От Вячеслав Ответить на сообщение
К Alexandre Putt Ответить по почте
Дата 30.11.2009 01:19:04 Найти в дереве
Рубрики Культура; Ссылки; Теоремы, доктрины; Версия для печати

Re: Ну даете

>>Хм, тогда о какой научности может идти речь? Всего лишь господствующая идеология.
>
>Критерий научности - наличие метода рассуждений, а не популярность.
Метод рассуждений есть везде, даже у настоящих якутских шаманов.

>> Это и сейчас вон задави все религиозностью и будет тоже самое - господствующая идеология с негодным методом.
>
>Нет, не будет, потому что религия не даёт независимый метод рассуждений.
Еще как дает, только что при этом излишней рациональностью не страдает. Ну так и в более продвинутых идеологиях далеко не все рационально, да и в науке тоже.

> Собственно рациональная мысль в советском обществоведении закончилась тогда, когда эту независимость рассуждений убрали (искусственно, истребив "альтернативно мыслящих").
Она закончилась гораздо раньше, когда стали принимать марксизм как идеологию, а не как набор позитивных моделей. А дальше все было автоматом, т.к. идеология требовательна именно к абсолютному (метафизическому) принятию, а не к относительному допущению адекватности концептов, которые в рамках самой идеологии являются идеологемами. Соответственно, м.с. что рациональная мысль в российском обществоведении и не начиналась, ну не считая артефактов типа Менделеева, Чаянова, Кожинова и т.п. в т.ч. и СГКМ.

>> Гм, разве марксизм есть "правая" идеология? Или СГ его мало критиковал? ;)
>
> СГ критиковал в основном "либерализм". На марксизм переключился уже после.
Позже или раньше - не важно, главное что не было никаких поводов говорить об отрицании проблемы.

> Но марксизм не играет сегодня сколь-либо существенную роль. Под левыми я подразумеваю другую группу, хоть и пересекающуюся с остатками марксистов.
И тут Вы категорически не правы. И о литературоцентризме, и о тоталитаризме морализаторства, и о премордиализме и много еще о чем заговорил именно СГ. А претензии эти далеко не только к либералам или марксистам, да думаю Вы это и сами видите по позиции того же Игоря.

>>Смешиваете разные вещи, на серьезность могут претендовать самые различные, порой весьма экстравагантные, идеологические системы. Собственно серьезность таких систем не в их концепте, а в многочисленности и активности масс этот концепт принимающих.
>
>Как раз исхожу из противоположного. Может быть, неудачное слово выбрал.
Да, не удачное.
> Нужна рациональная система, способная решать общественные проблемы в рамках рационального и рефлексивного процесса.
Вот тут (прошу простить за менторский тон, но по-другому не могу сформулировать) ИМХО и заключается суть Вашего недопонимания проблемы. Рациональных систем не бывает, любая система иррациональна и метафизична, это как карта местности, которая всегда не точна, условна и субьективна. Соответственно т.с. исходник того, что Вы назвали "рациональной системой" не столь и важен, важно чтобы мы условились ориентироваться на один и тот же (хотя и это не просто, но тут уже иная проблема - ценности, мировоззрение и т.п.). А важны здесь сами рациональные и рефлексивные процессы, т.е. следование правилам рационального мышления. М.с. рациональной "рациональную схему" делает непрерывный процесс ее рефлексии, которая осуществляется по правилам рационального (в частном случае научного) анализа.

> Такой системы я у левых не наблюдаю. Поскребите левого, что услышите? Набор дежурных лозунгов совершенно поверхностного характера, которые на практике приведут к катастрофе.
Да, тут я с Вами во многом согласен. Причем наблюдается аж две проблемы, нет ни согласия по "исходнику", ни умения рационально рефлексировать, а зачастую вообще идет наложение.

>> А для развития общественной мысли серьезность она как бы в позитивности ("инженерности" по СГ) должна быть, причем в указывании на это СГ имеет явный приоритет перед Вами. Собственно вот такое непонимание и не дает возможности вести диалог "по сути".
>
>Критиковать либералов в книжке не значит самому не барахтаться в квази-рациональной системе мышления.
Это относится ко всем. Однако критика чужой рациональности идущая вне согласования "исходников" бессмысленна, т.к. является закамуфлированным вариантом банального спора о вкусах, причем такая закамуфлированность лишь усугубляет проблему бревен и соринок в глазах оппонентов.