От C.КАРА-МУРЗА Ответить на сообщение
К All
Дата 20.08.2003 18:37:16 Найти в дереве
Рубрики Катастрофа; Хозяйство; Тексты; Версия для печати

Еще пара глав для стойких читателей

9. ТЕПЛОСЕТИ

В теплоснабжении можно выделить два главных технологических процесса — производство тепла и его транспорт, перенос тепла к месту потребления. Эти процессы происходят в двух разных технических системах. Первый — в ТЭЦ или котельных, которые выдают тепло, «упакованное» в теплоносителе. В БСЭ сказано: «Теплоносителями в системах централизованного Т. обычно являются вода с температурой до 150 °С и пар под давлением 0,7—1,6 Мн/м2 (7—16 атм). Вода служит в основном для покрытия коммунально-бытовых, а пар — технологических нагрузок. Выбор температуры и давления в системах Т. определяется требованиями потребителей и экономическими соображениями. С увеличением дальности транспортирования тепла возрастает экономически оправданное повышение параметров теплоносителя. Расстояние, на которое транспортируется тепло в современных системах централизованного Т., достигает нескольких десятков км».
Транспорт осуществляется с помощью теплосетей. Теплосеть состоит из тепломагистрали (трубы большого диаметра, до 1400 мм) и распределительных сетей. На отводах от магистрали обычно устроены центральные тепловые пункты (ЦТП), от которых по распределительным теплосетям вода подается к жилым зданиям или другим отапливаемым помещениям.
В больших городах в целях повышения надежности в основном строились т.н. независимые (или закрытые) системы теплоснабжения. В них теплоноситель из теплосети поступает в промежуточный теплообменник, установленный в ЦТП, где он нагревает вторичный теплоноситель (водопроводную воду), циркулирующий в местной установке потребителя по самостоятельным трубопроводам. Таким образом, в независимых системах установки потребителей гидравлически изолированы от теплосети .
В РФ функционирует около 20 000 ЦТП. Иногда вместо ЦТП непосредственно около крупных жилых зданий устраивают индивидуальные тепловые пункты — ИТП, где в теплообменниках нагревается вода для горячего водоснабжения зданий.
Магистральные трубопроводы вместе с ТЭЦ находятся в ведении региональных дочерних предприятий РАО ЕЭС (ОАО «Энерго» — «Мосэнерго», «Дальэнерго» и т.п.), распределительные сети — обычно в ведении муниципальных предприятий «ОАО Теплосеть».
Именно теплосети оказались самым слабым звеном в системе теплоснабжения потому, что стальные трубы подвержены коррозии, и этот процесс идет с неумолимой закономерностью, на которую практически невозможно повлиять. Вот что сказано в техническом руководстве (описании теплосетей Новосибирска): «Основным фактором, снижающим надежность теплофикационных систем, является наружная коррозия труб и отсутствие, до настоящего времени, эффективного способа поиска вероятных мест повреждения. Коррозийные повреждения на трубах появляются при неблагоприятных условиях уже через 12—15 лет, а к аморти-зационному сроку (25 лет) трубопроводы становятся аварийными и здесь уже бесполезна борьба с локальными повреждениями, требуется полная их замена».
Сейчас переходят к использованию труб с полимерным покрытием, они более долговечны и их прокладка обходится дешевле. В Концепции сказано: «Прогрессивные технологии позволяют повысить долговечность тепловых сетей и экономичность транспорта тепла. Главное новшество — бесканальная прокладка теплопроводов с пенополиуретановой изоляцией в полиэтиленовой оболочке и системой контроля увлажнения изоляции».
Действительно, за последние 20 лет отработан ряд важных технологических нововведений, значительно повышающих надежность и экономичность централизованного теплоснабжения — более совершенные котлы и горелки, автоматизированные средства управления насосами, устойчивые к коррозии трубы с полимерными покрытиями и датчиками влажности в теплоизоляции. Все это надо осваивать и внедрять. Но ведь вопрос не в этом. Все это может служить на пользу людям только если будет использовано в ходе восстановления и модернизация существующей системы централизованного теплоснабжения — а не вместо него. Сейчас же многие выступления «экспертов» и пропагандирующих новые веяния СМИ представляют дело так, будто указанные новшества могут заменить централизованное теплоснабжение.
Вера в чудодейственные свойства полиуретановой пены, как и тайного оружия фюрера — признак отчаяния. Иногда его проявления доходят до грани безумия. Вот сообщение из Нижнего Новгорода: «10 февраля 2003 г. первый заместитель главы администрации Михаил Скибарь… [предложил] выпустить распоряжение о запрещении использования труб из металлов при строительстве коммуникаций, заменив их на более стойкие в коррозионном отношении современные материалы». Представляете: запретить использование труб из стали, прокладывать теплосети просто из пены!
Однако имеющаяся в РФ к настоящему моменту теплосеть выполнена из стальных труб, о ней и будем говорить. Вот вывод, сформулированный в Концепции: «Именно тепловые сети, реальный срок службы которых оказался значительно ниже 25 лет, определяют сегодня надежность теплоснабжения».
А вот заключение одного из видных экспертов А. Л. Наумова (вице-президента НП «АВОК»): «Тепловые сети в нашей стране являются наиболее уязвимым элементом системы теплоснабжения. Основные средства, выделяемые бюджетом на капитальный и текущий ремонт систем теплоснабжения, поглощаются именно тепловыми сетями. Практика аварийной замены отдельных узлов или участков тепловых сетей, выполняемой зачастую в неблагоприятных метеоусловиях в рекордные сроки с нарушением технологии, по существу является, к сожалению, вынужденной, но весьма неэффективной системой расходования и так явно недостаточных финансовых ресурсов, выделяемых на теплоснабжение».

Рис. 1. Прокладка теплосетей в РСФСР и РФ (км)

Что представляют собой теплосети РФ, какова их протяженность? Вот наиболее точные данные, приведенные в Концепции: «Согласно сводным данным по объектам теплоснабжения 89 регионов Российской Федерации, суммарная протяженность тепловых сетей в двухтрубном исчислении со-ставляет около 183 300 км» . Практически вся теплосеть РФ унаследована от советского времени — она создавалась в период массового жилищного строительства 60—80-х годов.
После 1991 г. массовой застройки не было, объем и гражданского, и жилищного строительства резко сократился, и частные строительные компании перестали прокладывать новые теплосети. Новые жилые дома, построенные после 1991 г., все присоединены к старым теплосетям. Вот данные о прокладке новых теплосетей в годы реформы:
Почему же именно теплосети стали критическим звеном во всей системе теплоснабжения? В интервью корреспонденту газеты Арине Шариповой (8 апреля 2003 г.) председатель Госстроя Н.Кошман заявил: «Сегодня мы имеем 195 тысяч километров теплотрасс по всей России, на которых в течение 12 лет не производился никакой ремонт. Представляете, какой это износ? А что делают, если прорвет? Залатают и все!»
Не правда ли, милое заявление из уст члена правительства, ответственного именно за этот ремонт. Он спокойно принял хозяйство в таком состоянии, и Генеральная прокуратура РФ даже не начала следствия по делу о преступном бездействии предыдущих глав этого ведомства! «В течение 12 лет не производился никакой ремонт» — и хоть бы что.
Более основательно высказываются специалисты. В Докладе есть особый раздел — «Состояние тепловых сетей». Это состояние ими оценивается таким образом: «Общая ситуация с тепловыми сетями в последние годы резко ухудшилась. Сокращение финансирования привело к уменьшению объемов перекладок трубопроводов. Руководство предприятий теплоснабжения, стремясь не допустить увеличения аварийности, пыталось сохранить объемы перекладок, снижая требования к качеству и всячески удешевляя строительные работы.
