От Pout Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 15.03.2003 18:29:27 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Версия для печати

"Мы" и "они". Начала соц.психологии. Б.Ф.Поршнев (продолжение темы)

К селфу просьба - в рамках продолжения темы "социальной
психологии"
отыскать свои ссылки или наводки на работы Поршева и его
последователей. Есть ли в сети та книга,о которой ниже идет речь, или
какие-то развития ее идей. Если нету - что есть из нее в обзоре Вите.
Книга
Соц.Псих. издана первым изданием в 1966,затем в 1979(дополненное
издание,расширена глава "Ленин и социальная психология", выполняющая
роль опытного полигона). Я припоминаю. что и второе издание - это
усушенный вариант поршневской концепции, которая была глубже и охватней.
По цензурным соображениям и во второе издание не вошли отрывки
про"коллективно-групповое бессознательное" и его
генезис,про"внушение"и"заражение". По тем
временам писать"советскую лебоновщину" было чревато,а публиковать тем
более не удавалось. Не в курсе, что
сделали с наследием мэтра его последователи вроде Вите

Ценность -в частности, в привязке к Ленину и его работам. Категории
же
концепции Поршнева носят еще предварительный и_нерасчлененный_
характер,что отмечено и в рецензии на нее (там пример). Работа была
давно , носила постановочный характер,но осталась на фоне прочих и в
соединении с другими его работами ("Проблемы палеопсихологии") хорошей
связующей нитью с поздней около-
марксистской "культурно-исторической"ветвью соц.психологии (Выготский,
Грамши). Совпадения дословные и поблочные."ПЕрвая вера человека есть
слепая вера в свою социальную групппу"(Грамши) .К концепции же Бурдье
можно переходить по связкам нескольких категорий,там где они уже
наполнены и работают(на примерах)..
"Склад-уклад" - это к "габитусу" Бурдье-Хейзинги, "сдвиги" - это
"вовлеченности" в борьбу-игру("il-lusio" Бурдье-Хейзинги), "заражение"-
"мимезис","группы" - "классы", и т.д.

Словарик категорий и лексики Бурдье (почти все, около сотни
позиций, но
по-французски,надо обработать) тут
http://www.homme-moderne.org/societe/socio/bourdieu/lexique/lexique.pdf
Тезаурус таких категорий уже почти полная "сетка"(порой за счет
недостаточной
глубины,но это дело наживное).Главное - синтезный характер,отсутствие
телеологичности, "утопленность"на уровень бессознательного(и даже
телесного"склада"). Преимущества поздней концепции "праксиса"в
отшлифованности и подведенной мощной базе из опыта и разных дисциплин,
сливающихся в одну (теор.социологию).Практическая напрваленность
остается по прежнему заостренной на сегодняшний "праксис" "социальных
групп"на"грешной земле".




начало темы - в ветке"Корпорация и корпоративное устройство"
http://212.188.13.195:2009/nvz/forum/0/co/86192.htm
Продолжение - в ветке "Кто сказал -Бурдье"
http://212.188.13.195:2009/nvz/forum/0/co/87319.htm
еще
Работы Поршнева рассматривались в связи с "Заговором
народа"(психо-лингвистикой). Ирина Черепанова
----------------------------------
постинг 26 января 2003 г. 10:24
"Красный огонь" светлого мифа
-------------------------------------
Igor Ignatov сообщил в новостях следующее:84921@kmf...
> Работы Поршева по суггестии являются для нас очень перспективными.
Прямо по профилю. Я и не знал, что кто-то етим занимается.

Ссылки на сами работы Поршнева в сети многочисленны. Та большая книга,
о которой говорил Селф, лежит на сайтах в виде архива во многих
библиотеках. Вите(так пишется фамилия) тоже есть. Но это не совсем то
что"технологиии светлого мифотворчества"(зря я употребил неточное
слово"белый"миф, надо -"светлый".
Книга, которую я цитировал, называется "Заговор народа". Основная нить у
нее - нужен не чернопиарский, а "светлый" "базовый мифологический
метатекст".
.....
==============


Б.Ф.Поршнев Социальная психология и история
изд.2ое М.Наука 1979


гл1.Ленинская наука революции и социальная психология
гл. 2 Мы и они
гл.3 Общность и индивид
гл 4 Социальная психология и генетическая психология
гл 5 Всемирная история и социальная психология

Рецензия (отрывок)

...

