По мере продвижения нашего исследования к самым интересным и актуальным приложениям СЛМ - к моделям современных обществ (российского, западных и пр.), вскрываются определённые пробелы в логике и формулировках исходной концепции. Что примечательно, во-первых, находятся они именно в том месте, которое неоднократно отмечали в том или ином контексте уважаемые критики (А.Решняк, Георгий, Мирон, Сильвер и другие), за что им отдельное спасибо. Во-вторых, выявление изъянов происходит во многом автоматически - новыми аргументами, самостоятельно вылезающими из анализируемой реальности, подтверждая тем самым исходный критерий о прогнозах (пусть даже свершившихся событий) как основной проверке теории. Что обидно - расположился сей "провал" в самом начале логической цепочки, заметно снижая качество всего последующего изложения, даже не смотря на отсутствие в нём принципиальных ошибок.
Суть же пробела была в некорректной, а точнее, неопределённой характеристике действий очень широкого диапазона, расположенного между понятными "либеральными" поступками одиночек и такими же ясными "солидарными" действиями миллионов. Самый очевидный вопрос, на который не давала ответа ни одна из предыдущих версий СЛМ - как следует понимать совместное действие малого коллектива (двух, трех и т.д. человек), совершаемое в интересах этого самого коллектива, и кем являются его члены? Если оно "солидарное" и совершается "солидаристами", то получается явный абсурд - почти весь мир, за исключением кучки крайних "индивидуалов", оказывается солидарен. А если эти действия "либеральны", то где же тогда начинается пресловутая "солидарность" и - с какой стати? (Речь, естественно, идёт не о развёрнутых доказательствах, а только о внятных определениях и описаниях, которые должны проверяться дальнейшими "испытаниями" СЛМ).
Первая несуразность тянет за собой и последующие, и прежде всего - корявую и не отражающую сути (в прежнем контексте) формулировку второго закона СЛМ, сравнивающего мощности "либеральных" и "солидарных" действий. И т.д.
Ниже вам предлагается только самое главное - раздел описания собственно СЛМ с соответствующими исправлениями. Всё остальное изложение претерпело незначительные корректировки и потому опущено - дабы не повторяться (кто не в курсе, 1ч.- http://web.referent.ru/nvz/forum/archive/59/59644.htm , 2я - http://web.referent.ru/nvz/forum/archive/59/59643.htm и 3я - http://web.referent.ru/nvz/forum/0/co/74491.htm .)
Солидарно-либеральная модель (СЛМ) .
Итак, условная среда, в которой формируются и протекают все интересующие нас общественные процессы, образована четырьмя "стихиями":
1. "ЛЮДИ";
2. "ДЕЙСТВИЯ" (совершаемые этими людьми);
3. "УДОВОЛЬСТВИЯ" - весь спектр мотивов и целей человеческих действий (исключая лишь необдуманные инстинктивные поступки, относящиеся к подробностям и используемые только в конкретных задах);
4. "СОБСТВЕННОСТЬ" - любые элементы материального и нематериального мира (включая и самих людей), способные служить источниками удовольствий, как сами по себе так и в сочетании с определёнными действиями.
Суть взаимодействия вышеперечисленных базовых элементов "ноосферы" определяется следующим "основным принципом": для получения удовольствий человек совершает действия над собственностью.
Способность людей к совместным коллективным действиям расширяет круг исходных понятий, разбивая каждую из четырёх "стихий" на две категории.
Когда усилиями отдельного лица создаются удовольствия и/или собственность (блага), поступающие в единоличное распоряжение своего создателя, то все элементы такого процесса (человек, действие, удовольствие и собственность) будут относится к первой "либеральной" категории. Известный синоним "либеральной" собственности - "частная", а человек, действующий строго ради достижения своей "либеральной" цели будет в дальнейшем изложении именоваться "либералом".
Объединение тщедушных человеческих сил в согласованно действующий коллектив весьма продуктивно хотя бы потому, что резко расширяет круг решаемых задач. Но оно же и создаёт проблему распределения результата между участникам коллективного труда, прогрессивно обостряющуюся по мере роста численности последних и разрешаемую двумя способами (от части - совместимыми).
