От И.Л.П. Ответить на сообщение
К Сергей Щеглов
Дата 17.08.2005 14:36:33 Найти в дереве
Рубрики Россия-СССР; Образы будущего; Общинность; Компромисс; Версия для печати

Re: Попробую ответить от лица солидаристов (оговорюсь: лично мое понимание)

Прежде всего, меня в вашем посте насторожили попытки некоторого оглупления солидаристов, которые, мол, "витают в облаках" и неадекватно оценивают реальность. Думаю, для такой "снисходительности" у марксистов нет оснований, ибо их прогнозы (в том числе на ворлдкризисе) пока не могут похвастаться точностью.

>Полагаю, что размежевание форумное во многом предвосхищает будущее размежевание СОЦИАЛЬНОЕ.

А это не исключено. Не только социальное, но и мировоззренческое, которое и предопределит социальное (солидаристы более идеалисты, чем материалисты в философском смысле).

>В точности как на ворлдкризисе: ОБЩЕЕ неприятие современного западного капитализма,

А почему только западного? Дело ведь не в антиамериканизме (антизападничестве). Собственно, западный капитализм - проблема Запада. Беда в том, что попытка насаждения аналогичной системы в России ведет ее к экономической и социальной катастрофе. Речь о неприемлемости капиталисттической системы для России как несоответствующей базовым ценностям ее народа.

>а также мечты о "справедливости" и построенном на ней Новом Русском Проекте.

Вы неслучайно закавычили "справедливость", поскольку представления о ней могут быть разными и зависят от ценностей. "Общество равных возможностей" - для кого-то идеал справедливости, а для кого-то абсолютно нет. Маркс, насколько я понимаю, предсказывал ликвидацию капитализма не по причине несправедливости последнего, т.е. не по моральным соображениям. А для России на данный момент речь даже не об идеале справедливости, а воссоздании системы, обеспечивающей хотя бы выживание и, в перспективе, возможность развития (понятно, что гарантий успеха никто дать не может).

>а всерьез - позиция примерно такая: у Сталина получилось, придет новый Сталин, и у него тоже все получится. Исторический факт.

Это как раз пример оглупления оппонентов. В частности, С. Кара-Мурза неоднократно предостерегал от такой трактовки. Тот факт, что в прошлом удавалось "выкарабкаться" никак не гарантирует успеха на будущее, и прекраснодушие здесь недопустимо. Тем не менее, этот факт дает некотурую надежду, т.е. успех не гарантирован, но шансы на успех есть, и борьбы небезнадежна. Прекраснодушие характерно скорее для отдельных марксистов, верящих в "историческую неизбежность" социализма. Солидаристы как раз более реалистичны. Они полагают, что капитализм вполне может "переварить" нас еще задолго до "победы пролетариата".

>На мой взгляд, это происходит потому, что для солидаристов первичными представляются отношения ВЛАСТИ, прямого насилия, государственного принуждения.

Первичны ценности и мировоззрение (не забывайте об идеализме!). Они же во многом определяют и поведение собственника, аппетиты которого могут быть ограничены.

>Отношения СОБСТВЕННОСТИ, которые появляются только в достаточно развитом обществе (в терминологии нашей нейросоциалистической тусовки на ворлдкризисе - СУ-3), - для солидаристов НЕСУЩЕСТВЕННЫ.

Речь только о том, что общественные отношения не сводимы к отношениям собственности и, шире, производственным отношениям. Сама по себе проблема собственности очень даже существенна. Так, солидаристы не считают приемлемой частную собственность на землю, а также "рынок денег", иными словами, ссудный процент (привет ворлдкризису!).

>По их представлениям, никакой собственности вообще не существует - а есть только ПРАВО СИЛЬНОГО.

Собственность существует, но не существует ее "священности и неприкосновенности". Насчет этого "промывают мозги" неимущим и ограбленным, а "сильные мира сего" нисколько не стесняются перераспределять собственность в свою пользу любыми способами.

>Соответственно, все плохое в современной России происходит не от того, что Капитал вынуждает капиталиста грабить рабочего, а от того, что в России хозяйничают ЧУЖИЕ СИЛЬНЫЕ. А должны быть СВОИ.

Не Капитал вынуждает грабить, а ценностные установки, воспринятые частью общества. Понятно, что "с волками жить - по-волчьи выть", но становиться-то капиталистом никто никого не заставляет, это уже вопрос личного выбора, тем более в России, где история постсоветского капитализма не насчитывает еще и одного поколения.

>На мой взгляд, марксистский подход к социальной эволюции должен основываться на ОБЪЕКТИВНОЙ модели рассматриваемого общества.

Жаль, что марксисты так упорно "секретят" свою модель. Может, поэтому их не все понимают. Если моделью является "классовый анализ", то его уже использовали неоднократно, и полученные прогнозы показали свою неадекватность.

>Глядя через СМИ и Интернет на Россию, можно увидеть только РАСПИАРЕННЫЕ события и движения.

Это так, что неудивительно. Впрочем, в Интернете можно найти и менее "распиаренные", если есть желание.

>Для меня как марксиста одна только цифра - трехкратный рост потребительского кредитования за 2004 год - перевешивает все вопли о "русском фашизме".

Вопли эти перевешиваются не этой абстрактной цифрой (привязанной к притоку нефтедолларов), а отсутствием фашистских ценностных установок в мировоззрении и массовом сознании русских.

>Не имеет этот фашизм социальной базы, в отличие от Германии 30-х.

Социальная как раз может найтись. Главное, что нет мировоззренческой, ценностной базы.

>На мой взгляд, настоящее размежевание здесь проходит на уровне МИРОВОЗЗРЕНИЯ (для людей религиозных - на уровне ВЕРЫ) и связанной с ним ЭТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ.

Да.

>Разделение на марксистов и солидаристов на этом форуме, нейросоциалистов и патрр-риотов на ворлдкризисе - всего лишь очередная версия лефевровского разделения на людей "первой" и "второй" этических систем.

Да (хотя насчет Лефевра можно спорить). Собственно, сам термин "марксисты" здесь условен. Их установки не сводятся к философии Маркса. Марксизм для них - скорее форма самоопределения.

>Это БОЛЕЕ фундаментальное разделение, чем классовое, поэтому попытка понять его в терминах классовой борьбы обречена на провал.

Да! Но не значит ли это, что в терминах классовой борьбы вообще нельзя понять суть общественных процессов (хотя для каких-то случаев противостояния рабочих и собственников такой анализ возможен)? По-моему, такое признание выводит его автора из разряда "истинных марксистов".