Через всю книгу проходит мысль - наряду с "сознательностью"существует и
оказывает влияние на ход событий то, что Ленин называл стихийностью,
инстинктом, настроением. Наряду с идеологией как систематизироанным
комплексом мыслей существуют "психические состояния",имеющие собственную
структуру, свою специфику. Поршнев выделяет две группы ПС - одна-
"стойкие черты психического _склада_",комплексы привычек и обычаеа,
другая - подвижные и динамичные "псих. сдвиги" .Во всех этих явлениях
и состояниях, в отличие от" духовной сферы", нет очевидной
целенаправленности,они осуществлются почти инстиктивно, в силу
традиции,они тесно, почти неразрывно, переплетены с действиями,
эмоционально окрашены.

Человеческая деятельность далеко не всегда может
получить"рациональное объяснение".В опр.случаях она обусловлена
устойчивыми чертами психического склада, традиционными понятиями и
представлениями, традиционными действиями и эмоциями

Соц.психология,обратившись к рассмотрению
стихийных,инстинктивных,эмоционально окрашенных явлений и действий
,сразу же оказалсь лицом к лицу с человеческой массой, коллективом, с
так называемой социальной гуппой. Стихийные дейстивя присущи скорее
группе, и коллектив - хранитель традиционного психического склада.
Индивид рождается не на необитаемом острове...в процесее воспитания и
общения человек получает ту информацию, которая определяет его
дальнейшее поведение. Традиционный психический склад оставляет в нем
важный элемент . Человека формируют...окружающие его психические
состояния.
Но мало того, что человек впитывает в себя устои той социальной
группы(или групп), к которой он принадлежит -он обычно действует вместе
с группой, вместе с коллективом. Соц.психология обнаружила, что
поведение массы ()толпы)имеет свои психологиечские особенности, не
сводимые к сумме особенностей индивидов, составляющих массу. Поршнев
говорит о "взаимном заражении",подчеркивая, что реакции, коль скоро они
проявляются в коллективе, в "однородной человеческой среде", приобретают
значительно большую силу.... мы должны помнить об этих особенностях
коллективной психологии,о способностях"разжигать эмоции", накалять
страсти во имя самих страстей. Казалось бы, что может быть более
непреодолимым и фундаментальным, чем страх смерти -но в условиях
"взаимного заражения" ранние христиане переходили этотт барьер и
добровольно искали конца.

Но если бы человеку была свойственна только способность
восприниматьпсихический склад своей социальной группы,мы бы до сих пор,
вероятно,ели крси коренья ижили в пешерах.. В природе чело
оловеческой -нарушать традицию, искать нвоое и уптем расточительных
посиков двигатьс явперед.. Исторический процесс -это не только
сохранение и повторение, но и творчество, следовательно, нарушение и
преодоление - процесс, в ходе которого создаются психические сдвиги и
преборазуется сама общественная психология.

Как же выглядит, по Поршневу процесс движеня человеческого общества.
..
..

Можно сожалеть о некоторой нечеткости авторской
терминологии(так,термин"общность" используется и для обозначения
социальной группы, и для обозначения социально-психических
явлений)...но глпвное сделано. Читатели получили возможность
ознакомиться
с научной дисциплиной, которая для них оказывается. к сожалению, новой.

"Новый мир" ном.1 А Каждан

----

PS

переводя словарик Бурдье,наткнулся на несколько анекдотов выполяняющих
роль словарных статей. Пардон за несколько тяжелый стиль перевода,
смысл надеюсь понятен

Термин"легитимация"раскрыт так. Дается кусок живой речи из лекции с
выкриками из зала

Бурдье. " Что хочет сказать человек, когда говорит это слово, что
означает, "легитимизация" ? Это слово - технический термин
социологического словаря, который я использую по-научному, так как
только технические термины позволяют говорить, и таким образом думать, и
"суровым" образом, трудные вещи.
Когда на востоке существовали легитимизированнные учреждения, или
действия, , которое были господствующими , их употребления - не
распознавались как таковые, то есть были" молча признанными". Язык,
который профессора используют, чтобы об этих вещах говорить (голос из
зала: "профессор, Вы тоже его используете ! " -. Конечно. Я его
использую, но я трачу свое время на то что объясняю, что я делаю !),
язык, который мы используем в этом пространстве, есть господствующий
недооцененный язык как таковой, то есть "молча признанный как законный".
Именно язык производит существенную часть своих результатов имея (вид)
не быть тем, что он есть "