (дефект завода)."

>"...ему не хватает только немного скорости, мотор слабоват и имеет много дефектов."

>То есть плохой мотор и вооружение слабое, да еще и дефектов сборки полно. Не фонтан, вообще-то!

Письмо легко можно показать ИВС при визите и нажаловаться на низкую квалификацию завода или нехватку БС.

От SK
К amyatishkin (22.11.2006 11:27:03)
Дата 22.11.2006 11:50:49

Re: Как я...

>для продвигания своих машин. Если обратите внимание - из указанных недостатков все относятся на счет мотора, сборки самолета, отказов/недостатка вооружения.
>Письмо легко можно показать ИВС при визите и нажаловаться на низкую квалификацию завода или нехватку БС.
А это ведь голая правда. Конструктор создал идею, воплотил ее в опытный образец, предусмотрел технологичность. В чем его вина, что серийные машины отличаются от опытной машины? Почему он не должен продвигать свою машину? Потому что знает, что в серии ее угробят? Или он должен был выбивать себе другой мотор, завод, пулемет? И почему конструктор должен отвечать за изготовителей! У тех свои начальники (хорошо хоть в конкретном случае Яковлев мог влиять на директоров заводов). А что было до войны? Послали его с И-26 на 1-м заводе (и не только) и все.
Это серия должна тянуться за отлаженной опытной машиной, а не наоборот ОКБ должно исправлять огрехи серийных заводов.
СК

От ZaReznik
К SK (22.11.2006 11:50:49)
Дата 22.11.2006 13:33:04

Re: Как я...


>Конструктор создал идею, воплотил ее в опытный образец, предусмотрел технологичность.
Вот как раз технологичность особо и не предусмотрел, коль скоро в серии столь катастрофически качество подупало.

....

> И почему конструктор должен отвечать за изготовителей!
А это ИМХО наша порочная практика - разделение ОКБ и серийных заводов, последствия которой наш пост-СССРовский авиапром отгребает до сих пор. ИМХО - за самолет должна отвечать одна "вывеска", одна "фирма".

Другой вопрос, а насколько этично пинать именно Яковлева за то, что он пользовался определенными недостатками (хм...скорее особенностями) системы.

От SK
К ZaReznik (22.11.2006 13:33:04)
Дата 22.11.2006 16:05:45

Re: Как я...

Приветствую!
>>Конструктор создал идею, воплотил ее в опытный образец, предусмотрел технологичность.
>Вот как раз технологичность особо и не предусмотрел, коль скоро в серии столь катастрофически качество подупало.
Он надеялся, что серийный мотор будет с разбросом мощности плюс-минус 5 %, а серийный завод получил моторы с разбросом мощности 10 %.
Про моторы можно толковать еще много.Пока еще наши архивокопатели не дошли до фондов моторостроительных заводов. Уже по тому, что известно, можно плакать, а что еще предстоит открыть. Например, сколько моторов браковалось на заводах военной приемкой и как их завод переводил в разряд вполне годных (не списывал же).
Но и самолетостроители добавили чуть от себя. Если посмотреть на знаменитые "штаны" нагнетателя у семерок и девяток, то они все ручной сборки (кривые и косые, с отверстиями под шпильки размечаемыми ПО МЕСТУ, с вмятинами и т.д., а посему невзаимозаменяемые). Я далек от мысли, что на других типах машин эта деталь была лучшего качества изготовления. Потери же скоростного напора в каналах воздуховодов нагнетателя - одна из серьезных причин потери мощности.
И здесь минус на минус плюс не дает.
У Яковлева на опытном заводе медник с 20-летним стажем эти "штаны" как по лекалу выбил. А пацан в Новосибирске - выбивал по болвану, сам выбиваясь из сил. А другой такой же пацан варил швы вкривь и вкось, а третий эти швы зачищал - лишь бы ОТК приняло. Входные и выходные отверстия сошлись по шаблону - и хорошо. Как вот это должен был учесть конструктор? Правильно - применить штамповку и сварку-автомат. А где взять эти станки?
Сделать деталь проще - тоже не получится. Она как раз должна быть переменной кривизны и сужающегося сечения.
Мимоходом заметим, что на М-105 вход нагнетателя был прямоугольный, а на М-107 уже круглый. Как теперь сопрягать вход и выход "штанов"? Кто "подложил" эту свинью сразу ясно - Климов со товарищи. А "дерут" за недобор скоростей по постановлению ГКО Лисицина и Яковлева.
СК

