" Может быть, в России российское сырье дешевле хотя бы потому, что
ближе? А вот и нет. К сожалению, с точки зрения транспортных расходов,
источники сырья для российской промышленности не ближе, чем для
западно-европейской или южно-азиатской. Российское сырье находится в Азии, а
российские промышленность и рабочие -- в основном в Европе.
Беда в том, что сухопутный транспорт существенно, на порядок, дороже
морского, и отвезти морем норильский никель в Лондон и даже Куала-Лумпур не
дороже, а дешевле, чем в Москву, из-за перевалки и длинного железнодорожного
плеча. Морские транспортные тарифы в мире на порядок ниже любых сухопутных.
Если построить условную карту мира, на которой расстояния от источников
сырья до потребителей будут заменены на стоимость доставки, то все океаны
"стянутся" в небольшое пятно, и все приморские страны окажутся рядом друг с
другом, зато центр России будет значительно удален от всех стран мира.
Доставка даже тюменской нефти в центр России обходится в принципе
ненамного дешевле, чем в Западную Европу. Правда, сейчас значительная часть
затрат на транспортировку приходится на оплату транзита через маленькие
участки территории наших новых соседей. Фактически, мы кормим за счет
транзита некоторые пограничные с нами страны, но туг причины не экономические"