Откровенно говоря, у меня нет никакого желания повторять все, что было мной уже здесь сказано по поводу дифференцированного обучения. Я старалась показать его смысл со всех сторон. Если до сих пор не понято, вряд ли будет понято вообще.
Поэтому в последний раз кратко формулирую его принципы, ПОДЧЕРКИВАЯ, что они разработаны в СОВЕТСКОЙ школе и с американской имеют только общую основу.
1. Сторонники дифференцированного подхода исходят из того, что все дети РАЗНЫЕ. А посему наилучших результатов в обучении ребенка можно достичь, максимально учитывая его индивидуальные особенности. Лучше всего это достигается при индивидуальном же обучении, но в силу невозможности такового в массовой школе предлагается дифференцировать детей по группам.
2. Дифференцированный подход направлен на то, чтобы дать каждому ребенку МАКСИМУМ ( а не минимум) для него возможного.
3. В недифференцированном классе неизбежно происходит сужение группы реципиентов, на которую ориентируется учитель : либо только сильные, либо только средние, либо только слабые. Считать, что, ориентируясь на СРЕДНЕГО ученика, мы РАВНО учим всех, большое заблуждение: при этом мы и учим только средних. Сильные и слабые несут при этом потери.
Дифференцированный подход направлен на то, чтобы избежать часть этих потерь, применяя к обучению разных групп разную методику.
4. Сторонники дифференцированного подхода отдают себе отчет в том, что способности к обучению вообще и к восприятию разных предметов у детей РАЗНЫЕ, посему они считают необходимым дифференцированный подход и к ТРЕБОВАНИЯМ: не снижать их до уровня "средних" к сильным и не ЗАВЫШАТЬ их до того же уровня к слабым. Неадекватность требований, предъявляемых к ученику наносит ему часто непоправимый психологический урон.
5. Дифференцированный подход к требованиям вносит коррективы в программы обучения, определяя в них несколько уровней: минимум - максимум.
6. Сторонники дифференцированного подхода считают, что сей подход обеспечивает больше внимания к конкретному ученику, уменьшает долю формальности в процессе обучения и степень очковтирательства при подведении итогов и выставлении оценок.
7. Стороннники такого подхода убеждены в его преимуществах в деле воспитания личности. Раскрепощенные дети, не чувствующие своей несостоятельности в решении поставленных перед ними непосильных задач, обретают чувство собственного достоинства и проявляют больше творчества в общественной жизни.
8. Дифференцированный подход в образовании таким образом способствует воспитанию и формированию полноценной развитой личности гораздо в большей степени, нежели огульный подход ЕДИНЫХ требований. Этот последний формирует нерасчлененную серую массу середняков, которая способна к выполнению поставленных перед ней задач, но ни к социальному творчеству, ни к самоорганизации не способна.
9. Таким образом, разногласия между сторонниками дифференцированного и НЕдифференцированного подхода в образовании обусловлены прежде всего ожиданием конечных результатов: что желательно получать на выходе: однотипную управляемую малообразованную массу или общество свободно собравшихся мыслящих людей.
10. Именно свободно собравшиеся мыслящие люди и представляли главную угрозу для догматичной, закосневшей советской идеологии, поэтому дифференцированный подход в советской школе пробивал себе дорогу с огромным трудом.