Лом сообщил в новостях следующее:104510@kmf...
> > И тени реакции не было. Значит,проигнорировали. Она целиком
лежала.
>
> Статья СГ? Тогда меня не было, наверно. Статью Грамши я всю прочитал
на английском.
>
Да нет же. "Революция против Капитала" тут выкладывалась.
https://vif2ne.org/nvz/forum/0/archive/60/60576.htm
>
>
> Вот этот перевод получше.
>
Не уверен (при такой абстрактной постановке). Единственный
опубликованный русский перевод 1999(зато полный) довольно корявый.
Прислал Дж.Лестер(англ). Такое было с текстами Грамши не раз- я при
выкладке узловых текстов стараюсь давать наиболее аутентичные и
указывать источник и по возможности автора. И разночтения.если они
существенно важны для понимания.В ветке "философия практики и Россия-
оговоренные примеры https://vif2ne.org/nvz/forum/0/co/103146.htm
(значительно отредактированный в узловых местах - NB) https://vif2ne.org/nvz/forum/0/co/102919.htm
Дело еще в том, что большой массив статей и заметок Грамши по "острым"
темам,связанным с русской революцией и нашими делами, в СССР либо совсем
не публиковался(замалчивался),либо вводился гомеопатическими дозами. У
меня есть вроде почти полный компендиум всех опубликованных в
СССР-России грамшианских переводов, включая журнальные публикации.
Лучшие переводы с итальянского - И.В.Григорьева и "черный
трехтомник"1991. ИВ- самый авторитетный(признанный международным
Г-сообществом) советский "грамшевед". Ее книгу выкладываю по
частям,будет на сайте.
С этого я кстати тут в форуме начинал,буквально первые мои постинги
касались этой темы и оговаривали эти моменты. До полного наследия нас
тогда сусловцы не допустили. Вот, из недавнего -
по"топологии"политического пространства Сов.России (что
значит"центр".слева,.справа) Бурдье цитирует неопубликованные у нас
материалы Грамши о послеленинской партии...
Пользоваться некоторыми английскими переводами тоже надо осторожно, хоть
они в посл.годы улучшились. Потом,они в сети есть. По-русски есть в
основном то что мы клали.Еще можно собрать компендиум обсуждения по
форуму. Поиск-архив-(ник автора)-Грамши. То что СГ говорил по теме в
форуме, я собирал и выкладывал полтора года назад.
пример СКМ
-----
Грамши дал теорию революции, где главное - подрыв легитимности режима. В
принципе, можно вообще без дубины. Параллельно копился эмпирический
опыт, который в эту теорию хорошо укладывается. Индия, ЮАР, Испания,
Филиппины, Чили (1990)и наша перестройка. Знечит, теоретически такая
доктрина не запрещена. Принимается для начала такое утверждение?
--------------
Трижды ветки были с вводными, ссылками,сейчас вон последняя
светится -там новые материалы с Г-сайтов, свежак. А конкретно тут в
треде просто очередное
"обострение" в частности из-за недоучета проделанной коллективной
работы.
Аналогично обстоит дело с некоторыми важными элементами марксова
наследия. Подробный комментарий о важности аутентичных переводов в
случае проблемы социальных связей -тут https://vif2ne.org/nvz/forum/0/co/103816.htm
Г.С.Батищев -крупнейший советский философ, профессионально
занимавшийся
этой темой и диалектикой противорчий(и общения, и творчества). Ученик
Э.В.Ильенкова. Я его лекции слушал, не раз сюда транслировал. У него
,как и других выдающихся философов,сложная судьба. Сейчас наступает их
ренессанс, они востребованы. Ссылку на его работу на ильенковском сайте
я вставил(см. Меню-ссылки-Ильенков).
Раз речь о переводах, еще пяток
абзацев.Хедер,сабжект(англ.компьютерное
заголовок,предмет) - это я понятно выразился,ОК?Что там еще
было.
Тезаурус.
--------------
Стелла -звезда, в смысле путеводная(итал.).
Irratio(лат) - иррацио(рус).
Кондом-презерватив(франц.),глобус- земной шар из
папье-маше(от "глобализм" -лат.),дисторсия (научн.лат) - см.кондом
натянутый на глобус(русс. народное).
ср.Шайтан -черт,арба -телега(тюркск.).Шайтан-арба -СреднеАзиатская
ж-д.(народное). (аллюзия)
Бергсон Анри- большой философ, духовный
отец волюнтаристов, "Творческая эволюция". Evolucion Creativе. Главный
там концепт - Elan Vitale (жизенный порыв,франц).Это тоже прямо в тему .
Когда в ИКП в 20х ругались и шили друг друга уклоны, порой клеили
"философский" ярлык
бергсонианцев, как у нас - клеили ярлык махистов. Мах - см.энергетист
философ Мах(см. "Материализм и эмпириокритицизм". В. Ильин).
