|
От
|
Скептик
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
01.08.2001 17:35:14
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
Обработанный кусок форума(вниманию старожилы-работа для С.Г)
Кара-Мурза в личной переписке призвал меня и других форумян взять куски форуа и их отжать и обработать. Я начал такую работу. Получилась такая шиука:90листов формата ВОРД, шрифта 14 уместилось в 7 старниц.
Призываю всех взять на обработку кусков форума, договорившись кто что возьмет. Оцените проделанную мной работу.
Утверждение: оплата труженика интеллектуального и физического труда в позднем СССР производилась неправильно. Физический труд переоценивался по сравнению с интеллектуальным. Данное утверждение можно и обобщить- менее квалифицированный труд переоценивался по сравнению с более квалифицированным.
Подобная практика стала тормозить развитие СССР, привела к стимуляции низко квалифицированного труда, к искажению системы ценностей, поддерживала и оправдывала стиль жизни черни. Сводила на нет культ науки, имевший место в сталинские годы, осложняла появление в СССР элиты созидателей и защитников государства.
Аргументы противников.
1) Более высокая зарплата рабочих была компенсацией за те условия, в которых они работали.
Ответ.
Везде (в среднем) рабочий класс трудится в условиях более худших чем интеллигенция и тем не менее имеет (в среднем) значительно более низкие доходы, чем представитель умственного труда. Подобная практика существовала и в СССР в период с 30-ых до середины 50-ых, оплата труда производилась не по принципу, кто в более худших условиях работает –тот больше получает, а по принципу «выше квалификация- выше зарплата». Именно в этот период СССР достиг небывалого расцвета науки, промышленности и искусства, был заложен прочный фундамент для устойчивого последующего развития.
2) Интеллектуальные лодыри до сих пор стонут что им мало платили за их интеллектуальность. Им ведь хочется чтобы больше чем пролетарии.
Ответ.
В СССР готовили значительно больше образованных людей чем на Западе. Но вот беда-экономика не поспевала обеспечивать их соответствующими раб.местами и приходилось открывать липовые должности во избежание безработицы. То есть для таких людей не оказалось экономической ниши, их уровень подготовки был недостаточно высок для работы в наукоградах, в серьезных НИИ и конструкторских бюро, но при этом их воспитали так, что работать руками они считали зазорным. Таким образом, данное явление никак не опровергает вынесенное выше «утверждение теоремы», а принадлежит вообще к другой плоскости. Оценивай труд интеллигенции по рыночным меркам, значительная часть «интеллектуальных лодырей» пошла бы на завод, а оставшаяся часть, действительно заслуженных людей стала бы получать значительно больше рабочих. Однако, это другая проблема.
3) Так кто же в СССР плохо работал? Гегемон или "представители умственного труда"? Хочется спросить - этих представителей в институтах-университетах кроме чванства чему-нибудь учили?
Ответ
СССР обладал множеством сверхсовременных технологий, не уступавших , а то и превосходивших лучшие мировые аналоги. Особенно видно это на примере достижений в военной области. У нас прекрасные самолеты, лазерная наводка, высокоточные ракеты. У нас были созданы компьютерные сети еще в 60-ых годах. Мы обгоняли запад даже в генетике, которую у нас поначалу не слишком жаловали, первые клоны появились в СССР в 1986 году! Наши разработки в области искусственного интеллекта и энергетики до сих пор обгоняют западные аналоги. И не вина ученых, что Горбачев и Ельцин промотали этот колоссальный ресурс, не вина ученых , что их выкинули на улицу, что торгаш-лоточник сейчас гораздо богаче академика.
Но раньше, в застойный период, торгаш, буфетчица, мясник и тому подобные жили не намного хуже высококлассных специалистов. Старая тенденция недооценивать высококвалифицированный труд сейчас резко усугубилась. Когда доктор наук элитного наукограда, в школе золотой медалист , потом обладатель красного диплома МГУ, отобранный из тысяч талантливых специалистов, имел доход в 400 рублей, а совершенно безграмотный таксист имел доход под 300 р, то извините, тут что то нехорошее творится в обществе. Безусловно, уровень жизни определяется не только деньгами, но и льготами и всевозможными благами, коих у вышеупомянутых специалистов было больше чем у таксистов, однако разница между ними все же была непринципиальной.
