Хочу поблагодарить всех за интересную дискуссию. Если мы и не сошлись в мнениях, так по крайней мере узнали что-то для себя новое, или задумались ещё раз о старом.
Для меня выводы такие: Советское общество было настолько больным, не только экономически, но и духовно, что любое проявление независимой мысли оказывалось для него медленнодействующим ядом.
С.Г. Кара-Мурза пишет: "Нас сгубила именно чрезмерная художественная впечатлительность, свойство русского дорисовывать в своем воображении целый мир, получив даже очень скудный, мятый обрывок образа. Из-за этой артистичности сознания русские заигрываются в своем воображении, взмывают от земли далеко ввысь, а потом расшибаются.
...Ведь давайте вспомним горькое предположение В.В.Розанова, которое наши писатели как-то прячут. Он же сказал, что «приказ Н°1, превративший одиннадцатью строками одиннадцатимиллионную русскую армию в труху и сор, не подействовал бы на нее и даже не был бы вовсе понят ею, если бы уже 3/4 века к нему не подготовляла вся русская литература... Собственно, никакого сомнения, что Россию убила литература».
Это невозможно объяснить европейцу. Ну, изобразил какой-нибудь Стендаль тупого офицера - не придет же из-за этого французам в голову возненавидеть офицерство и армию. А русский читатель из условного мира художественных образов выхватит Скалозуба и переносит его на землю, замещает им реального офицера. А уж если прочтет «После бала», то возненавидит всех полковников".
Мне кажется это неверным. Розанов писал об оторвонности от реалий, погружении в литературу.
Черта эта специфична не столько для русского народа (см. https://vif2ne.org/nvz/forum/0/co/89088.htm), а скорее для любого неблагополучного общества.
Замещение "полковников" Скалозубами тоже не так просто, как кажется. Отчего "чрезмерная художественная впечатлительность" подхватила именно отрицательный образ? Ведь в выдающихся литературных произведениях найдётся множество вполне достойных офицеров. Опять мы должны обратиться к состоянию общественной жизни, к той болезни, которая умерщвляет существующее в данный период государственоое устройство, подрывая у людей веру в него и в его улучшение.
Таким образом "Художественное воображение и уязвимость советского человека" является ещё одним свидетельством не столько "манипуляции сознанием", сколько того, что СССР был обречён.