Переложенные сети имели очень низкий ресурс и через 5—7 лет требовали новой перекладки. В итоге, количество аварийных сетей к 2000 году начало расти в геометрической прогрессии, а количество аварий стало удваиваться через каждые 2 года, в среднем увеличившись за последние 6 лет в 10 раз. Как следствие, в разы увеличилась и мощность аварийных служб...
Нельзя не упомянуть и коррупцию. Обычно трудно приписать лишние объемы перекладки в погонных метрах, поэтому «зарабатывают» не на объемах, а на качестве. В результате требования к качеству, и так не очень высокие, понизились до уровня минимальной внешней благопристойности. Даже простейшее мероприятие, определяющее ресурс трубопровода, — нанесение на трубу качественного антикоррозийного покрытия, повсеместно заменено либо на покраску запрещенным к применению в тепловых сетях кузбас-лаком, либо нанесением покрытия на неподготовленную поверхность трубы.
А чтобы не было вопросов, службы по проверке качества покрытий в теплоснабжающих предприятиях отсутствуют. Отсутствуют также службы контроля за изменением коррозионных факторов и скоростью коррозии трубопроводов, т.к. контроль подразумевает объективную информацию. В результате безаварийный период жизни тепловых сетей редко превышает 10 лет.
Наибольшее количество нарушений происходит не при новом строительстве, а при перекладках тепловых сетей, выполняемых повсеместно без проектов и с применением технических решений, устраивающих только руководство теплоснабжающих предприятий. В основном, при замене тепловых сетей качество прокладок настолько низкое, что само понятие «качество» к ним неприменимо. Причем повсеместно это обосновывается необходимостью экономить. Так как проекты отсутствуют, единственным документом, по которому можно что-то контролировать, являются акты выполненных работ, но они составляются после того, как теплосеть засыпана».
«Сэкономив» на плановом ремонте в начале 90-х годов и развалив при помощи «рыночных сил» государственные предприятия и службы контроля («административно-командную систему»), реформаторы нанесли обществу экономический ущерб, который не укладывается в сознании. В Докладе говорится:
«Реальные тепловые потери составляют от 20 до 50% выработки тепла зимой и от 30 до 70% летом, это подтверждается резким уменьшением необходимой выработки тепла при переходе на индивидуальные источники и замерами тепловых потерь на реальных тепловых сетях. Утечки теплоносителя превышают нормы, принятые в развитых странах, в миллионы раз.
В тепловых сетях теряется вся экономия от комбинированной выработки тепла и электроэнергии на ТЭЦ. Именно в тепловых сетях наступает конец российской теплофикации — технической идее, победившей в последние годы во всем мире».
Говоря о состоянии теплосетей в Российской Федерации, надо выделить островок благополучия — Москву. Здесь теплосети относительно «молоды», и аварий на них гораздо меньше, чем в среднем по стране. Здесь отпускается гораздо больше денег на ремонт и перекладку изношенных сетей — по этому показателю Москва является просто уникальным городом в России, вне всякого сравнения. И тем не менее и здесь положение очень серьезно, и москвичей также ожидают проблемы с теплоснабжением. Вот данные из статьи главного инженера тепловых сетей АО «Мосэнерго»: «В тепловых сетях «Мосэнерго» складывается такая обстановка, когда уровень надежности и экономичности теплоснабжения не соответствует предъявляемым требованиям.
При протяженности тепловых сетей 2315 км число повреждений в отопительный период составило 1304, как правило, мелких свищей. В отопительном сезоне 1997/98 г. произошло 16 повреждений, потребовавших немедленного отключения участков тепловых сетей с прекращением теплоснабжения отдельных зданий.
Количественные и качественные характеристики современного состояния тепловых сетей «Мосэнерго» достигли таких величин, что существующие технологические, организационные и экономические возможности предприятия с трудом обеспечивают управляемость процессом централизованного теплоснабжения Москвы» (Липовских В. М. Основные направления энергоэффективности при эксплуатации тепловых сетей. — «Энергосбережение» 1999, № 1).
В нашей «северной столице» положение гораздо хуже — здесь был десятилетний перерыв в ремонте теплосетей, наверстать который практически нереально. Председатель Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Администрации Санкт-Петербурга А.С. Делюкин говорит: «В 90-е годы, особенно в тот период, когда за энергоресурсы рассчитывались по схеме взаимозачетов, основные фонды (тепло-энергосети) практически не ремонтировались, и только сейчас мы начинаем подтягиваться к прежним объемам ремонтных работ… Да, мы покончили с долгами и неплатежами за счет сокращения ремонта теплосетей, но иначе тогда поступить было нельзя» («Строительство и городское хозяйство. Энергосбережение». 2003, № 3). Вот вам и рыночная логика — десять лет можно было вывозить деньги за рубеж и поощрять «престижное потребление», но теплосети не ремонтировались ради того, чтобы покрыть «неплатежи», т.к. «иначе тогда поступить было нельзя».
Сейчас премьер-министр М.Касьянов и председатель Госстроя Н.Кошман иногда выступают с успокаивающими заявлениями, обещая исправить положение с помощью новых технологий. Они вводят людей в заблуждение. Дело не только в том, что невозможно взять и заменить 183 тыс. км стальных труб новыми, с пенополиуретановым покрытием (хотя и этой причины достаточно, чтобы помолчать нашим «инвесторам»).
А вот что говорят конкретно о технологическом новшестве (трубы с полимерным покрытием) специалисты, составлявшие Доклад: «Даже применение труб в ППУ-изоляции, при мизерных объемах внедрения, столкнулось с неуемным желанием сэкономить. Качество ППУ-труб большинства предприятий-изготовителей ниже всякой критики, качество строительства еще ниже, система контроля влажности изоляции (единственный источник правдивой информации о качестве строительства и эксплуатации) почти не применяется. В итоге трубопроводы в ППУ, эксплуатируемые в других странах по 30—50 лет, у нас часто начинают выходить из строя на 2—4-й год эксплуатации».
Стоит сказать и о том, что СМИ, поддакивая власти, внушают населению совершенно нелепые иллюзии, сдвигая массовое сознание к мракобесию и неспособности «измерять» явления. Вот выдержка из статьи А.Сазонова «Тепловые сети: полимеры вытесняют сталь»: «Во всех развитых странах в коммунальных сетях стальные трубы уже давно вытесняются полимерными, которые не подвержены коррозии, не боятся промерзания, экологически чисты и гигиенически безопасны… Срок службы таких труб измеряется десятками лет, а их эксплуатация не требует практически никаких затрат. С 2002 года такие трубы появились и в России… Трубы, получившие название «Проффлекс», выпускаются по лицензии швейцарской компании Brugg Rohrsysteme и полностью соответствуют европейским стандартам. Они рассчитаны на рабочую температуру до 95 градусов и давление 6-10 бар. Первыми оценили преимущества новых труб предприятия теплоснабжения Москвы, уже проложившие с их помощью более 60 км тепловых сетей… Планируется выпуск труб «Проффлекс» с диаметром напорной трубы 140 мм… Тепловые сети будут служить долго и безотказно, и хочется верить, что траншеи во дворах отойдут в прошлое».