- "Эта идея всегда
рассматривает в качестве важнейшего фактора истории не голые
экономические факты, а человека, общество людей - людей, которые
объединяются между собой, вступают в соглашение, развивают посредством
этих контактов (цивилизации) социальную, коллективную волю - и приходят
к пониманию экономических фактов, выносят им определенную оценку,
подчиняют их своей воле, так что эта последняя становится двигателем
экономики, силой, формующей объективную реаль-ность, которая живет,
движется и становится чем-то вроде раскаленной материи земного шара,
могущей быть направленной куда и как угодно воле> .
(там же)
>революция-реставрация РР, пассивная революция
PASSIVE REVOLUTION: "Revolution" that is really a reform from above by
an elite without mass participation aimed at avoiding radical social
change. Fascism, the Risorgimento, Italy's 19th century national
independence movement and "americanism and Fordism", i.e. the 30's New
Deal reforms of U.S. capitalism are examples of passive revolution
according to Gramsci. Passive Revolution is a counter-revolutionary,
historical movement aimed at avoiding or reversing
revolutionary change. Gramsci criticized Croce for writing histories of
Europe and Italy that defend passive revolution-restoration
ideologically, and attack Jacobin National- Popular movements like the
French and Russian revolutions.
Gramsci advances his theory of the Risorgimento and Fascism as passive
revolutions in an important series of prison notes on italian history.
One of his most damning criticisms of Croce, was that though a liberal
political opponent of Fascism, Croce as passive revolution's major
ideological proponent was, in effect, giving Fascism historical and
philosophical legitimacy and support. Gramsci called fascism false
national-popularism, and degenerated jacobinism as well as passive
revolution. This clearly shows that he saw italian fascism's demogogic
claims to be revolutionary as particularly dangerous to the Left and the
italian working class
>у него было несколько таких переосмыслений -напр. с якобинизмом
JACOBINISM: it has dual meaning for Gramsci: 1. revolutionary
nationalism. 2.Armed revolution, insurrection, a violent, radical break
with the old ruling class and their social order. the two historical
examples Gramsci refers to repeatedly in his Notes are the French and
Russian Revolutions.
Lenin and Marx identified strongly with the radical, intransigent,
"jacobin"
spirit of the french revolutionary bourgeoisie; their willingness to use
violence to overthrow the old ruling classes
(4)"vital action." The concept here would app ear to derive from
Bergson, some of whose ideas were filtered to Gramsci through Sorel and
in a sense Provided him with a psychological antidote to the fatalism of
Austro-Marxism. There is no question, however, of Bergson having had a
systematic influence on Gramsci's "philosophy of praxis" as such
.
...
(60) The conceptual vocabulary here is drawn in part from Bergson,
introduced in ordо to fill a gap felt by Gramsci to exist in traditional
Marxist theories of social and individual praxis. More than anything
else it is these importations from non-Marxist philosophies that have
caused Gramsci to be taxed with idеalism by more "orthodox" Marxists. It
should, however, be noted that in an earlier passage Gramsci defines
"will" in a very non-Bergsonian sense as equalling, in the last
analysis, practical or political activity, and in general he does not
hesitate consciously to use words from an earlier philosophical
tradition while endowing them with a new content determined by their
context within a Marxist discourse. (See below, "Questions of
Nomenclature and Content", PP. 452 ff.
Грамши постоянно употребляет выражение "filosofia della praxis" (или,
в итальянизированной форме, "della prassi") как синоним марксизма для
выражения главного, по Грамши, в марксизме.
Определение марксизма как "filosofia della praxis" (где слово "практика"
дается калькой немецкого "Praxis", а не итальянским "pratica") имеет
определенную традицию в Италии. Впервые оно появляется у Антонио
Лабриолы, у которого термин заимствует Б. Кроче, но меняя коренным
образом его смысл - марксизм для Б. Кроче потому "философия практики",
что он -- вовсе не философия. В системе Кроче есть и своя "философия
практики" (filosofia della pratica) - философия практической жизни -
этика, право и экономика. Термин "Filosofia della praxis" вновь вернул к
жизни (исследовав его младогегельянские истоки) в 1912 в своей книге
"Исторический материализм Фридриха Энгельса" социалист Р. Мондольфо.
Грамши четко различает термины "pratica" (в сочетании "teoria e
pralica") и "praxis" ("filosofia della praxis"). Философия практики для
него не "философствование о практике", а особый род философии,
непосредственно вплетенной в практическую деятельность по преобразованию
мира, и особый род практики, осмысленной, одухотворенной идеей,
постоянно осмысляющей себя. "Это философия, которая одновременно
является политикой, и это политика, которая одновременно является
философией".