От Claus
К ZaReznik (22.11.2006 13:33:04)
Дата 22.11.2006 15:51:45

Re: Как я...

>Вот как раз технологичность особо и не предусмотрел, коль скоро в серии столь катастрофически качество подупало.
Данные падали у всех серийных самолетов, а не только у Яков.
И Як здесь далеко не самый худший.

>> И почему конструктор должен отвечать за изготовителей!
>А это ИМХО наша порочная практика - разделение ОКБ и серийных заводов, последствия которой наш пост-СССРовский авиапром отгребает до сих пор. ИМХО - за самолет должна отвечать одна "вывеска", одна "фирма".
А как быть, если одну модель самолета несколько заводо выпускают.


>Другой вопрос, а насколько этично пинать именно Яковлева за то, что он пользовался определенными недостатками (хм...скорее особенностями) системы.
Он в этой системе работал и действовал по ее правилам. Также и другие конструкторы действовали.

От ZaReznik
К Claus (22.11.2006 15:51:45)
Дата 22.11.2006 16:09:38

Re: Как я...

>>Вот как раз технологичность особо и не предусмотрел, коль скоро в серии столь катастрофически качество подупало.
>Данные падали у всех серийных самолетов, а не только у Яков.
>И Як здесь далеко не самый худший.
Сравним с Bf-109G? :))

>>> И почему конструктор должен отвечать за изготовителей!
>>А это ИМХО наша порочная практика - разделение ОКБ и серийных заводов, последствия которой наш пост-СССРовский авиапром отгребает до сих пор. ИМХО - за самолет должна отвечать одна "вывеска", одна "фирма".
>А как быть, если одну модель самолета несколько заводо выпускают.
А как строились все те же Bf-109 на многих заводах разных фирм? Но за всё отвечал "Мессершмитт".
Точно также клепали на многих заводах в США, но первый ответчик - был один. А дальше он уже самостоятельно с субподрядчиками разбирался.

>>Другой вопрос, а насколько этично пинать именно Яковлева за то, что он пользовался определенными недостатками (хм...скорее особенностями) системы.
>Он в этой системе работал и действовал по ее правилам. Также и другие конструкторы действовали.
Ну дык вот по-этому и могли, например, про Бартини сказать, что он мол излишне увлекался опытным самолетостроением, но не доводил идеи до серии.

От SK
К ZaReznik (22.11.2006 16:09:38)
Дата 22.11.2006 16:26:02

Re: Как я...

>>>> И почему конструктор должен отвечать за изготовителей!
>>>А это ИМХО наша порочная практика - разделение ОКБ и серийных заводов, последствия которой наш пост-СССРовский авиапром отгребает до сих пор. ИМХО - за самолет должна отвечать одна "вывеска", одна "фирма".
>>А как быть, если одну модель самолета несколько заводо выпускают.
>А как строились все те же Bf-109 на многих заводах разных фирм? Но за всё отвечал "Мессершмитт".
А факты можно в студию? Ни разу не встречал воспоминаний, что пилоты ЛВ "нехорошо" отзывались о Мессах собранных на Физелере, например, или на другом заводе. А Вилли при этом вызывали к Шахту на ковер и трясли как липу. Или просто недоплачивали за каждый некачественный самолет н-ую сумму. Я лично с удовольствием посмотрел бы данные контрольных испытаний мессов разных заводов и серий выпуска немецкой военной приемкой. Как у них было в реале с разбросом скоростей? А то в мануале дано -5% и все.
СК

От ZaReznik
К SK (22.11.2006 16:26:02)
Дата 22.11.2006 18:09:53

Re: Как я...