Представляете, чем успокаивают москвичей — прокладкой 60 км пластмассовой трубы диаметром 100 мм, которая выдерживает 95°С. А что такое реально теплосети Москвы? Вот данные главного инженера тепловых сетей АО «Мос-энерго» В.М.Липовских: «Протяженность тепловых сетей Москвы в двухтрубном исчислении на 01.01.98 г. составляет 2 314 км, в том числе водяных сетей 2 279 км. Средний диаметр водяных сетей — 570 мм. При этом протяженность теплопроводов больших диаметров 400 мм и выше — 1546 км, в том числе диаметром 1000 мм — 148 км, диаметром 1200 мм — 186 км и диаметром 1400 мм — 78 км (Основные направления энергоэффективности при эксплуатации тепловых сетей. — «Энергосбережение», 1999, № 1).
Так что оставим в покое пенополиуретан и поговорим о грубых, массивных факторах. В Концепции сказано без обиняков: «Чтобы прервать процесс старения тепловых сетей и оставить их средний возраст на существующем сейчас уровне, надо ежегодно перекладывать около 4% трубопроводов, что составляет около 7300 км сетей в двухтрубном исчислении».
Такова жестокая реальность. Таким образом, честное правительство было обязано ежегодно заменять, грубо говоря, 1/25 труб теплосети. До конца 80-х годов это правило соблюдалось, но с началом реформы случился провал. В начале 90-х годов положе-ние еще не было критическим, поскольку основная масса труб была уложена в 70—80-е годы. Приход Ельцина с Гайдаром, с их философией временщиков, был ознаменован страшным делом, плоды которого мы скоро начнем пожинать в полной мере.
Итак, даже если не учитывать строительного бума 70—80-х годов и считать, что все 183 тыс. км теплосетей укладывались монотонно, то надо было ежегодно и равномерно заменять 7300 км теплотрасс (точнее, укладывать 14,6 тыс. км труб) только чтобы оставить все так, как есть — на грани пропасти, но без падения в пропасть. А чтобы отойти от пропасти хоть на шаг, нужно гораздо большее. В 2000 г. необходимые меры выражались в таких терминах:
«Средний процент износа [теплосетей] оценивается в 60—70%. По экспертной оценке 15% тепловых сетей требуют безотлагательной замены... Для приведения системы транспорта теплоносителя в надежное состояние необходимо капитально отремонтировать или построить заново 150 тыс. км теплотрасс в двухтрубном исчислении».
Зафиксируем в уме эту величину: чтобы вернуть теплосети РФ в надежное состояние, нужно немедленно заменить или построить заново 150 тыс. км теплотрасс. А 27 тыс. км трасс уже не поддаются ремонту и должны быть заменены не просто срочно, а безотлагательно. Это — по состоянию на 2000 г., то есть к этой величине надо ежегодно добавлять ту протяженность труб, что «дозрела» за этот год до полной негодности. Каковы же реальные масштабы ведущихся в РФ работ по замене изношенных труб? Вот некоторые данные из сообщений прессы:
«4 февраля 2003. Правление РАО ЕЭС рассмотрело итоги выполнения программы ремонта тепловых сетей за 2002 год. Заменено 669,4 км трубопроводов, что на 16% больше показателя 2001 г. (576,5 км)».
Вот два сообщения из нашей «второй столицы», Санкт-Пе-тер-бурга, где в новогодние дни 2003 г. произошли две крупные аварии теплосетей. По ним дана такая справка: «В РАО «ЕЭС России» отмечают, что причиной обеих аварий является сильная изношенность оборудования и трубопроводов. Около 67% труб нуждаются в срочной замене или капитальном ремонте. Без масштабных инвестиций эту общегородскую проблему решить невозможно. Однако из-за неплатежей потребителей «Ленэнерго» не имеет достаточно средств для проведения ремонтных работ» (выделено РАО ЕЭС).
Действительно, на ремонт теплосетей в 2002 г. в Петербурге отпущено 430 млн. руб., а в 2001 году было 420 млн. руб. Это значит, что здесь за год удалось бы заменить около 40 км труб. А если «67% труб нуждаются в срочной замене», то это около 2000 км! Срочно! В другом сообщении сказано: «Ленэнерго» в 2003 г. капитально отремонтирует около 37 км магистральных трубопроводов диаметром от 150 до 1000 мм, более 4 км теплосетей диаметром от 500 до 1200 мм пройдут полную реконструкцию». Таким образом, крах теплосети Петербурга подступает неумолимо, никакими шаманскими плясками его не отвратить.
420—430 млн. руб. выделяют в год для ремонта теплосетей в Петербурге, а в Ленинградской области бюджетные ассигнования для этой цели намного более скудны. При этом, как сообщается в прессе, «суммарный ущерб от аварий с теплоснабжением в Ленобласти в отопительный сезон 2002/03 г. оценивается в 130 млн. руб. Такие данные в ходе депутатских слушаний 18 марта представил вице-губернатор Ленобласти Иван Григорьев. По его словам, авария системы теплоснабжения в городе Тихвин оценена по методике МЧС в 80 млн. руб., авария во Всеволожском районе — в 40 млн. руб., аварии в Выборгском районе — в 10—12 млн. руб.» (ABH 14.04.03).
Перенесемся от нашего «окна в Европу» на Дальний Восток. 12 ноября 2002 г. оттуда поступило такое известие: «В Южно-Сахалинске в результате прорыва теплотрассы 24 дома остались без тепла. По заявлению главного инженера муниципального предприятия «Тепловые сети» Юрия Сона, хотя на ликвидации аварии задействованы лучшие специалисты, пока не известно, когда удастся подключить дома к теплоснабжению. Он отметил, что из 360 километров теплосетей две трети имеют стопроцентный износ. В 2001 г. «Тепловые сети» отремонтировали более 4 километров трасс, а чтобы сократить число аварий вдвое, необходимо ремонтировать по меньшей мере 15 километров в год».
Вот вам логика фаталиста: 240 км теплопроводов «имеют стопроцентный износ», а главный инженер теплосетей мечтает лишь о том, чтобы ремонтировать по 15 км в год. И это — совершенно общее для РФ явление, бесполезно тут искать козла отпущения вроде Наздратенко, якобы виновного в замерзании Приморья.
А вот Новосибирск, где положение еще относительно стабильно: «Характерной чертой для сибирских условий являются низкие расчетные температуры (-42°C) и длительный отопительный сезон (до 240 суток в году), фактически отопительный период продолжается более 8 месяцев. Это выдвигает основное требование к системе теплоснабжения — высокую надежность.
Базируясь на амортизационном сроке, т.е. если 25 лет [назад] строилось 7—9 км, то в данный момент нужно ежегодно менять тоже 7—9 км, к 1985—1890 гг. коллектив Теплосетей подошел к этой цифре по замене труб. Однако в настоящее время эти позиции сданы, учитывая нестабильность нашего времени».
А вот центр России: «В 2002 году в ОАО «Белгород-энерго» реконструировано 0,3 км магистральных тепловых сетей, проведена замена изоляции на трубопроводах тепловых сетей протяженностью 2,5 км. Капитально отремонтировано 7,96 км магистральных и распределительных тепловых сетей.... Замена ветхих тепловых сетей за ремонтную кампанию 2002 года по подготовке к осенне-зимнему периоду 2002/03 г.: Белгородские тепловые сети — 3,5 км; Губкинские тепловые сети — 1,1 км; Валуйские тепловые сети — 3,1 км».
Можно пройти по официальным страницам в Интернете администраций всех областных центров — везде поразительно сходная картина. Цифры обычно такие: надо в городе в норме ежегодно заменять 15 км полностью изношенных труб, а уже десять лет заменяют по 4—6 км. Таким образом, полностью изношенные участки составляют уже 2/3 длины сетей.
