>Рецензия на книгу Ю.И.Семёнова «Философия истории. Общая теория, основные концепции от древности до наших дней». М.: «Современные тетради», 2003. – 776 с.
>Понимание закономерностей исторического развития имеет не только научный, но и существенный прогностический интерес. Вопрос об общих закономерностях исторического развития и о том, как использовать знание этих закономерностей в прогнозировании будущего, занимает человечество с давних времён. До настоящего времени единственной относительно непротиворечивой и дающей возможности прогнозировать будущее теорией исторического развития остается исторический материализм, наиболее полно обоснованный Марксом. Последние события, в частности, распад СССР и отказ от строительства социализма в большинстве бывших социалистических стран, невозможно было предсказать с точки зрения того марксизма, который преподавался в СССР и его союзниках.
Ну это смотря кому.
>Несмотря на это, в последние годы наступил своеобразный ренессанс для течений, называющих себя марксистскими. Чтобы снять противоречие действительности с прогрессистский настроем основоположников, у которых общественно-экономические формации менялись только в сторону всё большего совершенства, современные марксисты утверждают теперь,
Они это утверждают не теперь, а утверждали начиная с ВОСР.
>что социализм в СССР и других социалистических странах был неправильный. Одновременно появляются попытки изменить основные положения марксизма и выйти из того тупика, в который загнали исторический материализм последователи догматического (назовем его так) марксизма.
>В недавно вышедшей книге Ю. И. Семенова «Философия истории» данный подход, назовем его «неомарксизм», развивается с учетом новых исторических данных. Книга представляет безусловный интерес не только в обзорной своей части, но и там, где автор излагает свою собственную концепцию исторического развития, представляющую собой логическое завершение целого ряда идей, распространённых в нашей стране по той причине, что они лежали в рамках официального советского обществоведения. Наверное, нигде эти идеи не были столь чётко высказаны, как в книге Ю.И.Семёнова.
>Возвращаясь к Марксу
>Но прежде чем разбирать подход Ю. Семенова, следует еще раз остановиться на том, а что же такое исторический материализм. Его можно обозначить как методологию поиска и анализа общих вопросов и объективных закономерностей истории. В систему закономерностей истории, изучаемой данной методологией, следует включить изучение технического прогресса, культуры и психологии общества, которая очень часто является решающим фактором хода исторического процесса. Маркс утверждал, что история представляет собой последовательность социальных систем (формаций) в каждой из которых политические, религиозные и экономические институты определялись, в основном, уровнем развития производительных сил и были поставлены на службу господствующему классу. Системы сменяют друг друга в чётко очерченной манере; эти смены могут быть приблизительно датированы временем, когда старый господствующий класс власть теряет, а новый её приобретает.
>Теорию Маркса можно свести к следующему положению: методы или условия производства являются определяющим фактором, задающим социальные структуры, которые в свою очередь определяют оценки и поведение людей. Маркс иллюстрирует это своим знаменитым утверждением: «Общественные отношения тесно связаны с производительными силами. Получая новые производительные силы, люди изменяют способы производства, и изменяя способ производства, методы добывания необходимого для жизни, люди изменяют свои общественные отношения. Ручная мельница даёт феодальное общество, паровая – капиталистическое» (К. Маркс «Misère de la philisophie»). Здесь подчеркивание важности технического элемента доводится до опасных пределов, но с этим можно согласиться при условии, что производственная технология – это далеко не всё. Сам Маркс использовал понятие "способ производства и общения" (Verkehr). Главным же в изменении способа производства является развитие отношений собственности. Проиллюстрировать более взвешенный подход можно на том же примере Маркса: система, характеризовавшаяся применением "ручной мельницы", создаёт такие экономические и социальные институты, которые наиболее соответствуют использованию такого способа помола. Распространение и работа "паровой мельницы" в свою очередь порождают новые социальные функции и места размещения производства, новые группы и взгляды, которые развиваются и взаимодействуют таким образом, что перерастают собственные рамки. Вырастают и с неизбежностью пробивают себе дорогу институты, наиболее соответствующие использованию паровой мельницы. Однако на многие возникающие при этом вопросы, связанные с причинами подобных изменений, Маркс и Энгельс дали ответы в довольно неоднозначной форме.
>Важнейший аспект марксистских теорий состоит в том, что марксизм — это теория истории, претендующая на предсказание будущего с абсолютной научной определенностью (хотя и в самых общих чертах). В частности, марксизм утверждает, что способен предсказывать социальные революции, подобно тому, как ньютоновская астрономия может предсказывать солнечные и лунные затмения. Фундаментальным положением, на котором Маркс основал свою теорию, является тезис о том, что история человечества есть история борьбы классов. Суть его аргументов в приложении к капитализму можно изложить кратко: поскольку рабочий класс («пролетариат») остается единственным угнетенным классом и поскольку он — основной производящий класс, к тому же составляющий большинство населения, то его победа неизбежна.
Неплохо бы ссылку из Маркса здесь, что именно поэтому.
>Действительно, современное Марксу общество, которое он назвал «капитализмом», являлось обществом безраздельного господства, по сути, классовой диктатурой капиталистов. В «Капитале», содержащем 1748 страниц, Маркс пытался доказать, что в силу действия исторического закона — закона концентрации капитала — число капиталистов должно постоянно убывать, а число – рабочих увеличиваться. Согласно другому закону (по Марксу) —
И здесь
>закону абсолютного и относительного обнищания рабочего класса — рабочему классу уготовано дальнейшее обнищание, а буржуазия, напротив, будет все больше богатеть. Нищета будет способствовать превращению рабочих в революционеров,
И здесь
осознающих свои классовые интересы. Рабочие всех стран объединятся и осуществят социальную революцию. Капитализм и капиталисты будут уничтожены — ликвидированы — и воцарится мир на Земле. Революционная победа пролетариата должна привести к упразднению всех других классов и к возникновению общества, в котором будет существовать только один класс. Общество же, состоящее из одного единственного класса — это бесклассовое общество, то есть общество, в котором не существует ни класса угнетенных, ни класса угнетателей. Поэтому такое общество будет коммунистическим — именно это и провозгласили в 1848 году Маркс и Энгельс в «Манифесте Коммунистической партии».