хм...ну жалобы, например, на то что Bf-109G отличались наихудшым качеством сборки проскакивают в разных источниках, а вот какова была метода подачи жалобы и дальнейшей раздачи "кнутов без пряников" - самому интересно бы глянуть

У немцев, правда, была железобетонная отмазка: "Бомбили" (почти Саид к/ф "Белое солнце...")

От kalender
К SK (22.11.2006 16:26:02)
Дата 22.11.2006 17:01:44

Re: Как я...


>А факты можно в студию? Ни разу не встречал воспоминаний, что пилоты ЛВ "нехорошо" отзывались о Мессах собранных на Физелере, например, или на другом заводе. А Вилли при этом вызывали к Шахту на ковер и трясли как липу. Или просто недоплачивали за каждый некачественный самолет н-ую сумму. Я лично с удовольствием посмотрел бы данные контрольных испытаний мессов разных заводов и серий выпуска немецкой военной приемкой. Как у них было в реале с разбросом скоростей? А то в мануале дано -5% и все.
>СК
Не, не трясли... Мильх просто собирался его в концлагерь отправить за невыполнение его указаний. А завод поставить (или даже поставил) под внешнее управление РЛМ

От SK
К Owl-99 (21.11.2006 22:21:27)
Дата 22.11.2006 11:02:16

А результат

сбитых за 15 дней не липовый?
Там еще из той же оперы про м/ч: прибыло 13, летало 8. Да и о потерях своих немного вскользь сказано.
Кстати интересен пассаж по прикрытие истребителей других полков (это тех, которые на штурмовки ходили наверное).
СК

От Owl-99
К SK (22.11.2006 11:02:16)
Дата 22.11.2006 11:42:44

Re: А результат

>сбитых за 15 дней не липовый?
>Там еще из той же оперы про м/ч: прибыло 13, летало 8. Да и о потерях своих немного вскользь сказано.
>Кстати интересен пассаж по прикрытие истребителей других полков (это тех, которые на штурмовки ходили наверное).

С 25 июня по 11 июля 1942 г. летчикам полка засчитано 20 сбитых самолетов противника.

А вообще там много "липы" в этом письме. Во-первых, "братский" 283-му и дравшийся с ним бок-о бок 845-й иап той же дивизии ТОЖЕ летал на Як-7 (и прибыл в состав соединения немногим позже). Во-вторых, результаты боевой работы этих двух полков за один и тот же период лета 1942 г. примерно одинаковый - у 283-го 20 сбитых, у 845-го - 21. Воевавшая одновременно с 279-й иад на Волховском фронте 278-я дивизия на ЛаГГах тоже назавляла сбитых не слишком скромно...

Owl

От Alex
К SK (22.11.2006 11:02:16)
Дата 22.11.2006 11:17:01

Re: А результат

>Кстати интересен пассаж по прикрытие истребителей других полков (это тех, которые на штурмовки ходили наверное).

Не обязательно - в 42-м году 66-й ИАП на Як-1 очень много занимался прикрытием ЛаГГов 42-го ИАП, к примеру, которые были ударными при перехвате бомберов...

От SK
К Alex (22.11.2006 11:17:01)
Дата 22.11.2006 11:52:46

Это машин К-37 или обычных? (-)


От Alex
К SK (22.11.2006 11:52:46)
Дата 22.11.2006 12:05:59

Вот это не указано - документы-то я изучал 66-го ИАПа, а не 42-го:) (-)


От Rocket man
К Owl-99 (21.11.2006 22:21:27)
Дата 22.11.2006 08:29:22

Re: Там "между...


>То есть плохой мотор и вооружение слабое, да еще и дефектов сборки полно. Не фонтан, вообще-то!

>Owl


"Детские болезни" первых серий, плюс низкоквалифицированный труд рабочих на сборочных линиях. :)
Ладно, скажем так - в последующем Яки были "на уровне" для борьбы с немецкими истребителями. Ветераны это признают.