Первый - "либеральный" - заключается в создании и постоянном совершенствовании системы "учёта и контроля", благодаря которой производимое коллективом благо всегда распределяется пропорционального личному трудовому вкладу участников, сохраняя привычный и понятный для любого "либерала" принцип вознаграждения-мотивации.
Второй способ - "солидарный" - связанный с отказом "либеральной" схемы дележа (резко усложняющейся и весьма затратной для больших групп работников) и заменой её на новую - когда создаваемые блага становятся равнодоступны всем членам коллектива, вне зависимости от степени их личного участия в процессе производства. При этом-то и возникает вторая ("солидарная") категория "базовых элементов". В числе последних - специфические индивидуумы, именуемые "солидаристами", усилия которых направлены на создание солидарных благ и предполагают единственную плату за проделанную работу - членство в "потребительском коллективе", а также их "солидарные" действия. Независимые же усилия "солидаристов-одиночек" игнорируются как несущественные.
"Солидарные" и "либеральные" действия совместимы во времени и пространстве, поэтому работа членов любого коллектива включает две составляющие, соотношение между которыми зависит от численности и возможностей применяемой контрольно-распределительной системы. Члены минимально возможной бригады, состоящей из двух работников, всегда будут трудиться либерально (даже если они "ультрасолидаристы") - поскольку их трудовой процесс предельно прозрачен и оба будут волей-неволей соизмерять свой вклад с потреблением, а также - наблюдать за усердием компаньона. По этой же причине всегда будут либеральны - и собственность такого микроколлектива, и потребляемые его членами совместные удовольствия. (Сие можно трактовать как спонтанное возникновение и усиление контрольно-распределительной системы, происходящие с уменьшением коллектива, вне зависимости от воли и планов последнего. И наоборот - с ростом коллектива такая естественная система исчезает, а поставленная на её место - искусственная - работает всё хуже и хуже.)
Последнее, кстати, снимает известное противоречие, неоднократно упоминавшееся критиками СЛМ (в частности - Мироном) и состоящее в том, что раз нормальная семья воспитывает солидаристов (все же за свои семьи горой стоят), значит люди с детства - солидаристы, и только взрослая жизнь многих из них портит. Признание же либерализма малых коллективов всё ставит на свои места - традиционные семейные ценности оказываются вполне либеральны и воспитывают нормальных либералов (что мы постоянно и наблюдаем).
Многомиллионный же коллектив может максимально эффективно функционировать только как "солидарный". В противном случае, для поддержания даже минимальной работоспособности над ним должен стоять коллективный надсмотрщик с "кнутом-пряником", сопоставимый с первым по численности и по объёму потребляемых благ, но - ничего не производящий.
Например, при строительстве пирамиды работа фараона, принимающего главные решения и отдающего соответствующие приказы, является образцово "либеральной", поскольку, возводимое сооружение станет его частной (либеральной) собственностью до конца света и призвано удовлетворять его же настоятельную "либеральную" потребность в надёжной личной усыпальнице. Такой же либеральной собственностью фараона является и легион строителей, выступающих в качестве инструмента, позволяющего его хозяину-либералу сворачивать горы одним движением указующего перста.
А вот категория действий рабов на такой стройке (с их "точки отсчёта") целиком зависит от применяемой системы стимулирования. Если экзекуция спускается хотя бы побригадно, то рабский труд становится "солидарным" так как его "солидарный" результат и цель (не пирамида, естественно, а непоротая общебригадная задница или сытое брюхо) - в равной степени принадлежит каждому члену команды и приобретается, исключительно, их совместной ударно-солидарной работой.
Если же отдельных рабов стимулируют персонально (например, в силу высокой квалификации), то такой труд переходит для них в категорию "либерального". Когда исполняющий его индивидуум стремится, добывает и владеет своим либеральным удовольствием (непоротостью) - строго индивидуально.