Итак, оценим порядок величин. В РФ длина теплосетей составляет 183 тыс. км (в двухтрубном измерении), причем магистральные трубопроводы находятся в ведении РАО ЕЭС, а распределительные — у муниципалитетов. В 2000 г. было изношено около 150 тыс. км труб. Их надо было заменить срочно! Но заменяют порядка 1 тыс. км в год и больше заменять не собираются.
Ясно, что если за год заменяется менее 1% от того, что требуется заменить в срочном и практически аварийном порядке, то это означает с полной определенностью, что находящаяся при последнем издыхании хищнически использованная во время реформы система теплоснабжения Российской Федерации брошена властью на произвол судьбы.
Подчеркнем, что дикое несоответствие между протяженностью полностью изношенных участков теплосетей и объемами ежегодной перекладки труб не является следствием ошибки чиновников или саботажем ремонтных служб. Это несоответствие запланировано, оно представляет собой политическое решение правительства. Невыполнение планов, конечно, тоже присутствует, но оно имеет тот же порядок величины, что и план, так что не в нем дело. Вот официальное сообщение: «По данным Госстроя России, по состоянию на 1 сентября 2002 г. план ремонта котельного оборудования выполнен на 66%, тепловых сетей — на 76%, замена ветхих сетей — на 50%».
Знала ли верховная власть РФ, включая президента, в каком состоянии находится теплоснабжение страны? Да, знала, для этого и заказывала двум группам экспертов в 2000 и 2001 гг. подготовить Доклад (Национальный доклад «Теплоснабжение Российской Федерации. Пути выхода из кризиса» — обратите внимание на само название!) и «Концепцию развития теплоснабжения в России».
Знает ли верховная власть, включая президента, кто виноват в доведении теплоснабжения до грани «национального бедствия»? Да, прекрасно знает — виновато правительство реформаторов, начиная с Гайдара, и его идеологи и теневые хозяева, навязавшие России программу реформ. Об этом прямо сказано и в Докладе, и в Концепции. Да и сами министры В.В.Путина об этом прямо говорят.
Сделала ли верховная власть то, что было абсолютно необходимо сделать, пусть даже и не признавая гласно вины реформаторов? Нет, не сделала и делать не собирается. Таков ее политический выбор, ибо речь идет о задаче высшего уровня — проблеме «выживания нации».
Каков же результат этой политики, выраженный в простых, однозначно трактуемых понятиях? Результатом является нарастание вала аварий на теплосетях — образование на трубах свищей, через которые теряется теплоноситель, и разрывов, когда хлещет кипяток, размывая грунт и заволакивая туманом улицу.
В справочнике «Социально-экономические проблемы России» (2001 г.) сказано: «Количество аварий на 100 км инженерных сетей увеличилось с 15—20 в середине 90-х годов до 70 на сетях водоснабжения и канализации и до 200 аварий на сетях теплоснабжения в 2000 г. В одних областях трубы лопаются из-за изношенности, в других — еще и по причине отключения тепла. В сложившихся условиях вполне реален крупномасштабный инфраструктурный кризис, связанный с массовыми авариями на объектах ЖКХ».
Те, кто способен вспомнить курс средней школы, поймет, что мы перешли тот порог, после которого начинается самоускоряющийся лавинообразный процесс. В конце 80-х годов в РСФСР происходило в среднем 3 аварии на 100 км теплотрассы в год. Это несколько больше, чем на Западе (2 аварии), но вполне терпимо. К середине 90-х годов аварийность теплосетей выросла в 5-6 раз. Это уже указывало, что старение труб достигло критического порога. Но уже в 2000 г. дошло дело до 200 аварий! Данных по 2002 г. пока нет, но именно в последнюю зиму произошел следующий скачок.
Мы говорим об аварийности в среднем. А вот «вести из регионов», приведенные в Докладе. Хабаровск, протяженность распределительных теплосетей 382 км. «...Высокая аварийность разводящих тепловых сетей... Максимум повреждений имел место в 1994 г. — 2448 разрывов, в дальнейшем количество повреждений несколько снизилось (в 2000 году — 1832), за счет проведения профилактических мероприятий — массового осушения каналов, частичного выноса теплосетей на поверхность (20%), применения при перекладках толстостенных труб». Иваново: «В «Ивгортеплосети» (320 км сетей) в течение отопительного сезона количество повреждений 500—600 шт., количество устраненных повреждений определяется не фактическим количеством разрывов, а возможностями аварийной службы».
Две аварии на километр трубы в год в среднем — это именно катастрофа. На грань этой катастрофы поставлены теплосети многих краев и областей. Вот короткие выдержки из статьи инженера-консультанта Энергетического агентства «Восток — Запад» В.Г.Хромченкова «Экспериментальное обследование участков тепловой сети в рамках проекта ПВЖХ в гг. Владимир и Ижевск» (2001 г.). Агентство занималось определением экономической эффективности модернизации теплосети в городах Владимир и Ижевск — замене старых труб на трубы в пенополиуретановой оболочке. Обследование включало определение тепловых потерь в существующей теплосети и анализ состояния трубопроводов и их аварийности.
Во Владимире было обследовано 85 участков протяженностью 6670 м, в Ижевске — 23 участков длиной 1600 м. Поскольку разница в «возрасте» труб на разных участках составляла до 10 лет, удалось определить скорость нарастания числа аварий от длительности эксплуатации трубопровода. Помимо нарастания числа аварий при старении теплотрассы происходит снижение скорости движения воды в трубопроводах, которая зачастую снижается относительно оптимальной (1—1,5 м/с) в три-четыре раза. Это приводит к росту теплопотерь даже без нарушения целостности труб и изоляции. В целом тепловые потери на обследуемых участках в 2,5 раза превышают нормативные значения. Цена одной Гкал составляла во Владимире 163 руб. и в Ижевске 216 руб.
Вот что сказано о теплотрассе Владимира, ведущей от ТЭЦ: «Практически все обследуемые участки имеют 100%-ный износ, а срок эксплуатации трубопроводов зачастую превышает 25 лет. Если в среднем на каждый километр теплотрассы (235,2 км) в 1999 г. приходилось 3,12 порыва, то в 2000 г. уже 3,56. Известно, что в инженерных сетях при 300—350 авариях на 100 км их количество начинает нарастать лавинообразно» .
Подчеркнем эту критическую величину, которая известна инженерам: при достижении уровня в 3—3,5 аварий на километр процесс приобретает лавинообразный характер, а значит, выходит из-под контроля. Это и называется катастрофой. Автор отмечает: «Средняя стоимость ликвидации одного порыва в 2000 г. с учетом восстановительных работ составила около 12 тыс. рублей». Это лавинообразный процесс, остановить который обычными экономическими мерами невозможно. Директор Академии коммунального хозяйства В. Пивоваров сказал: «На устранение аварии тратится в десять раз больше средств, чем составили бы затраты на ее предотвращение».
Напомним недавний случай — в ночь с 12 на 13 января 2003 г. произошел прорыв трубопровода тепломагистрали в Пензе. Было нарушено теплоснабжение 384 многоквартирных домов (как сказано в прессе, «к счастью, из-за начавшейся как раз в понедельник оттепели не вышли из строя многокилометровый трубопровод и несколько тысяч батарей в квартирах). Авария была быстро ликвидирована, но, как сообщил зам. губернатора области, городу нанесен ущерб, сопоставимый с годовой платой за тепло всем населением областного центра. По нынешним расценкам это около 700 млн. руб. Вот во что обходится экстренное устранение последствий одной, не слишком тяжелой аварии.
Но правительство установило абсурдный порядок, при котором местные власти заинтересованы в росте числа аварий! Поскольку аварии создают чрезвычайные ситуации, для их устранения выделяются средства из федерального бюджета. Для местных властей получение этих средств оказывается единственной возможностью отремонтировать какую-то часть теплотрассы около прорванного участка .
