|
От
|
Михайлов А.
|
|
К
|
Пуденко Сергей
|
|
Дата
|
10.05.2010 23:22:46
|
|
Рубрики
|
В стране и мире;
|
|
«Школа должна учить мыслить» (Э.В.Ильенков)
Основы религиозной культуры или даже светской этики мышлению не научют.. В силу отсутствия предметного противоречия — этика не субстанциональна, причиной самой себя не является. Школа формирует мышление посредством освоения научной картины мира предметно расчлененной по типам причинности — логической (математика), каузальной(физика), функционально-структурной и эволюционно-генетической (биология), исторической (история). Мыследеятельностная педагогика, представленная коллективом под руководством Ю. В. Громыко, расширяет классическую предметную педагогику системой метапредметов — техник мыследеятельности с предметными знаниями, явной сознательной рефлексией над методами собственного мышления. Это большой шаг вперед в деле обучения мышлению — и сам по себе, и как повышение производительности предметного образования. Такой уровень антропотехники позволяет сделать реальностью и максимы Ильенкова и Щедровицкого о тотальном охвате мышлением всех, и всеобщее высшее образование, и онаучивание населения по М.К. Петрову (и Шушарину).Вот из каких принципов надо формировать образовательную политику.
Но мыслящие люди не нужны режиму сырьевых монополистов, поэтому вместо того чтобы высвободить время для интенсивного развития, детям пудрят мозги всякой фигней — краеведением, (псевдо)обществознанием, историей религии и нравственным воспитанием. Серьезные гуманитарные курсы в школе скорее всего невозможны именно в силу того мышление и предметные знания еще не освоены и только осваиваются школьником. А вот в университете, формирующем самостоятельно исследователя, сильные курсы социологии и истории философии должны быть обязательно, вне зависимости от профиля обучения. История этических учений это один из частных разделов истории философии, посредством которой только и можно научиться философии. Этика в принципе не научает нравственному поведению, она осуществляет теоретическую рефлексию над моральными императивами деятельности. Все великие учителя этики от Сократа и Конфуция до Канта не обучали нравственности, как может показаться на первый взгляд, а отвлекали теоретические принципы морального действия. Сократ учил находить противоречия в основаниях деятельности и мышления, Конфуций кодифицировал принципы техники социально эффективного поведения, Кант исследовал основания этики вообще. Нравственности вообще нельзя научить теоретически, её можно только усвоить практически, и это было понятно начиная с Будды и Христа. Только нынешние православные попы пытаются учить теоретической нравственности, видимо потому, что погрязли в столь ужасающих грехах и мерзостях, несовместимым с личным примером добродетельной жизни. Такой абсурд как теоретическое обучение нравственности возможен только в совершенно безнравственном обществе. Безнравственном в силу социальной деградации (а не наоборот, как пытаются внушить попы) — все формы мыследеятельности, в том числе и образование, воспроизводятся коммуникативными машинами, и этика не более чем отвлеченные принципы работы этих машин.