А заметное сокращение фараоновой армии стражей-надсмотрщиков возможно посредством идейной солидаризации трудящейся массы (дополняющую силовую), например, внедрением в её сознание правильной религии и соответствующего "культа личности" - что бы каждый раб видел в возводимом колоссе и связанных переносимых страданиях определённую для себя пользу - пусть, даже, в будущей загробной жизни. В наше время аналогичную задачу выполняет, например, корпоративный патриотизм, особенно успешно прививаемый своим сотрудникам японскими компаниями.
Если кратко, то весь спектр возможных человеческих действий теперь выглядит следующим образом:
- независимые действия "либералов" всегда "либеральны";
- независимые действия "солидаристов" - ничтожны;
- коллективные действия "солидаристов" - "солидарны";
- коллективные действия "либералов" - либеральны, оставаясь эффективными только до определённого масштаба, после чего становятся либо - нерентабельными, либо - солидарными.
И последнее. Некоторые особенности поведения "человека разумного" (подробно - позже) требуют разделения удовольствий каждой из категорий (либеральных и солидарных) на два подтипа, один из которых, связанный с осознанием отличий одного человека от другого, назовем "моральным", а все прочие удовольствия определим как "материальные".
Кроме того, по характеру основной массы производимых и потребляемых благ общество можно квалифицировать как "либеральное" или "солидарное". Специальное же название того, что располагается между двумя крайностями (общество со сравнимыми "оборотами" либеральных и солидарных благ) вводить не будем.
После всех введённых выше определений исходный принцип базовой "солидарно-либеральной" модели (СЛМ), будет выглядеть следующим образом: ради удовольствия (либерально/солидарно-морального/материального) либерал/солидарист производит либеральные/солидарные действия над либеральной/солидарной собственностью.
До состояния работающего генератора общественных процессов его дополняют следующие правила, определяющие взаимосвязи между отдельными элементами-категориями.
1. Обременённый сложной и затратной системой контроля-поощрения коллектив всегда будет слабее такого же по численности объединения энтузиастов (не говоря уже о преимуществе последнего над действиями неорганизованной толпы) из чего следует первый закон СЛМ - Солидарные усилия мощнее либеральных.
2. Пропорционально с дроблением сил возрастает число центров принятия решений, а также усиливается обратная связь "управление-результат", что позволяет массе либеральных творцов быстрее находить новые лучшие технологии совершения действий. Отсюда закон номер два - Либеральные усилия "умнее" солидарных. (Что нисколько не противоречит более раннему утверждению об ограниченной "сверху" области применения либеральных усилий, поскольку разорительное содержание надсмотрщиков-распределителей вполне совместимо с передовой технологией самих действий и её постоянным совершенствованием.)
3. Хроническая забота об экономии своих сил, естественная для любой твари, успешно прошедшей сито дарвиновского отбора, приводит к тому, что любое своё действие человек совершает лишь за соответствующее удовлетворение, причём, стараясь весьма изобретательно и беспринципно устремить первое к нулю, а второе - к бесконечности.
Как следствие, сильно страдает солидарный труд. Во-первых, управляющие им более заботятся о своих личных целях, нежели о солидарных, внося соответствующие коррективы в руководящие решения. Во-вторых, самым очевидным способом улучшения личного баланса "приход удовольствий - расход сил" является скрытое уклонения от совместного труда (с сохранением места в коллективе). И в-третьих, понимание смысла последнего, особенно при масштабных коллективных усилиях, тоже является работой, подпадающей под естественную минимизацию.
В итоге - устойчивое стремление любого нормального человека (в отличие, например, от муравьёв или пчёл) при первой же возможности сменить труд солидарный на - либеральный, в котором существует прямая и очевидная связь между своими действиями и удовольствием, а также гарантируется отсутствие уклонистов-паразитов и эксплуататоров-начальников. Отсюда третий закон СЛМ - Нормальный человек в нормальных условиях всегда - "либерал", и только в экстремальных - "солидарист".