Что же мы видим в действиях власти? Прежде всего, нет никаких признаков осознания угрозы и поиска адекватных ей мер. Например, коммунальным службам запрещено тратить на ремонт теплотрасс деньги сверх того лимита, что заложен в тарифы по оплате тепла. Этот лимит — ничтожные средства, у наших властей просто нарушена способность измерять явления.
Оказавшись неспособным, в силу самой природы отрасли, перевести за 10 лет теплоснабжение на реально рыночную основу, государство в то же время изъяло из отрасли все амортизационные отчисления, которые были предназначены для проведения плановой замены труб. Говорят, что из этих денег покрывались неплатежи и выплачивались субсидии нуждающимся для оплаты жилищно-коммунальных услуг, но это к делу не имеет отношения. Важно, что деньги, запланированные для ремонта, были истрачены правительством на другие цели. А теперь оно отказывается само и запрещает местным властям делать целевые затраты на ремонт, а приказывает ремонтировать только в рамках тарифов!
Даже не верится, что эта нелепая установка стала практической политикой в РФ. Но вот сообщение прессы в октябре 2002 г.: «В «Саратовэнерго» на ремонт тепловых сетей в тарифе в этом году заложено 15 млн. руб., а энергетики истратили уже 16. Как отметило руководство «Саратовэнерго», в будущем году на ремонт и реконструкцию будут отводиться только те деньги, которые заложены в тарифе».
Что тарифы на оплату услуг в принципе не могут возместить изъятых за 90-е годы амортизационных отчислений, очевидно. Вице-губернатор Петербурга А.Смирнов заявил на заседании Законодательного собрания города 16 октября 2002 г.: «Это глубочайшее заблуждение, насаждаемое господином Чубайсом, который говорит, что за текущие платежи можно восстановить износ, накопленный десятилетиями. Это полная иллюзия... Когда говорят: давайте увеличим тарифы, чтобы найти средства для ремонта тепловых сетей, это самая настоящая катастрофа. Будем ли мы платить больше или меньше, накопленный десятилетиями износ текущими платежами не восстановишь» .
Действительно, текущие платежи могут в лучшем случае покрыть лишь стоимость сегодняшней услуги (на деле и это невозможно — в реальности в среднем по стране население в 2002 г. оплачивало лишь около 50% стоимости тепла). Мы наблюдаем дикую несоизмеримость между масштабом проблемы и действиями власти, и это не может не кончиться катастрофой.
Таким образом, правительство определенно решило не финансировать предотвращение аварий, для которого нужно заменять негодные участки теплотрасс, а финансировать вдесятеро более дорогое устранение последствий аварий, которые произойдут с абсолютной неизбежностью. Когда число аварий перейдет критический порог и система «захлебнется», единственным возможным выходом станет отключение централизованного теплоснабжения.
Какова же перспектива? Она довольно надежно вычисляется исходя из динамики числа аварий и отказов и хорошо известна практикам. «Имеющегося запаса прочности теплосетей еще хватит на какое-то время. Но аварии будут, потому что сейчас никаких реальных шансов на улучшение ситуации нет», — утверждает директор направления городского хозяйства фонда «Институт экономики города» С.Сиваев. А заместитель мэра Улан-Удэ по ЖКХ Александр Долбак говорит: «Мы прогнозируем, что в малых и средних городах критическим станет 2010 год. Износ у нас, как и во всей стране, — около 50%. Но есть и практически полностью изношенные магистрали, и мы не можем их отремонтировать. И еще проблема: 20—30 лет назад по всей России возводили микрорайоны из многоэтажек. Сейчас получилось так, что все трубы там одновременно состарились. Нужна полная замена, но денег нет».
Такова политика нынешнего правительства. Но подойдем к вопросу более фундаментально, не будем сводить дело к Гайдару, Грефу, Касьянову. Может ли правительство выправить положение в рамках сложившейся в ходе реформы экономической системы — вот главный вопрос. Исходя из наличной информации, приходится ответить: нет, не может! Могло бы, поступая ответственно и разумно, затормозить процесс разрушения — снизить, как в Хабаровске, число аварий с 6 на 1 км до 4,7. Но стабилизировать, а потом и выправить положение не может в принципе.
Как было сказано в Концепции, для стабилизации положения надо капитально отремонтировать (переложить) 150 тыс. км теплотрассы в двухтрубном исчислении. Какова же стоимость капитального ремонта (перекладки) 1 км теплотрассы? В Концепции приведен расчет этой стоимости, результаты его таковы: «Стоимость строительства и приравненная к ней стоимость капитального ремонта, определенная по укрупненным базовым показателям в ценах 1984 г. и пересчитанная в текущие цены с индексом К=30, составляет для среднего диаметра 250 мм в двухтрубном исчислении:
— на 1 км тепловых сетей — 176 000 руб. в ценах 1984 г. и 5,3 млн. руб. — текущие цены;
— на 150 000 км тепловых сетей — 26 млрд. руб. в ценах 1984 г. и 792 млрд. руб. в текущих ценах».
При обсуждении Доклада в Интернете один инженер, работавший на ремонте теплосетей, заметил, что коэффициент пересчета цен 1984 г. в текущие цены, принятый равным 30, занижен. Реально переложить сегодня 1 км теплосети стоит, по его оценкам, 300 тыс. долларов или 9 млн. руб. Эта оценка совпадает с данными, приводимыми в отчетах областных администраций о ремонте теплосетей в 2002 г.
Например, ГТРК «Самара» в октябре 2002 г. дала такую справку: «Общие затраты областной энергосистемы на ремонт тепловых сетей в этом году составили более ста миллионов рублей… В ходе подготовки к зиме было переложено 9 с половиной километров тепловых сетей, в том числе почти 5 километров — в Самаре» («Газета», 18 октября 2002 г.). Итак, в Самарской обл. было заменено 9,5 км теплосетей, и это обошлось в более чем 100 млн. руб. — по 11 с лишним млн. руб. за километр.
А вот сообщение из Омска: «Дефицит бюджетных средств последних лет, хронический «недоремонт» теплосетей и внутридомовых систем отопления обернулись сегодня в Омске многочисленными авариями, холодом в квартирах… В целом же компании «Омскэнерго» предстоит заменить не менее 11 километров магистральных сетей, что потребует более 123 миллионов рублей» («Вечерний Омск», 02.02.2001). Таким образом, в начале 2001 г. в Омске замена 1 км магистральной теплосети стоила 11 млн. руб., а в 2003 г., следовательно, около 15 млн.
Вот данные по Москве из статьи главного инженера тепловых сетей АО «Мосэнерго» В.М.Липовских: «На данный момент: свыше 400 км тепловых сетей выработало свой нормативный срок — 25 лет; объемы перекладки тепловых сетей достигли 100 км в год, а новое строительство сократилось до 1 км в год; затраты на перекладку тепловых сетей в 1997 г. превысили 1,4 трлн. руб». Выходит, по ценам 1997 г. перекладка 1 км теплосетей стоила 14 млн. деноминированных рублей. Сейчас, видимо, намного больше.
Таким образом, согласно оптимистической оценке авторов Доклада, на 2000 г. надо было капитально отремонтировать 150 тыс. км теплосетей и это стоило бы около 30 млрд. долл. За прошедшие с той поры три года критического уровня износа достигли еще 18 тыс. км теплосетей, лишь очень малую часть которых смогли переложить, ибо занимаются только аварийными участками.
