Требуют, чтобы производство непрерывно развивалось. На каждом этапе развития появляются новые стимулы развития производства, побуждающие членов общества все быстрее крутится как белка в колесе. Сначала это был голод, потом, когда продукта стало довольно много - престиж человека труда, потом моральных стимулов стало недостаточно - появилась эксплуатация и насилие, в конце концов заменившееся экономическим принуждением, аккумулировавшем в себе все наработанные обществом стимулы для заставления своих членов активно и как можно больше трудиться.
Но всегда были люди, не поддававшиеся этим стимулам. Их наказывали, сначала презрением
"
Обязанность трудиться является одной из самых важных из числа тех, что возлагаются первобытным социально-историческим организмом на своих членов. Уклоняющиеся от труда всегда являются объектом презрения. Имеются действия, - писал А.Р. Рэдклифф-Браун в своей монографии об аборигенах Андаманских островов, - которые хотя и не представляют собой оскорбления какого-либо определённого индивида, тем не менее рассматриваются как антисоциальные. Одним из них является леность. От каждого человека ожидают, что он внесёт соответственный вклад в обеспечение себя и других пищей. Если человек увиливает от своих обязанностей, ему ничего не будет сказано, если он не является юношей, и другие по-прежнему будут давать ему пищу, но он обнаружит себя занимающим унизительное положение в лагере и полностью потеряет уважение товарищей" (742. С. 50). Буквально то же самое, почти слово в слово говорил К. Биркет-Смит об эскимосах (288. С. 148). "От всех мужчин племени чепара, - сообщает А. Хауитт, - ожидают, что они будут обеспечивать пищей, если только они не больны. Если мужчина ленив и остаётся в лагере, другие его высмеивают и оскорбляют (517. С. 767). Насмешек и презрения, как правило, было достаточно, чтобы заставить человека трудиться.
"
Ю.Семенов, Экономическая этнология
затем стали применять законы об огораживанях, работные дома и пр. прелести цивилизации.
Увы, судьба этих людей незавидна. Единственное, чего они желают - чтобы их оставили в покое. Но общество на это неспособно, поскольку они - вызов этому обществу.
Но могут ли они выстоять в поединке с обществом и железными законами его развития?
Думаю, что нет. Рано или поздно общество изобретет очередной гнусный способ заставить их класть свою жизнь на алтарь производства. Возможно, это будут какие-нибудь чипы, отучающие от невосторженного образа мыслей, в Бразилии уже практикую отстрелы и охоты на таких людей.
Выход в виде Ефремовских "островов Забвения" показался бы в этом случае раем. Но для этого нужно, чтобы общество научилось сознательно направлять свое развитие, и было гуманным не на словах, а на деле.
Но выиграть у общества они не могут, откупаться от них оно будет до опр. предела, не регулирующегося сознанием руководителей общества. Победить они могут только уничтожив само общество
(сбросив его на предыдущую ступень развития, в пределе - до уровня первобытного). Но, поскольку такого пока не происходило, хотя отрицаловка всегда была - общество всегда выходило победителем из этой борьбы.