От Miguel Ответить на сообщение
К Miguel Ответить по почте
Дата 09.05.2003 06:59:28 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Образы будущего; Хозяйство; Программа; Версия для печати

О способе разделения ренты

Привет!

Как справедливо изъять ренту по нефтяным скважинам, если себестоимость нефти на разных скважинах получается разной? Изъять всю ренту, не больше и не меньше?

Ответ: распределяя ренту сверху вниз. Организуется специальное министерство нефтяной промышленности (с небольшим штатом), главная задача которого - собрать
ренту с нефтепроизводителей. Задание на совокупный сбор министр получает от правительства (либо в фиксированной сумме на следующий год, либо, при инфляции, в процентах от сбытовой цены). Министр либо обязуется собрать заданную сумму, либо передаёт портфель тому, кто такую сумму собрать сможет. Если не найдётся другого ответственного человека, готового собрать с нефтяных компаний заданную сумму, то правительство снижает задание на сбор.

Таким образом, совокупная нефтяная рента уже будет задана, меньше не получится. Вот, это министерство и разделит ренту. Если в стране останутся частные нефтяные компании, то разделит по компаниям в зависимости от статистических данных по количеству скважин, средней себестоимости и т.д. Каждая компания либо принимает задание на год, либо отказывается. В
последнем случае компания выставляется на продажу тому, кто будет готов выплатить
указанную сумму. Если не найдётся покупателя, то рента на компанию снизится и перераспределится по другим компаниям. (Напомним, что к снижению совокупной нефтяной ренты это не приведёт, потому что министерству нефтяной промышленности уже зафиксирована общая сумма, подлежащая к сбору.)

Ну, а как компании распределят ренту по своим скважинам - их внутреннее дело. Думаю, так же, как и на более верхних уровнях.

Если же добыча нефти будет по той или иной причине национализирована, то всё равно
распределение ренты будет идти сверху вниз: от всего министерства к каждому предприятию.

То же самое предлагается сделать с самого начала со всеми полезными ископаемыми плюс с падающей водой и атомными электростанциями, возможно, с рыбой в территориальных водах. С лесом надо разобраться отдельно.


Кроме того, в перспективе планируется полностью отказаться от сбора налогов в стране и перейти к сбору бюджета за счёт изъятия ренты. Только все остальные, несырьевые типы ренты, будут распределяться не по отраслевому принципу, а по региональному. Как?

В первом квартале текущего года депутаты парламента определяют общий размер доходной части федерального бюджета. Ту часть, которая не будет компенсирована сырьевой рентой, будут делить по регионам - с оглядкой на статистические данные по наличной промышленности, по богатству земель, по населению и его занятости... Долго будут спорить, но в конце концов
договорятся.

Во втором квартале депутаты каждого региона (скажем, области) определяют общий размер своего регионального бюджета и делят сумму своей доли в союзном бюджете и своего регионального бюджета по районам - на тех же принципах, пока представители каждого района не согласятся.

В третьем квартале районные депутаты определяют свой бюджет и делят сумму своего бюджета и той доли, которую надо перечислить в район, по населённым пунктам, по самым мелким общинам. Дальше всё распределяется в зависимости от того, крупный ли это город, или помельче. Если крупный город, то рента распределяется по предприятиям плюс по районам, в каждом из которых остаток распределится между гражданами. Если село, то, докатившись до
самого низкого уровня, до самой мелкой общины, где все друг друга знают, распределяют ренту по конкретным людям. Община не может снизить наложенную на неё сверху сумму (потому что её представители уже согласились выплатить эту сумму при разделени на более высоком уровне) и
может только перераспределить её между своими членами. А распределение будет
справедливым. Если община наложит слишком много, то участок продаётся тому, кто готов заплатить наложенную ренту. Если покупателя не найдётся - рента на данного человека снижается.


Таким образом, государство сможет корректировать ренту и цены внутри страны, опираясь на практически производльное соотношение многих независимых параметров: совокупной ренты на каждый из видов сырья, плюс совокупные ренты с ГЭС и с АЭС, плюс совокупная рента на всё остальное сразу. Так можно обеспечить практически любое наперёд заданное соотношение цен,
в том числе, привести внутренние цены к такой пропорции, что экспортировать будет выгодно только те товары, относительно которых будет решено, что их лучше экспортировать, и импортироваться - только те товары, относительно которых будет решено, что их лучше импортировать. И никаких экспортных и импортных пошлин (эти пошлины будут фактически взиматься в виде ренты при приведении внутренних цен в большее соответствие с мировыми).


Однако, возникают вопросы переходного периода. Если организовать сырьевые министерства и начинать изъятие сырьевых рент можно довольно быстро, в течение пары месяцев, то, ясное дело, на постройку слаженного механизма регионального изъятия ренты уйдёт не один год. Поэтому начать надо с сырьевой ренты, провести инвентаризацию народного хозяйства и там
делить, постепенно повышая долю несырьевой ренты.

Конечно, способ реализации идеи должен зависеть от стартовых условий. На относительно равновесную ситуацию вроде сегодняшней рассчитывать не приходится, однако, можно рассмотреть в качестве учебной задачи, как можно было бы претворять идею в жизнь, исходя из
нынешней ситуации. Д.Ниткин уже почти убедил меня, что скачком
(одномоментной отменой всех налогов и переходом к формированию бюджета только за
счётсырьевой ренты) действовать не стоит. Во-первых, нет гарантий, что, когда ценовые пропорции приблизятся к мировым, собранная рента уже будет достаточной для формирования бюджета (хотя не исключено, тут считать надо). Во-вторых, даже если в процессе быстрого изменения ценовых пропорций кредитовать всех нуждающихся, в условиях одномоментного изменения цен многие предприятия могут разориться, потому что невозможно адекватно
прокредитовать всех.

Словом, на мой взгляд, сразу отменять налоги действительно не надо. Надо начать с повышения сырьевой ренты в дополнение к имеющимся налогам (разве что, немного снизить НДС). Например, поручить сырьевым министерства собрать в январе 5/12 млрд. уев (5 млрд в пересчёте на год), в феврале - 10, в марте - 15 и т.д. За полтора года сбор в бюджет от природной ренты достигнет 90 млрд. уев. Из них 70 будут раздаваться потребителям на более или менее уравнительной основе (благодаря чему росийские отрасли не разорятся), остальное - на инвестиции. С дальнейшим повышением ренты всё - на инвестиции.

Впрочем, может оказаться, что то же самое можно проделать и быстрее.

Мигель