|
От
|
Добрыня
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
14.01.2003 15:05:43
|
|
Рубрики
|
Россия-СССР;
|
|
Вообще говоря тема сложная и скользкая.
Скажем так, я далеко не отношусь к воинствующим атеистам, но и опиумом не злоупотребляю, потому могу претендовать на некоторую объективность.
С точки зрения светской - поп в рассказе редкостный гад. С точки зрения обычного верующего - нет. Как бы его оценил другой поп, я не знаю - скорее всего бы мягко осудил на людях, но внутренне бы согласился.
К чему я? На религиозные вопросы есть две точки зрения - светская и духовная (то же касается и мирских дел). В этих двух парадигмах заложены разные системы ценностей, разные приоритеты, акценты. Даже понятия о справедливости могут расходиться. Конфликт заключается в первую очередь в неспособности человека (и в особенности - общества) одновременно совмещать в себе две эти системы ценностей и в разных происхождениях этих систем: мирская система идёт от разума и практики, духовная идёт от веры. То что плохо с точки зрения мирской, может быть безразлично верующему - и наоборот, что отвратительно верующему, атеист может просто не замечать. Вот, допустим, читатель возмущается несправедливостью власти и тем что поп с ними заодно, отделяя себя от "быдла" - точно так же ВВВ-Ива возмущён в общем-то совершенно невинной пародией Хармса на славянофильских писателей. Итак, такое разделение - данность. Можно объяснять это разделение эндорфином или происками дьявола, но оно есть и с ним надо считаться.
Несмотря на то, что две системы ценностей неплохо разделены и могли бы друг друга дополнять, конфликт между ними начинается в точках соприкосновения - в первую очередь в государстве и политике, поскольку там разные системы ценностей сталкиваются напрямую. Влияние атеистов затрагивает и духовные вопросы (идеология), влияние церкви на политику тоже может быть чрезвычайно велико. Собственно вот это столкновение и стало причиной репрессий против церкви большевиков. Церковь была опасна для большевиков, поскольку сплачивала контрреволюционные силы. "Виноват тем что слишком опасен". На тот момент у большевиков не было иной защиты даже от пассивного сопротивления церкви кроме как её физический разгром, что они и сделали. Ну и "духовное насилие" над церковью тоже имело место в виде пропаганды воинствующего атеизма. Впоследствии, когда созрели условия для возрождения церкви, строго отделённой от государства, когда укрепилась идеология - церковь оставили в покое, хотя и под контролем.
Со своей стороны, церковь тоже далеко не безгрешна по отношению к народу. Массовый отход людей от веры к началу ХХ века - это данность. И как справедливо замечено, валить всё на козни большевиков не следует - они были лишь в авангарде, а за ними шёл народ. И вот над этой секуляризованной массой церковь творила политическое насилие в виде поддержания системы сословий и монархии, также поддерживая это насилие своей "тяжёлой артиллерией" - идеологией. И не надо, уважаемые товарищи верующие, класть с прибором на секуляризованную массу как на потерянных и бесперспективных. Такая масса есть и тоже имеет право. И нечего тут заламывать руки и стонать что Великой Руси опять плохой народ достался, отошедший от идеалов, предавший и ты пы. Другого нет, и действовать придётся с тем что есть.
На сегодня конфликта между церковью и миром нет - поскольку влияние церкви на мир крайне мало, а мир не лезет в дела церкви. Тогда был конфликт, а теперь его нет. И это обнадёживает. Перестать плеваться друг в друга, плеваться в историю друг друга, в идеологию друг друга, понять революцию как органическое продолжение истории Руси и церковь как внутреннюю силу и убежище, выработать этику мирного сосуществования - вот путь к решению сегодняшних разногласий в обществе. Уважать и отделять - не лезть внутрь. Верующим придётся поступиться с идеей реальной реставрации монархии и сословного общества и с идеей саботажа иной власти, оставив в покое красное равенство и общность - монархию придётся оставить в истории и как духовный идеал; со своей стороны, коммунистам следует отказаться от воинственного атеизма и с большим уважением относиться к духовной истории и корням своего народа.
ЗЫ. Разумеется, слова о церкви применимы не только к христианской церкви.