От Pout Ответить на сообщение
К Сысой Ответить по почте
Дата 05.09.2002 21:57:55 Найти в дереве
Рубрики История; Идеология; Семинар; Тексты; Версия для печати

"Революция против"Капитала""(полный текст)

Вах-х. Такой к-расивый ветка, да-а. Базар почему не надо?базар
надо,товар хароший, сейчас еще мало-мало положим. Базар харашо,
ш-шайтан. Сматри какой к-расивый статья. Цх-хх. Хочиш?


================
На гонца и зверь бежит. Нашлась полностью та статья, выкладываю

(от редакции )

Представляемая ниже вниманию читателей статья виднейшего итальянского
марксиста ХХ века Антонио Грамши была написана "по горя-чим следам"
Октябрьской революции 1917 года в России, опубликована 24.12.17г. в
газете "Avanti!" и вызвала целую бурю полемики, не прекращаю-щейся до
настоящего времени. По цензурным соображениям статья не пуб-ликовалась в
СССР и, если редакция не ошибается, ниже Вы сможете озна-комиться с
первой публикацией этой всемирно известной работы на рус-ском языке.
Статья была представлена нашему журналу членом международ-ного Совета
"Альтернатив" д-ром Дж. Лестером.



РЕВОЛЮЦИЯ ПРОТИВ "КАПИТАЛА"

