От Скептик Ответить на сообщение
К All
Дата 01.03.2001 13:17:00 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

601. Кара-Мурзе об уязвимости социализма

Тов. Кара-Мурза предложил обсудить уязвимые точки советского проекта. Мне эта тема представляется весьма важной.

Начну с того, что по выражению Зиновьева «У СССР полно слабых мест, но лишь удар во все сразу станет для СССР смертельным». Поэтому остановлюсь лишь на одном, как мне кажется , недостаточно разработанном пункте. Это сообщение я хотел бы построить в виде доказательства теоремы. Итак начнем. Две аксиомы:

1)Кара-Мурза как то сказал, что советский строй давал жить плебеям.
2)Советский строй гарантировал человеку минимум благ.

Вывод: плебей как раз и был потребителем этого минимума. Не плебей путем более высокой зарплаты и и(или)дополнительных льгот обеспечивал себе более высокий уровень жизни чем плебей. То есть имел благ сверх гарантированного минимума.
Далее, очевидно, что с ростом благосостояния страны повышалась и планка этого минимума. Проще говоря, минимум 80-ых был выше минимума 50-ых.

Вывод: рассчет оптимального минимума благ становится важнейшей и сложной задачей, а любая сложная задача является потенциальным уязвимым местом.

Комментарии к выводу.

Что нужно гарантировать человеку? Тепло, жилье, пропитание на уровне «не умереть с голоду» гарантировалось и в 50-ые.
Но поскольку, как мы знаем, планка минимума повышалась, значит в руководстве страны 70-80-ых решили, что государство должно улучшать жизнь плебея. Эмпирически доказано, что минимальный уровень благ рос быстрее, чем уровень благ, доступный среднему классу. Плебей по уровню жизни стал подтягиваться к неплебеям. Советский строй не просто стал давать жить плебею, он стал давать ему хорошо жить, почти на уровне с неплебеем. Режим таким образом породил у плебея необоснованные иллюзии. Плебей стал забывать, что он жив лишь милосердием советского общества, которое отрыватает от неплебеев блага и передает их плебею, в другом обществе плебей бы был на грани выживания. Нечто подобное творилось и в расределении доходов между республиками. Прибалтика, благодаря колоссальным дотациям, превратилась из зачуханного угла Европы в регион с самым высоким уровнем жизни в СССР. Прибалты на этом основании решили, что они талантливее , трудолюбивее и умнее других народов нашей страны и решили, что отделившись они заживут еще лучше.

Итак, общество стало терять свою иерархичность,доставшуюся в наследство от Сталина. Такая политика объективно стала культивировать плебея, то есть произошло перерождение целей. От принципа «не дать ему умереть» пришли к принципу –«дать ему неплохо пожить». Постепенное стирание разрыва между средним классом и плебеем как раз и породило того человека массы, о котрором предупреждал Ортега –и-Гассет. Плебей работает мало, усилий для самосовершенствования не прилагает, а живет все лучше и лучше, при этом догоняя среднии класс! Конечно, такой человек вообразит, что социальная система –это нечто вроде воздуха, который всегда вокруг и никуда не денется. Когда плебей балансировал на грани выживания, а ранний социализм ему помог не умереть, плебей стал яростным защитником такой системы, он понимал, знал чему и кому обязан своей жизнью. Но при позднем социализме у плебея произошло «головокружение от » успехов. Положение осложнялось еще и тем, что стал роптать среднии класс, тогда и стали поговаривать об уравниловке. Напрасно Кара-Мурза утверждает, что уравниловка, это когда одни отрасли экономики получают дотации от других. Такое определение годится лишь для специалистов, или для людей, которые привыкли «глубоко копать», уравниловка для подавляющего большинства людей ассоциировалось совсем не с этим, а стиранием грани между доходами плебея и неплебея. Кара-Мурза даже обвинил Зюганова в некогерентности мышления, когда Зюганов заявил, что он против уравниловки. Нет тут некогерентности. Зюганов точно знает, что под уравниловкой подразумевает наш обыватель. А у обывателя вызывает возмущение практика социализма, связанная с культивированием плебея. Большинство людей не против обеспечения плебею такого минимума благ, при котором он едва сводил концы с концами, не побираясь на помойках, но не больше. Это и имеет в виду Зюганов. Хотя конечно определение уравниловки по Кара-Мурзе значительно точнее, в томч исле охватывает и стирание граней между плебеем и неплебеем, но народ пока не воспринимает такого определения. Для него урвниловка, это когда «Я работаю в 2 раза лучше соседа, а зарплата у меня лишь на 10% больше»- и Зюганов это знает.