Двухотраслевая модель внешней торговли по Паршеву и по Мирону
Привет!
Предыдущие попытки объяснения идеи взимания высокой горной ренты с целью поощрения развития отечественной перерабатывающей промышленности не увенчались успехом. Признавая основную вину автора, предпринимаю ещё одну попытку, на этот раз через математическую модель.
Однако, перед этим, на всякий случай, хотелось бы сделать предупреждение. Основной результат сообщения в том, что можно построить конкурентоспособную российскую экономику без экспортно-импортных пошлин и без монополии внешней торговли. Однако, несмотря на это, сообщение ни в коей мере не является опровержением книги А.П.Паршева, а только диалектически развивает её основные положения.
Следуя примеру Лобачевского, начавшего свою лекцию перед парижскими кутюрье фразой "Господа! Предположим, что женщина имеет форму шара", мы рассмотрим предельно упрощённую и несколько нереальную модель, из которой, однако, всё должно быть ясно. Итак, к делу.
__________________________________________
Предположим, что в российской экономике имеются только две отрасли - нефтедобывающая и автомобильная. Плюс государство с его чиновниками, армией и т.п. Чтобы не путаться со стоимостью труда, предположим, что оплата труда в обоих производственных отраслях, одинакова: 1 рубль в час "чистыми".
Пусть добыча тонны нефти из уже оборудованной скважины обходится в 50 человекочасов (без налогов), а один автомобиль на уже построенном автомобильном заводе создаётся из 40 т. нефти (сырья), после приложения 5 000 человекочасов.
Пусть, далее, с каждой добытой тонны нефти государство взимает 50 рублей налога, а с каждого произведённого автомобиля - 6000 рублей налога (т.е. примерно половину добавленной стоимости).
Посмотрим, какие цены сформируются тогда в закрытой экономике при условии формирования цен только на основе трудовых издержек и налогов, без прибыли. Очевидно, нефть будет стоить 50 зарплата + 50 налог = 100 рублей за тонну, автомобиль - 40*100 сырьё + 5 000 зарплата + 6 000 налоги = 15 000 рублей. Итого, на закрытом внутрироссийском рынке можно обменять один автомобиль на 150 тонн нефти.
_________________________________________
Предположим теперь, что в мировой экономике тонна нефти из уже оборудованной скважины добывается после приложения 20 человекочасов, а один автомобиль производится из 10 тонн нефти после приложения 1 500 человекочасов. Пусть оплата труда во всех заграничных отраслях составляет 2 доллара в час, а налоги взимают по 60 долларов с каждой тонны нефти и 1 000 долларов с каждого произведённого автомобиля.
Тогда тонна нефти будет продаваться за рубежом за 100 долларов, а один автомобиль - за 5 000 долларов, т.е. один автомобиль можно обменять на внешнем рынке за 50 тонн нефти.
_________________________________________
Как видно из нашей модели, издержки любого производства в России - как по нефти, так и по автомобилю, - выше, чем за рубежом, если пересчитывать их в трудозатратах. Люди, невнимательно читавшие А.П.Паршева, сделают из этого вывод, что любой российский производитель сразу разорится в конкурентной борьбе с западным. Но мы знаем, что это не так: Великая Труба процветает и не страдает от конкуренции саудитов. Страдают только российские отрасли глубокой переработки. В чём же тут дело?
А дело в том, что, хотя издержки производства в России действительно выше (в человекочасах), чем в остальном мире, повышение это неодинаково в разных отраслях. Вот и получается, что за рубежом автомобиль можно обменять за 50 тонн нефти, а в России автомобиль отечественного производства - за 150.
Если теперь в этих условиях "открыть" российскую экономику и забыть наложить высокие пошлины на экспорт нефти и импорт автомобилей,то любой дурак купит за границей автомобиль, продаст его в России за 100 тонн нефти (заведомо победив российского производителя, который может предложить свой автомобиль только за 150 тонн нефти), вывезет 100 т. нефти за кордон. Половину вырученной суммы прикарманит, на остальную - продолжит бизнес. Естественно, российский производитель автомобилей пойдёт при этом по миру. Хорошо будет только нефтяникам и владельцам скважин: ведь они при такой открытой экономике могут купить автомобиль не за 150 тонн добытой ими нефти, а только за 100.
Заметим, что нигде в наших рассуждениях мы не использовали фактор курса рубля к доллару: смертельный эффект для российских отраслей глубокой переработки получается в результате разного соотношения цен внутри и вне страны, а не из-за определённого курса рубля к доллару.
Введение таможенных пошлин облегчает положение, но ненамного, потому что изъятие пошлин не всегда можно проконтролировать, да и не всегда чиновники назначают их оптимальным образом.
Таким образом, ключевым фактором, разоряющим отечественные отрасли глубокой переработки в конкурентной борьбе с импортом, становятся относительно низкие цены на сырьё (в нашей модели - на нефть) на внутреннем рынке. ("Относительно низкие" означает: низкие относительно цен на продукцию глубокой переработки отечественного производства.) Благодаря этим низким ценам появляется возможность за одну и ту же продукцию глубокой переработки приобрести в России больше нефти, чем за рубежом. Если бы таковой возможности не было и цены внутри России по какому-то чуду соответствовали мировым, так что наши отрасли глубокой переработки оставались рентабельными внутри страны, то они и не разорились бы.
Следовательно, нам надо внимательно присмотреться к механизму ценообразования и посмотреть, какие корректировки надо внести в этот механизм, чтобы повысить внутреннюю цену на сырье относительно отечественной продукции глубокой переработки.