Только аварийные программы выполняют и в 2003 г. — после массовых отказов теплоснабжения почти в половине областей РФ. Потрясающая несоизмеримость масштабов угрозы и усилий правительства нисколько не сократилась даже после такого неумолимого предупреждения. Вот сообщение официальной газеты: «Предварительная ревизия коммунального хозяйства страны была завершена в рекордные сроки еще в мае. Тогда была подсчитана сумма, без которой провальные регионы не смогут самостоятельно его подготовить к зиме — 13,47 млрд. рублей… Однако в начале июня первый заместитель главы Госстроя Сергей Круглик сообщил, что Правительство готово выделить всего лишь 5—5,5 млрд. рублей. Выяснилось, что из сметы исключены местные водоканалы и иные коммунальные структуры, на чью работу не влияют морозы. Деньги отпущены только на котельные и трубы, подводящие тепло в дома» («Российская газета», № 123, 26.06.2003).
Аргументация чиновника несостоятельна — при чем здесь водоканалы, если ревизовалась именно подготовка к зиме? Но дело не в этом, а в сумме — 5 млрд. руб.! В среднем ремонт котельных стоит примерно столько же, сколько ремонт идущих от котельных теплосетей. Значит, на перекладку аварийных труб отпущено 2,5 млрд. руб., и этого хватит примерно на 200 км. А только на одном Сахалине, как сказано выше, «240 км теплопроводов имеют стопроцентный износ». В целом же по РФ уже по состоянию на 2000 г. 27 тыс. км трасс должны быть заменены безотлагательно.
Не желает правительство тратиться на такие нужды, не приоритетны они для реформаторов. Как сказано выше, согласно оценкам экспертов правительства на 2000 г., срочный ремонт теплосетей стоил 36 млрд. долларов. Согласно менее оптимистичной оценке инженера-практика, сегодня он обошелся бы в 45 млрд. долларов. Обе величины абсолютно несоизмеримы с возможностями правительства в рамках его нынешнего экономического курса (а также с возможностями населения, частных инвесторов, МВФ или Фонда Сороса).
Таким образом, надо принять как факт тяжелый вывод: в нынешней экономической системе РФ теплосети страны восстановлены быть не могут.


10. ПРОБЛЕМА РЕМОНТА И СОДЕРЖАНИЯ
ТЕПЛОСЕТЕЙ: КАДРЫ
И СМЕЖНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Мы рассматриваем теплоснабжение как одну из важных институциональных матриц жизнеустройства в городском обществе. Эта матрица, понятное дело, представляет собой не просто техническую, но и социокультурную систему (как, впрочем, и вся техносфера вообще). То есть, чтобы дома нормально отапливались, мало денег, топлива и «железок», нужны соответствующим образом обученные, организованные и мотивированные люди («кадры»), которые правильно эти деньги истратят, сумею установить, правильно эксплуатировать и ремонтировать «железки».
Как социальная производственная система ЖКХ обладает рядом особенностей. Так, рядовым работникам ЖКХ обычно приходится работать в очень сложных пространственно-временных условиях, часто в условиях аварийных, при высоком уровне стресса. Приходится производить ремонт труднодоступных участков и устройств, иметь дело с очень старой, полуразрушенной арматурой, к тому же в прямом контакте с возбужденным населением, изливающим свои эмоции на «сантехника». Это требует определенных психологических качеств, известной самоотверженности. Инженерно-техниче-ские работники находятся в сложном положении из-за тесного контакта с местными властями, чиновники которых также имеют обыкновение легко возбуждаться. Зимой 2003 г., когда по РФ прошел вал отказов и аварий теплоснабжения, было возбуждено даже много уголовных дел против работников ЖКХ . Разрыв полностью изношенных труб или поломку насоса котельной власти пытались, как правило, объяснить нерадивостью техника или слесаря, «гидравлическим ударом» из-за неправильных действий инженера и подобными проступками работников. Все эти дела были тихо закрыты, поскольку на местах прекрасно известны действительные причины аварий. Но и сама регулярность попыток отыграться на «стрелочниках» не может не ухудшать социального климата в отрасли.
Но главное, конечно, в том, что реформа в принципе подорвала сложившуюся социальную и организационную систему отрасли — самим ее расчленением, акционированием, передачей в ведение местных властей с утратой профессионально-отраслевой идентичности, мотивации, престижа и пр. К тому же у работников ЖКХ по сравнению с другими специальностями в результате реформы резко снизилась зарплата, а из-за тяжелого финансового состояния предприятий ЖКХ и эта зарплата подолгу не выплачивается. Так, в 2002 г. по сравнению с 2001 г. в целом по РФ задолженность по зарплате работникам предприятий ЖКХ выросла на 8,2% и составила 4,5 млрд. рублей. В некоторых регионах задержка зарплаты достигает 6—8 месяцев.
Состояние дел в ЖКХ наглядно показывает, что при нынешнем правительстве и его хозяйственной политике никакие технологии не могут нормально функционировать, ибо они не заменят ни организации работ, ни нормального финансирования и оплаты труда, ни трудовой мотивации и дисциплины. А этого-то как раз наши «рыночники» обеспечить не могут. В Концепции говорится: «Отсутствие экономических стимулов к бережливости, отмена контроля вышестоящих организаций и низкая заработная плата, вместе с появившимися в рыночных условиях огромными возможностями для злоупотреблений способствовали массовым хищениям и припискам. Особенно негативно это сказалось на состоянии тепловых сетей — т.к. объемы перекладок легко контролируются, пострадало качество».
Разрушен кадровый потенциал отрасли, и сейчас это стало не менее важной причиной ее глубокого кризиса, нежели нехватка финансовых средств и деградация материально-технической базы. Об этих проблемах очень кратко и в сдержанных тонах сказано в Докладе. Более живое и понятное описание ситуации дал в нескольких больших сообщениях в нашей Интернет-конференции инженер с Урала. Назовем его Павел В., т.к. в малом городе не всегда легко объясниться с начальником. О себе он написал так: «Я работал пять лет слесарем в ЖКО, излазил все колодцы в городе и знаю всё это не понаслышке. Здесь описана ситуация в маленьком городе С. (100 тысяч человек населения) Челябинской области. В других небольших городах ситуация примерно такая же».
Вот что пишет Павел В.: «В отношении тех, кто, собственно, занимается прокладкой теплотрасс. Налицо массовая деградация производственных кадров. Если и раньше в ЖКО шли работать те, кого на нормальную работу не брали, то сейчас вообще катастрофа. Чтобы вырастить толкового слесаря, нужно его как минимум год таскать по колодцам, только тогда он начинает давать отдачу и сможет работать самостоятельно. При нынешней же текучке кадров человек, как правило, просто не успевает чему-то научиться (даже при условии, что он это хочет). Многих вновь прибывших увольняют через короткое время за пьянку и прогулы. Своеобразный рекорд — одного слесаря уволили через два часа после принятия на работу, т.к. он напился как порося. Вообще странно, люди зарабатывают очень немного, еле на жизнь семье хватает, найти средненькую работенку тоже далеко не просто, но люди пьют и пропивают всё (и из дома, и с работы). По-видимому, это объясняется полной апатией к жизни, у людей безысходность и нет никаких надежд на изменения. Остаётся только залить себя водкой, чтобы не видеть реальной жизни. Одним словом — деградация…
Два слова про ИТР. Глава администрации города С. назначил директором ЖКО «своего человека» (а как иначе?). Этот «свой человек» начал и кадры себе подбирать на свое усмотрение. Мы почувствовали это на своей шкуре, когда наши «Тепловые сети» присоединили к «Горводоканалу». Скоро большинство старых начальников было уволено, а поставлены на их место были другие по принципу: чем тупее и чем вороватей — тем лучше. А как иначе может директор заботиться о себе, если инженеры были бы толковые и видели бы, куда деньги уходят? А так хорошо в мутной воде рыбку ловить и все довольны.
