>>«Основным фактором, снижающим надежность теплофикационных систем, является наружная коррозия труб...
>
>Сразу возникают 2 подозрения, борющихся друг с другом. Либо я неверно себе представляю механизм коррозии труб,
>либо - товарищи недоразобрались с проблемой, а уже делают заключения. Либо (3 вариант всегда должен быть :) - не соблюдается технология прокладки труб. Совершенно и внаглую.
>Итак - известно ли:
>- состояние теплосети весной-летом-осенью, до начала отопительного сезона. Что в трубах - вода или воздух, пополам с водой, т.е сливают ли воду из трубы на этот период?
>- каков тип и технология выполнения гидро-теплоизоляции при укладке труб в грунт?
>У вас есть данные, Сергей Георгиевич?
Давайте внесу некоторые технические данные параллельно СГ или в дополнение.
1) Для труб существенны как внутренняя коррозия, так и внешняя.
Внутренняя коррозия связана с качеством водоподготовки в котельной или на ТЭЦ. Особенно страшным для металлов является наличие в воде ионов хлора. На крупных электростанциях вода проходит через специальный цех водоподготовки, в котором она очищается от всякого рода вредных ионов. На ТЭЦ магистральная вода кроме всего прочего - дегазируется. В малых котельных, которыми изобилуют городки и поселки(только в том гарнизоне, в котором я проходил срочную службу, было никак не менее 6-7 котельных), водоподготовки нет в принципе. Вода идет - сетевая - со всеми возможными естественными примесями, включая ионы хлора и кислород.
При внутренней коррозии основным процессом является равномерное утоньшение трубы изнутри за счет переноса частиц металла потоком воды. Даже чистая вода без ионов потихонечку размывает металл.
Там, где ионы хлора не устранены, развивается страшная ЩЕЛЕВАЯ коррозия. Ионы хлора циркулируют в щели, вынося ближе к потоку ионы металла, а саму щель превращая в хорошую дыру. Щели в системах имеются около любого резьбового соединения, щелями являются микротрещины в окрестности сварки.
Процесс ускоряется в период смены режима отопления. Даже час пребывания трубы без воды в кислородсодержащей атмосфере приводит к серьезному ржавлению внутренней поверхности труб. Поток смываемой со стенок ржавчины мы с вами регулярно наблюдаем после включения горячего отопления.
Микрочастицы ржавчины накапливаются в окрестностях вентилей, тройников, колен, в узостях, забивая проходы. В этой пористой среде накапливаются растворенные в воде нефтепродукты(характерные концентрации менее 5 МИКРОграмм на литр воды - образуются из-за вымывания элементов смазки подвижных деталей насосов, вентилей). Смесь коксуется и может в ряде случаев перекрывать канал. Для проталкивания воды в нужном объеме через частично перекрытые загрязнениями сечения - приходится повышать давление, Соседние участки, особенно ослабленные щелевой или внешней коррозией, могут не выдержать.
2) За возникновение основной массы аварий ответственность несут обыкновенные замораживания труб и все-таки - ВНЕШНЯЯ коррозия.
Как бы хорошо ни защищали трубу всякого рода красками, битумами, теплоизоляцией, причины для внешней коррозии всегда найдутся. Так при сварке стальных труб сварочный шов всегда имеет определенное количество микротрещин. Крупные трещины обнаруживаются в процессе ОПРЕССОВКИ труб - пробной подачи давления. Места с такого рода трещинами обвариваются по-новой. Более сложным случаем являются именно МИКРОтрещины. Которые имеют тенденцию развиваться, соединяться и образовывать сквозные каналы от внутренней к внешней сторонам трубы. Получаются микросвищи. Через них в атмосферу, в грунт уходит на каждом микросвище мизерное количество горячей воды. Но труба в районе микросвища оказывается во влажной кислородсодержащей среде. Наличие теплоизоляции только затрудняет процесс высыхания трубы. В районе свища и просто по химическим законам, и, гораздо эффективнее, - под действием наведенных в образовавшемся электролите токов(источники переменных электромагнитных полей в городе - повсеместны)трубы корродируют.
При подземной закладке труб без защитного бетонного короба слой тепло- и гидроизоляции рано или поздно прорывается чем угодно: сдвигами почвы, корнями деревьев, химическими ингредиентами почвы. Грунтовая влага со всеми солями и кислотами по щелям, по прорывам проникает в стекловату теплозащиты и обеспечивает электролитическую ванну, в которой металл корродирует - от щелей и неплотностей в окраске, а также от микросвищей. Вот здесь из-за отсутствия раномерного омывания стенки потоком результатом коррозии являются глубокие раковины, рано или поздно локально разъедающие стенку трубы на всю толщину. Появляется точечный локальный прорыв трубы, который обнаруживается не сразу. Просто потихоньку из-за подобных прорывов теряется тепло. Но уходящая горячая вода ускоряет разрушение защиты и самой трубы вокруг этого места вплоть до аварийного прорыва. Из которого горячая вода уже не сочится, а хлещет.
При наличии защитного бетонного короба прорыв почвенных соленых вод в короб несколько затруднен, но тоже не исключен. Уплотнить все щели бетонного короба практически невозможно. Если же над бетонным коробом хорошенько побуксовала машина, то затем годами прямо над теплотрассой формируется лужа - хороший такой водяной резервуар. Из которого вода рано или поздно до трубы теплотрассы добирается. Со всеми последствиями.
*************************
Про эксплуатационные качества труб с пластиковым покрытием могу сказать только одну гадость - они очень хороши, ПОКА НОВЫЕ. Ничем не хуже НОВЫХ ЖЕ просто стальных труб.
Насколько я понимаю обстановку, трубы с пластиковым покрытием нашли применение на Западе в условиях почти равномерной эксплуатации что зимой, что летом. Из-за сравнительно мягкой и короткой зимы, объемные расходы и температура воды в трубах мало изменяются. И в основном обеспечивают горячее теплоснабжение, а уж заодно и отопление. Поэтому им не приходится выдерживать столь мощных тепловых ударов, как трубам в России. А ведь именно на серьезных перепадах температур и давлений воды происходит деградация пластиков, их необратимая деформация, возникновение неплотностей на стыках с последующим возникновением свищей и прочих проблем. Это не информация. Это - размышление.
Опять-таки. Глубина закладки труб в России должна быть больше глубины промерзания почвы. Иначе сдвиги почвы при оттаивании соседних участков - разрушат тепловую изоляцию.
При малой глубине закладки труб( в пределе - вообще без закапывания, - что характерно для тех же США), возникновение минимальных протечек тепла, микросвищей - легко обнаруживается. С проведением простых и дешевых восстановительных работ типа подбрызгивания пены или клея, полностью парализующего развитие микросвища. Как это делать в условиях России, когда грунт служит основной теплоизоляцией и защитой от вандалов и пьяных водителей КАМАЗов? Защитой - существенной, спасающей от гораздо более вероятных некоррозионных аварий на теплотрассах? -
Не представляю. Боюсь, что трубы с пластиковыми покрытиями и несварными соединениями могут оказаться очередной, гораздо более страшной бедой.