________________________________________
Добиться такого результата можно реализуя идею Мирона об изъятии с сырьевых отраслей очень высокой ренты. В самом деле, вернёмся к нашей модели. В каждой отрасли мы взимаем примерно половину добавленной стоимости. Правильно ли это? Давайте сделаем по-другому: будем с каждой тонны добытой нефти изымать в бюджет не 50 рублей, а 450. А с производителя автомобиля снимем налоги. Тогда, как легко видеть, тонна нефти будет стоть 500 рублей. Но тогда подорожает и та нефть, из которой делается автомобиль - с 4 000 рублей до 20 000 рублей. А автомобиль будет стоить 20 000 сырьё + 5 000 зарплата = 25 000 рублей.
Таким образом, если при изъятии с нефтяной отрасли половины сбытовой цены нефти и налогообложении перерабатывающей промышленности автомобиль российского производства можно было приобрести за 150 тонн нефти, то после изъятия с нефтяной отрасли 90% сбытовой цены добытой нефти и снятия налогов с перерабатывающей промышленности автомобиль российского производства можно приобрести за 50 тонн нефти. Что и требовалось.
__________________________________________
Как мы увидели, при такой реформе ценообразования, российским производителям отраслей глубокой переработки уже не страшна конкуренция с импортом. Поэтому российские потребители либо купят российский автомобиль, либо не купят никакого. Но с какой стати российские потребители теперь купят автомобиль за 25 000 рублей, если раньше они и за 15 000 не брали? Иными словами, хватит ли им денег на покупку автомобиля, тогда как зарплата останется той же?
Ответ: хватит. Потому что собранные в бюджет рентные деньги предполагается не закапывать, а расходовать, то есть, опять-таки, распределять среди российских граждан - российских потребителей. Поэтому у потребителей хватит денег на то, чтобы оплатить подорожание конечных товаров: ведь мы все деньги, собранные за счёт подорожания, распределили среди потребителей.
__________________________________________
Теперь о распределении среди потребителей. Предлагается такая схема. Для устранения искривлений в ценообразовании дотации ЖКХ и на производство других личных благ отменяются. Однако, каждому гражданину выдаётся сумма, необходимая для минимального потребления (работоспособным - только при условии труда на благо общества, хотя бы на общественных работах); старикам, инвалидам и т.д. - больше. Всё остальное распределяется по прочим государственным расходам; с дальнейшим повышением ренты, можно будет направить очень значительные средства на инвестирование.
________________________________________
Оговорки
1. О скорости отказа от экспорта сырья. Разумеется, экспорт сырья будет прекращён не сразу. Однако, все доходы от него надо собрать в государственных руках. Для этого достаточно повышать сырьевую ренту до тех пор, пока внутренние цены _почти_ не сравняются с мировыми и отменить потом внешнеторговые пошлины. Излишек нефти по-прежнему будет экспортироваться, но теперь уже вся прибыль сосредоточится в государственных руках. Она будет изъята ещё задолго до экспорта, одинаково для нефти, произведённой для внутреннего потребителя и для внешнего.
2. О выгодной и невыгодной внешней торговле. Как несложно увидеть из модели, повышение нефтяной ренты значительно облегчит положение автомобильной промышленности через приведение цен в соответствие с мировыми только в том случае, если на производство автомобиля внутри страны уходит в виде сырья менее 50 тонн нефти. Читатель может проверить это сам.
Но ведь эта гипотетическая ситуация, когда на производство автомобиля уходит более 50 тонн нефти, и означает, что производство автомобилей внутри страны абсолютно неэкономично: если на производство автомобиля внутри страны физически уходят более 50 тонн нефти (не включая стоимость труда), то экономически выгоднее сплавить их за границу и импортировать автомобиль, а высвободившихся работников внутри страны направить на что-нибудь другое. Даже просто кормить их даром в этом случае экономичнее, чем производить автомобиль внутри страны.
Таким образом, механизм полного изъятия сырьевой ренты обеспечит конкурентоспособность всех российских отраслей глубокой переработки, кроме тех отраслей, для которых непосредственный физический расход исчерпаемых природных ресурсов на производство единицы конечной продукции внутри страны (не включая стоимость труда) выше, чем количество этих ресурсов, достаточное для обмена на единицу такой же продукции на мировом рынке. От таких отраслей Россия вполне может отказаться и положиться на импорт, если только их поддержание на плаву не необходимо по каким-то стратегическим соображениям. В последнем случае нужно создавать дополнительные механизмы поддержки стратегически важных убыточных отраслей - дотациями, ограничениями импорта, государственными закупками и т.д.
_________________________________________
Оговоримся ещё, что в этом сообщении мы коснулись только краткосрочного результата фактора повышенных издержек российской экономики - гибели отраслей более глубокой переработки. Эту проблему мы решили. Однако, если и долгосрочный результат - вывоз постоянного капитала. Вкратце объясним, как предлагается решать эту проблему без монополии внешней торговли. Для этого предлагается повысить ренту (уже не только сырьевую, но и со всех отраслей российской экономики) настолько, что у частных лиц в российской экономике не будет оставаться денег на возмещение постоянного капитала - только на переменный. Но зато собранные деньги будут выделяться в виде кредитов на создание российской промышленности и т.п.
В следующем сообщении повторю свой текст с форума А.П.Паршева о способе распределения ренты в российской экономике на втором этапе реформы фискальной политики.