От Owl-99
К SK (21.11.2006 20:37:37)
Дата 21.11.2006 21:06:15

283 иап - вообще довольно "мутный" полк.

>Судя по ним в июне-июле 42 г. 283-й иап был не так уж и крут, как его описывал командир в письме Яковлеву.

Это, кстати, не ПВО-шный, а чисто ВВС-овский полк. 283-й иап ПВО - это который потом переименовали в 740-й, а еще позже - 144-й иап.

Это, армейский 283-й иап сначала был в составе РАГ-2 и потом в ВВС Волховского фронта на И-16, затем на Як-7 - в 279-й иад тоже наВолховском, а потом его передали впрямое подчинение командования 13 ВА для сопровождения арткорректировщиков. С победами полка полные непонятки: по периодам говорится, что на ишаках сбили 63 (но в документах ЦАМО нашлось только 4), затем не менее 22-23 - на Як-7 в 279-й иад (эти есть), и в 13 ВА - 15 (нет ни одной). Однако итоговая цифра побед полка представлена в документах как 81 сбитый с-т пр-ка (?????)...

Owl

От ИгорьД
К Owl-99 (21.11.2006 21:06:15)
Дата 22.11.2006 12:48:17

Re: 283 иап...

>Это, армейский 283-й иап сначала был в составе РАГ-2 и потом в ВВС Волховского фронта на И-16,

А неизвестно, где был полк в 1941 году? У меня в это время по нему дыра. :(

>...а потом его передали впрямое подчинение командования 13 ВА для сопровождения арткорректировщиков.

После прямого подчинения 13 ВА полк был включен в какую-то дивизию. Вот, только, в какую? По открытым источникам мне попадалась 215 ИАД. Но у меня подозрение, что это явная опечатка. По идее, это должна быть 275 ИАД, как тоже входящая в 13 ВА. Может кто-нибудь внести ясность?

Раз уж разговор зашел о 283 иап, вопрос по матчасти: никто не знает даты, когда полк пересел на Як-9?

С ув.
Игорь.

От Owl-99
К ИгорьД (22.11.2006 12:48:17)
Дата 22.11.2006 13:47:23

Re: 283 иап...

>>Это, армейский 283-й иап сначала был в составе РАГ-2 и потом в ВВС Волховского фронта на И-16,
>
>А неизвестно, где был полк в 1941 году? У меня в это время по нему дыра. :(

Полк введен в состав д/а 26.08.41. Вошел в состав РАГ-2 (Северо-Западный фронт). В январе переведен на Волховский фронт с непосредственным подчинением командованию ВВС фронта. 16.02.42 выведен в 5 ЗАБр Сибирский ВО и переучен на Як-7.

>>...а потом его передали впрямое подчинение командования 13 ВА для сопровождения арткорректировщиков.
>
>После прямого подчинения 13 ВА полк был включен в какую-то дивизию. Вот, только, в какую? По открытым источникам мне попадалась 215 ИАД. Но у меня подозрение, что это явная опечатка. По идее, это должна быть 275 ИАД, как тоже входящая в 13 ВА. Может кто-нибудь внести ясность?

В октябре 1944 г. (т.е. когда боевых действий Ленфронт уже не вел) 283 иап включен в состав 275 иад 13 ВА.

>Раз уж разговор зашел о 283 иап, вопрос по матчасти: никто не знает даты, когда полк пересел на Як-9?

Трудно сказать... Скорее всего, пересаживался постепенно с послучением новой МЧ и заменой Як-7 на Як-9 без переучивания.

Кстати, что такое 3 ЛКАК ??? В период сентябрь - декабрь 1943 283 иап находился в его составе. Боевой работы не вел.

Owl

От ИгорьД
К Owl-99 (22.11.2006 13:47:23)
Дата 22.11.2006 16:28:12

Re: 283 иап...

>Полк введен в состав д/а 26.08.41. Вошел в состав РАГ-2 (Северо-Западный фронт).