Приоритетом при занимании должности являются родственные связи и личная зависимость от директора (например, взял под зарплату автомобиль или стенку, нужно теперь кланяться, чтоб с работы не выгнали). Профессиональные знания роли не играют. Понятно, что от этих людей большой пользы быть не может, а значит, состояние сети будет только ухудшаться, даже если будет достаточно денег. На всю организацию держат только двух-трех грамотных инженеров, как козлов отпущения и для того, чтобы устранять серьезные аварии. Чтобы скрыть долги государству и иметь дополнительную возможность кое-что из оборудования продать налево, предприятие уже несколько раз реорганизовывали: то разделят на «Тепловые сети», «Горводоканал», «Электросеть» и т.п., то снова соединяют в разных комбинациях. Так, работая, по сути, на одном и том же предприятии, практически на одном и том же рабочем месте, я с 1995 по 2000 год поработал в шести (!) различных предприятиях. С 2000 по 2003 год, как я слышал, реорганизовывали ЖКО еще не раз.
Давайте представим себе невероятное: Государство дает деньги на ремонт теплотрасс! Сколько хочешь! А что способны сделать такие «специалисты»? Возможна ли, даже теоретически, экстренная замена теплотрасс, причем так, чтобы они потом нормально работали?..
А еще проблема со временем. Даже если эти деньги нам вдруг завтра упадут на голову (откуда бы?), надо это все еще смонтировать, а с этим очень много «возни». Особенно много хлопот с внутрянкой, очень сложно выписывать все эти загогулины и разветвления. Простой пример: где взять столько много сварщиков? Созвать с заводов? Дело в том, что на заводах сварщики варят, как правило, конструкции, и далеко не каждый из них сможет герметично заварить трубу. Найдется еще куча разных маленьких проблем, которые затянут работы. К сожалению, многие люди очень часто забывают, что деньги — это далеко еще не труба. Для того, чтобы из денег получилось тепло в доме, нужен еще не один год интенсивных работ…
В настоящее время капитальной замены трубопроводов практически не ведется, а если где и меняют из-за порыва кусочек, то он служит, как правило, не дольше, чем старая труба. Вообще, то, что сейчас ремонтируется наспех, делается тяп-ляп и технически очень неграмотно. Уровень квалификации как рабочих, так и начальства очень низок, нет никакого контроля. ИТР и дирекция озабочены своим благосостоянием, а рабочие работают по принципу: «как нам платят, так мы и работаем». Вообще, из-за неграмотного, наспех сделанного ремонта, появляется ком новых проблем.
Так, например, если трубы плохо уложены или уложены вообще без лотков, то подвижки земли, которые происходят из-за промерзания грунта, очень часто рвут трубы и приходится ремонтировать то же место повторно. Разделение единого ЖКО привело еще к одной проблеме: поскольку никто не ведет документации, то часто одна организация по незнанию вредит другой. Например, если откапывают порванную теплотрассу, то при рытье могут невзначай порвать экскаватором трубу с холодной водой или кабель. Такое происходит, к сожалению, очень часто. Или другой пример: две бригады ремонтирует сеть в разных местах, одна заканчивает раньше и скорей открывает задвижки. Другую бригаду топит (вместе с квартирами жильцов).
Короче говоря, можно сделать вывод: если очень повезет, то сети будут отмирать постепенно, по крайней мере до какого-то определенного предела, пока не произойдет их массовое отключение. Но и катастрофы, когда замерзают целые квартала или даже города, очень даже вероятны. И время это не за горами, поскольку состояние сетей очень и очень плохое».
В Интернет-конференции мы отдельно обсуждали вопрос, почему в последние три года так часто стали происходить аварии с размораживанием (перемерзанием) труб, приводящим к тяжелым повреждениям больших участков теплосетей и батарей отопления. Почему при локальной аварии (разрыве трубы) операторы не успевают слить воду из системы, чтобы ее не разморозить (кстати, именно в связи с этим часто и возбуждались уголовные дела)? Павел В. объяснил, просто описав обычный ход событий, что авария часто порождает то, что можно назвать «системным кризисом» на участке теплосети — нарастание проблем приобретает цепной характер, и работники не успевают взять ситуацию под контроль.
Он пишет: «Да, если произойдет авария на магистральной ветке, то и вся последующая разводка может быть заморожена и выведена из строя, даже если там лежат совершенно новые трубы. На многих теплотрассах есть многочисленные места, сделанные особо выдающимися послеперестроечными специалистами, где воду вообще невозможно слить. Кроме того, очень плохо держит запорная арматура. Это приводит к тому, что если потек, к примеру, один стояк в доме, то иногда приходится перекрывать чуть ли не весь микрорайон (!).
Кроме того, даже если воду удалось остановить, то многие задвижки все-таки «травят», что может также привести к перемерзанию трубы. Еще очень плохо то, что если из-за каждой мелкой аварии приходится постоянно и часто перекрывать большие участки сети, то при последующем включении неизбежно происходит гидроудар, особенно если слесарь, открывающий задвижки, навеселе или просто недостаточно обученный (и то и другое встречается очень часто, точнее, практически всегда). Такие частые гидроудары делают новые порывы и т.д.
На подкачивающих станциях тоже частенько нет резерва насосов, а большинство тех, что работают, прошли уже не один кап. ремонт. Даже если ЖКО получает новые трубы, задвижки, насосы и т.п., то их качество исключительно плохое. Задвижки текут, даже совсем новые, новые трубы гниют всего за пару лет (плохие швы и плохая прокатка, что ведет к образованию свищей), а на насосах могут стоять, к примеру, двигатели, которые для этих насосов просто слишком слабы и непригодны…
Вернемся к теме о том, возможно ли перемерзание теплотрасс уже сегодня. Итак, вода от котельной подымается до какого-то уровня, но чтобы вода пошла в квартал, ставят еще подкачки второго подъема. Если такая подкачка встанет, то и вода в трассах остановится, а где повыше, например в многоэтажных домах, то труба и завоздушится. Если труба завоздушена, то при запуске стоит много труда и времени, чтобы облазить все дома и спустить из трубы воздух, иначе насос не продавит и циркуляция не восстановится.
По какой причине может остановиться подкачка? Это может быть отключение электроэнергии на пару секунд (о таких «мелочах» «Электросеть» никогда не докладывает), а может и мякоть на муфте срезать или еще может быть масса причин. Из 12 подкачек города только 7 наиболее ответственных имеют дистанционное управление с общего пульта и на одной сидят операторы. Остальные 4 — неуправляемые! Если такие неуправляемые подкачки остановятся (или на управляемых будет сбой датчиков и они не доложат об остановке), то: 1) это обнаружат слесаря, которые раз в смену идут с обходом; 2) дежурные, которые пару раз за ночь проверяют подкачки; 3) когда батареи остынут, то позвонят жильцы тех районов.
Короче, за это время, особенно ночью, когда жильцы спят, трассы может основательно прихватить ледком, а если еще прокопошиться с запуском, то промерзание и разрыв труб обеспечены. А если еще на трассах нет изоляции ...
