От Михайлов А. Ответить на сообщение
К Кактус Ответить по почте
Дата 28.03.2009 00:12:18 Найти в дереве
Рубрики В стране и мире; Версия для печати

Re: А может быть новое начало?:)

>Марксова парадигма себя исчерпала.

Вот так говорить не надо, иначе м можно уподобиться абстрактно мыслящим солидаристам, навешивающим на марксизм или термодинамику с эволюцией кучу прилагательных, которые ничего конкретного не выражают кроме эмоционального отношения самих солидаристов к этим теориям . Надо говорить «Марксова парадигма исчерпала себя в...», а далее те конкретные моменты в которых она себя исчерпала и способ исчерпания. Например, марксова теория не позволяет осуществить критическую рефлексию советского опыта, потому как не содержит, не может и не должна содержать положительное конкретное определение социализма, но марксов метод позволяет построить критическую теорию линейной форму социализма как часть полилогической теории.




>Между сопротивлением распаду старого и строительством нового есть разница. Сопротивление призвано продлить распад, отсрочить неизбежный конец. Надеюсь, что до того времени когда появится новый субъект который сможет построить новое общество. Новый субъект эти бережно сохраняемые остатки советского общества разрушит быстро и окончательно – использует их как строительный материал. Бомжи, живущие в развалинах некогда величественного здания, пытающиеся сохранить хотя бы его остатки как последнее убежище, ежедневно защищающие его от мародеров, не могут положительно воспринимать строителя который разобьет эти остатки в щебенку и замешает в бетон. Что он там построит и для кого – непонятно, а им то точно жить будет негде.

Ну это уже какая-то поэзия в стиле Ницше и раннего Горького. «Если улица не ведет к храму, надо её взорвать вместе с жителями и бомжами в подвалах, во имя грядущего величия» - подобная метафора принципиально порочна — люди не строительные материал, не вещи, не объекты, а субъекты социального действия - изменение форм деятельности есть дело самих людей.


>Собственно меня интересовали следующие вопросы:
>1) что вообще жизнеспособного на этой помойке осталось?
>2) Кто может быть субъектом не преобразования старого, а создания нового общества?
>3) Какие социальные формы этот субъект может принять?


Напрашивающийся ответ — мы и остались — cogito ergo sum - мы осознаем проблемы, мы и есть её субъект - осознание проблемы есть предпосылка её решения. Поэтому подходить к проблеме надо с другого конца — не от субъекта, а от самой проблемы — описать ситуацию (что делает критическая теория) и найти методы её преодоления. Вот в ходе этих поисков субъект и самоорганизуется:)