Антонио Грамши

Большевистская революция теперь уже определенно является частью общей
российской революции. Максималисты еще два месяца назад были активными
агентами, убеждавшими в том, что события не должны стоять на месте, что
движение к будущему не должно останавливаться, что нельзя допустить
окончательного установления буржуазной системы. Теперь эти
максималисты взяли власть, установили свою диктатуру и соз-дают
социалистический строй, в рамках которого революция должна успокоиться,
если он будет продолжать развиваться гармонично, без лобовых
столкновений, на основе огромных завоеваний, которые уже достигнуты.
В Большевистской революции больше идеологии, чем событий. (И,
следовательно, нам, "внизу", в действительности не нужно знать
больше того, что мы знаем.) Это революция против "Капитала" Карла
Маркса. В России "Капитал" Маркса был больше книгой буржуазии, нежели
пролетариата. Он слу-жил критической демонстрацией того, как события
должны раз-виваться по заранее предопределенному сценарию,
предусмат-ривающему развитие буржуазии, наступление в России
капи-талистической эры с установлением западного типа цивилиза-ции, еще
до того, как пролетариат мог хотя бы подумать о сво-ем восстании, о
своих собственных классовых требованиях, о своей революции. Но события
вышли за рамки идеологий. Со-бытия взорвали критические схемы,
определяющие, как россий-ская история должна развертываться в
соответствии с канона-ми исторического материализма. Большевики
отвергли Карла Маркса, и их четкие действия и победы являются
свидетельст-вом того, что каноны исторического материализма не
настоль-ко незыблемы, как кому-то казалось, и как кто-то думал.
И тем не менее, фатальность есть даже в этих событи-ях, и если
большевики отказались от некоторых положений "Ка-питала", то они не
отвергли его вдохновляющей имманентной идеи. Эти люди не "марксисты",
вот и все. Они не использова-ли работы Мастера для того, чтобы создать
жесткую доктрину из догматических высказываний, которые никогда не
должны под-вергаться сомнению. Они живут идеей Маркса - той идеей,
ко-торая вечна, которая представляет собой продолжение немец-кого и
итальянского идеализма, и которая, в случае с Марксом, была заражена
позитивистскими и натуралистическими тече-ниями. Эта идея рассматривает
в качестве доминирующего фактора истории не голые экономические факты,
а человека, людей в обществе, людей во взаимоотношениях друг с другом,
достигающих соглашений между собой, вырабатывающих через эти связи
(цивилизацию) коллективную общественную волю; людей, приходящих к
пониманию экономических фактов, оце-нивающих их и приспосабливающих их
к своей воле, пока это не становится движущей силой экономики и не
формирует объ-ективную реальность. Эта реальность существует, движется
и начинает напоминать поток вулканической лавы, который мо-жет быть
направлен в любом направлении, в зависимости от человеческой воли.
Маркс предвидел только то, что можно было предвидеть. Но он не мог
предвидеть европейскую войну или, скорее, он не мог предвидеть, что
эта война продлится так долго, и что она приведет к таким последствиям.
Он не мог предвидеть, что за три года невообразимых страданий и
несчастий эта война под-нимет в России такую коллективную народную
волю. В обыч-ное время для формирования такой коллективной воли
необхо-дим длительный процесс постепенной диффузии сквозь обще-ство,
необходим широкий диапазон классового опыта. Люди ленивы, они
нуждаются в том, чтобы их организовали, сначала снаружи - в корпорации и
лиги, а затем изнутри - в рамках их мыслей и их воли. Им нужна
непрерывная последовательность и множество внешних стимулов. Вот
почему при нормальных условиях каноны марксистской исторической критики
схватыва-ют реальность, поглощают и делают ее ясной. При нормальных
условиях два класса капиталистического мира делают историю посредством
все более интенсифицирующейся классовой борь-бы. Пролетариат сильно
обеспокоен своей нуждой и повсе-дневной неустроенностью и оказывает
давление на буржуа-зию, чтобы повысить свои жизненные стандарты. Он
включает-ся в борьбу и заставляет буржуазию совершенствовать технику
производства, делать ее более приспособленной для удовле-творения
насущных потребностей пролетариата. В результате происходят резкий
скачок, ускорение темпов производства и по-степенный рост произведенных
общественно полезных продук-тов. В этом рывке многие оказываются на
обочине, тем самым удовлетворяя нужды тех, кто проявил больше упорства
и на-стойчивости. Постоянно находясь в состоянии беспорядка и стремясь
выбраться из этого хаоса, массы устанавливают оп-ределенный порядок в
своих мыслях и яснее осознают свой собственный потенциал, свою
способность брать на себя соци-альную ответственность и становиться
властителями собст-венной судьбы.
Вот что происходит в нормальных условиях. То есть ко-гда события сменяют
друг друга с определенной регулярностью, когда история в своем развитии
проходит определенные ста-дии, которые схожи между собой, хотя
могут быть более слож-ными и значимыми. Но в России война пробудила
народную во-лю. В результате страданий, накапливавшихся на протяжении
трех лет, эта воля стала всеобщей почти мгновенно. Надвигал-ся голод,
смерть от голода могла раздавить десятки миллионов людей одним ударом.
Сначала механически, затем, после пер-вой революции, активно и
сознательно народная воля стала единой.
Социалистическая пропаганда обогатила российских людей опытом
пролетариата других стран. Социалистическая пропаганда могла мгновенно
драматически оживить историю пролетариата: его борьбу против
капитализма, длительные усилия, направленные на то, чтобы полностью
освободить про-летариат от цепей рабства, которые делали его таким
унижен-ным, и дать возможность выковать новое сознание, стать
сви-детелями будущего мира. Именно социалистическая пропаган-да
выковала волю российских людей. Почему они должны были ждать, пока
история Англии повторится в России, пока поднимется буржуазия, начнется
классовая борьба, сформи-руется классовое сознание и катастрофа
капиталистического мира в конце концов действительно ударит по
ним? Россий-ские люди - или по крайней мере меньшинство россиян -
мыс-ленно уже прошли через этот опыт. Он прошел вдали от них. Теперь
пролетариат может извлечь из него пользу, чтобы ут-вердить себя, точно
так как он извлечет пользу из опыта за-падного капитализма, чтобы
быстро достичь того же уровня производства, что и в западном мире. В
капиталистическом ми-ре Северная Америка является более передовой, по
сравне-нию с Англией, потому что англо-саксы в Северной Америке
на-чинали сразу же с уровня, достигнутого Англией в процессе длительной
эволюции. Сегодня социалистически образованный российский пролетариат
начнет свою историю на самом высо-ком уровне, которого достигла
современная Англия. Поскольку он вынужден начинать с самого начала, он
начнет с того, что было уже где-либо осуществлено, и, следовательно,
будет при-веден к достижению такого уровня экономической зрелости,
который Маркс считал необходимым условием для коллекти-визма.
Революционеры сами создадут условия, необходимые для конечного
достижения их цели. И они создадут их быстрее, чем это сделал бы
капитализм. Критика социалистов в адрес буржуазной системы за ее
несовершенства и расточительство теперь может быть использована
революционерами для дости-жения лучшего общественного устройства, при
котором можно будет избежать расточительства и не пасть жертвой
несовер-шенств. Сначала это будет коллективизм бедности и страданий. Но
буржуазный режим унаследовал бы те же условия нищеты и страданий.
Капитализм мог бы сделать сразу же не больше, чем коллективизм в
России. В действительности сегодня он сделал бы значительно меньше,
поскольку он сразу оказался бы перед лицом недовольного и непокорного
пролетариата, не способного дольше терпеть в интересах других страдания
и ну-жду, которые принесла бы с собой экономическая неурядица. Таким
образом, даже в абсолютных терминах социализм сего-дня в России может
быть оправдан. Тяготы, которые ожидают пролетариев после заключения
мира, будут преодолены только в том случае, если они почувствуют, что
все находится под их собственным контролем, и будут знать, что своими
усилиями они могут уменьшить эти тяготы в возможно более короткий
срок.
Складывается впечатление, что в настоящее время мак-сималисты являются
стихийным выражением биологической необходимости - они должны были
взять власть с тем, чтобы российские люди не стали жертвой ужасного
бедствия; чтобы российские люди, включившиеся в колоссальную работу для
своего собственного воспроизводства, чувствовали менее остро клыки
голодного волка; чтобы Россия не стала огромной бойней беспощадных
зверей, рвущих друг друга на части.

=========