Даже если спохватиться вовремя и не допустить замерзания, то существуют другие неприятности (гидроудары, завоздушивание и т.п.) от остановки. Например, если источник тепла находиться на горе, а потребитель внизу, то вода к потребителю пойдет самотеком, качать ее уже не надо. Но вот назад, в гору... тут приходиться ставить подкачку на обратку, которая отсасывает воду от потребителей и выталкивает ее назад в гору, к котельной. Так вот, если останавливается такая подкачка, а вода с котельной продолжает поступать, то давление в сети резко подскакивает. Учитывая состояние сгнивших труб, многочисленных разрывов не избежать, что требует остановку поврежденных участков и их ремонт, короче — работы хватает надолго…»
Таким образом, нарушение в ходе реформы той институциональной матрицы, которую представляет собой для России сложившееся за 80 лет централизованное теплоснабжение, оказывается гораздо более глубоким, нежели это видно из финансовых и технических характеристик. Еще более важен тот факт, что за 12 лет реформы новой дееспособной социальной системы, общности работников ЖКХ, которая была бы устроена принципиально по-другому, чем советская, не произошло. Происходит прогрессирующая деградация кадров и коррупция управления, но не возникает новый социальный и культурный тип, который был бы способен построить новую отрасль, новую матрицу.
Если же шире рассмотреть социокультурный аспект теплоснабжения как матрицы жизнеустройства страны, то следует включить и отношение к нему со стороны разных групп населения. Уже приходилось писать, что перестройка и реформа раскачали «революцию гунна» — антисоциальную и антицивилизационную активность широких слоев общества, в частности, его наиболее обедневшей части. Одной из разновидностей такой активности стали хищения доступных (незащищенных) элементов техносферы — электрического провода, латунных деталей, бронзовых досок с могил и т.д. Доход от продажи этих материалов ничтожен по сравнению с ущербом для общества. Для широкого распространения таких хищнических установок требовалась их моральная легитимация, возникновение философии отвергнутых обществом людей, получающих ложное оправдание для социального мщения. Это — особая большая проблема, которая только-только встает в РФ, но неминуемо встанет во весь свой страшный рост при продолжении нынешнего курса реформ. Здесь мы затронем только ее малую часть — разрушение материально-технической базы теплоснабжения такими «гуннами». Этот фактор никак нельзя сбрасывать со счетов, поскольку «защитить» теплосети полицейскими средствами в принципе невозможно (впрочем, как и многие другие подсистемы техносферы).
Самая наглядная сторона дела вскрывается в связи с тем, что в последние годы ради экономии стали прокладывать магистральные трубы теплосетей на поверхности, не закрывая их в бетонные лотки и траншеи. Это доставляет в городе много неудобств, однако обходится намного дешевле — трубу укутывают теплоизоляцией и обматывают листовым алюминием или оцинкованным железом. Этот материал и воруют. Вот пара примеров.
Сообщение из Ярославля (октябрь 2002 г.): «На сегодняшний день на балансе теплосетей от источников «Ярэнерго» находится более 200 километров магистралей. Чтобы заменить теплосеть с учетом ее срока окупаемости, а это 25 лет, необходимо менять по 12—14 км ежегодно. Пока с таким объемом работ сетевики не справляются. Максимум, что они могут сделать, это заменить трубы протяженностью не более 6 км… Головную боль сетевикам доставляют охотники за цветметом. Только за последние 10 лет было снято 90 тысяч квадратных метров изоляционного слоя труб, это в основном оцинкованное железо и алюминий. Чтобы все восстановить, требуются десятки миллионов рублей, которых взять пока негде».
А вот из Калининградской области: «Почти свободная скупка цветных металлов привела к тому, что практически со всех сетей в надземном исполнении снято алюминиевое покрытие. Изоляция без защиты сползла, трубопроводы оголены. Потери теплоэнергии огромны. Из-за свободного доступа в подвальные помещения за год было снято с элеваторных узлов более 150 вентилей…
Невольно задаешься вопросами: существует ли такое понятие, как энергетическая безопасность? Как долго будет продолжаться это движение вниз? Понимает ли администрация города, что может случиться в ближайшее время?.. Анализ сегодняшней обстановки в районе тепловых сетей показывает, что предел безопасности их эксплуатации наступил» (В.Ширинкин, директор района тепловых сетей МП «Тепло-сеть». — «Дивья», № 14 от 3 апреля 2002).
Другой срез проблемы открывается перед нами, если мы рассматриваем нашу отрасль в контексте ее взаимодействия с другими отраслями (другими «матрицами», которые в советское время были совместимы и взаимосвязаны). Здесь в ходе реформы происходят разрывы между элементами единой в прошлом системы — переход к отношениям купли-продажи привел к утрате самого смысла понятия «смежник» как отрасли-товарища, отрасли, которая совместно с нашей делает одно общее дело. В случае теплоснабжения это изменение выразилось в резком ухудшении качества материалов и технических устройств, производимых для ЖКХ. В Докладе отмечалось, что те трубы, которые поставляются с середины 90-х годов для ремонта теплосетей, не отвечают прежним стандартам (которые, впрочем, перестали быть обязательными государственными нормами) и не могут служить нормативный в прошлом срок в 25 лет.
Более наглядно описывает положение Павел В. Он пишет о материалах и арматуре, дополняя сказанное выше: «Попробую описать кое-что еще. Итак, проблема с низким качеством поставляемых изделий. Тут в качестве примера могу добавить тот факт, что когда мы (жильцы соседних частных домов и работники «Тепловых сетей») протянули к своим домам трассу, то испытали особенно близко, что значит современное качество труб. Через неполных два года на нашей трассе протяженностью около 300 метров появилось два-три десятка хомутов. А ведь мы ее делали для себя, на совесть и из новых труб. Так что, хоть кто-то писал, что ежегодно заменяется 1% теплотрасс — это иллюзия. Эти трассы 20—25 лет никак не протянут и их придется менять сейчас же…
Пара слов про насосы. Большинство насосов стоит уже лет пятнадцать, не менее. Старые, как ни странно, надежнее новых, и ломаются они реже. Но всему есть свой срок. Помню, как на одной из подкачек нам приходилось менять подшипники каждые три дня, т.к. насос был настолько старый и разбитый, что подшипники разбивало в нем тут же. Резерв — в таком же состоянии. Потом, правда, уже ближе к концу зимы нам выделили третий, новый насос, только тогда мы вздохнули свободней.
Маленько про снабжение. Про недостаток таких дорогих вещей, как трубы, задвижки и насосы, я уж писать не буду, все и так об этом догадываются. Напишу только о более мелких вещах. Во первых — хронический недостаток инструментов, а если что и получаем, то мало и плохого качества (сталь слабая, ключи гнутся). Многие слесаря даже притаскивают свои ключи из дома. Нормальных болтов нет практически никогда. Посылают ставить задвижку, а где взять болты — это проблема слесаря. Вот и ищут люди по мастерским, авось где еще завалялись. В аварийных ситуациях доходило пару раз до того, что скручивали болты с соседней задвижки (стоит рядом задвижка, по восемь болтов на фланец — четыре можно скрутить).
Резиновых прокладок тоже никогда нет. Слесаря лазают по отвалам, собирают выброшенные покрышки от «БелАЗов» и вырезают. При этом в контору закупаются компьютеры, только в одной бухгалтерии их с десяток наставили. Кроме того, накупили свыше 40 единиц техники (это только для «Теплосетей»), всякие бортовые «КамАЗы», «Уралы», дежурки, вот только что в них возят? Этого я не знаю. Если делаются по большому счету только мелкие ремонты, то зачем все это? Зато недавно отстроили новое здание, гаражи, двор заасфальтировали. Приятно, конечно, но состояние теплотрасс от этого ничуть не улучшается.
Так что, уважаемые Форумяне, прочитав маленько про то, как работает ЖКО, думайте сами, какие сценарии возможны…»