РАГ-2 впервые появляется в БЧС по состоянию на 01.10.41. Она находится в подчинении 4 ОА. Получается, что 4 ОА была на Северо-Западном фронте. А на 01.11.41, 01.12.41 РАГ-2 на Ленфронте. Ну, а дальше уже ясно.


>В октябре 1944 г. (т.е. когда боевых действий Ленфронт уже не вел) 283 иап включен в состав 275 иад 13 ВА.

Ясно. Значит, все-таки, 275-я.

>Раз уж разговор зашел о 283 иап, вопрос по матчасти: никто не знает даты, когда полк пересел на Як-9?

>Трудно сказать... Скорее всего, пересаживался постепенно с получением новой МЧ и заменой Як-7 на Як-9 без переучивания.

Может и так, конечно. Но в апреле-сентябре 1943 г. полк снова был в СибВО. Целых 5 месяцев. Явно на что-то переучивался. Я просто предположил, что это Як-9. И, кстати, получал ли полк в конце войны Як-3?



>Кстати, что такое 3 ЛКАК ??? В период сентябрь - декабрь 1943 283 иап находился в его составе. Боевой работы не вел.

Это 3-й Ленинградский контрбатарейный артиллерийский корпус. Он имел корректировщиков. Наверное 283 иап был подчинен 3 ЛКАК для их прикрытия. Но с октября 1943 г. 283 иап уже появляется в составе 13 ВА. Т.е. в этом самом ЛКАК он болтался всего месяц. И на этот месяц он, действительно, из БЧС за 1943 г. пропадает.

C ув.
Игорь.

От Owl-99
К ИгорьД (22.11.2006 16:28:12)
Дата 22.11.2006 16:42:40

Re: 283 иап...

>РАГ-2 впервые появляется в БЧС по состоянию на 01.10.41. Она находится в подчинении 4 ОА. Получается, что 4 ОА была на Северо-Западном фронте. А на 01.11.41, 01.12.41 РАГ-2 на Ленфронте. Ну, а дальше уже ясно.

Я все эти данные брал из "Исторического формуляра" полка. Они обычно заполнялись задним числом, частенько со слов ветеранов, долго служивших в полку. Судя по всему, существовал какой-то приказ примерно середины 1943 года, обязывающий авиачасти вести исторические формуляры. Поэтому неточностей и противоречий касательно 1941-42 годов в них обычно полно.

Owl

От SK
К Owl-99 (21.11.2006 21:06:15)
Дата 21.11.2006 21:18:09

(С) все интереснее и интереснее...

А что это за группа была в июле 42, о которой комполка сообщает?
СК

От Owl-99
К SK (21.11.2006 21:18:09)
Дата 21.11.2006 21:49:09

Re: (С) все

>А что это за группа была в июле 42, о которой комполка сообщает?

Да вроде не было там никакой особой группы, была 279-я иад - 283 и 845 иап. Сначала летали полками, а потом как повыбили, стали смешанными группами вылетать...

Owl

От deruluft
К Alex (21.11.2006 17:41:23)
Дата 21.11.2006 17:56:05

Про него книга есть, изданная ЕМНИП его братом. (-)


От deruluft
К deruluft (21.11.2006 17:56:05)
Дата 23.11.2006 20:38:37

данные книги

Галкин Н.П.
Окрыленные подвигом. - Ставрополь: АСОК 1992-1994 - 132 с.

Документальное повествование о жизни и подвиге Героя Советского Союза, летчике-истребителе Михаиле Галкине и комсомольцах-южноуральцах, героических участниках фронта и тыла в Великой Отечественной войне.
Посвящается 50-летию Победы советского народа над Фашистской Германией.
Консультанты: летчики 283 иап, 279 иад, 14 ВА - Иван Грищенко, подполковник авиации в отставке; Владислав Поваров, подполковник авиации в отставке; Александр Голубев, мафор в отставке, кандидат педагогических наук, доцент.
http://deruluft.blogspot.com/2006/11/blog-post_23.html#links