4) «Аристократизм - это искусство ради искусства. Аристократ равнодушен к деньгам.
Ответ.
Аристократом не рождаются, а становятся. Ребенок уже в раннем детстве начинает задумываться кем быть. Маленький человек обращает свой взор на то что престижно и уважаемо. И если он видит , что инженер превратился в посмешище, то он и не станет связывать свою судьбу с этой профессией. А станет оттачивать «мастерство» бармена и мясника.
5) Плебейство - суть отчуждение. Отчуждение- результат обостряющейся классовой борьбы, что по Сталину должно происходить по мере развития социализма. Потребительские разговорчики о покупке личных самолетов, яхт и роскошных автомобилей- это вражеский огонь, это попытка отчуждения меня от продукта и от самого себя. На работе я не яхту зарабатываю, а делаю необходимое людям. Строй деградировал потому, что стали сокращать, а потом и убивать частицу аристократа в каждом "плебее", а главное, наращивать плебейство в элите. И мечты аристократов о яхте - самый верный признак. Аристократ должен быть коммунистом - это еще от Платона известно.
Ответ
В элите аристократизм убивался именно принижением статуса элиты, что и делалось путем сокращения разрыва между ней и плебеем. Вместе с тем наращивание плебейства в плебее осуществлялось также путем повышения его уровня жизни. Зачем рваться наверх, зачем тянуться к знаниям, повышать квалификацию, если и так все растет и цветет? Конечно это не единственная причина, но одна из главных. Не мечты о яхте убивают аристократа, а нега его развращает. Можно кататься на яхте, летать на самолете, жить в огромных квартирах и при этом работать на износ, делать то, что другие сделать не способны. Вот тогда аристократ останется аристократом. Тогда комфорт компенсируется сверх напряжением на работе. Так жила и работала Сталинская элита и не вырождалась.
6) Советский строй позволял жить на уровне как "выдающимся представителям", так и "не очень".»
Ответ
Что значит на уровне? Как этот уровень определить? Где та грань, после которой человек уже превращается в домашнее животное или паразита на содержании всего общества? Не плохо когда каждый обеспечен минимумом, но и в 50-ые этот минимум обеспечивали. Плохо, когда минимум стал расти слишком быстро, обгоняя рост доходов среднего класса.
7) Как заставить людей вкалывать в тяжких условиях - мы же не можем эксплуатировать их, как американцы бразильцев? Таксист - да, получал неплохо относительно инженера, но и неприятных моментов в его работе более чем достаточно. Если человек не может продуктивно работать головой, это не значит, что он тут же с готовностью полезет в шахту. Туда надо ещё как-то заманить (Этот аргумент сродни аргументу номер 1, но есть и отличия. Здесь упор на то, что человека надо завлечь на тяжелую работу. А иначе он туда не пойдет.)
Ответ
Здесь нет проблемы. Не хочет человек заниматься грязной работой –пусть попробует заняться чистой, изобретает, делает открытия и так далее, а если не сможет -то и гнать его из НИИ и лабораторий. Если человек не может работать головой и не хочет работать руками, то значит он не хочет работать совсем.Значит он бездельник и паразит на теле общества, вот этому паразиту нужно обеспечить каморку в коммуналке и миску баланды и хватит. Не нужны липовые псевдо интеллектуальные должности. А таких кстати было полно. Я вот знал как раз человека на инженерной должности , который умножать отрицательные числа не умел. Но считался инженером. Вот такая практика резко понизила социальный статус инженера,ему платили 120 р, он больше и не заслуживал , но из за таких как он , постепенно отношение менялось ко всем инженерам. Вот гнать такого из НИИ и куда он пойдет? А в таксисты- где ему и место, а иначе умрет с голоду, Это процесс естественный. У нас же все было перевернуто с ног на голову. Сначала готовят липового инженера, потом открывают для него липовую должность,(ведь безработицы то нет), поскольку руководство знает им цену то и зарплату платят соответственно. И в таком болоте постепенно гаснет настоящий инженер, конструктор, делатель имперской мощи.
8) Провести большую дифференциацию было сложно, как вследствие
общественных стереотипов ("все профессии нужны, все профессии важны"), так и из-за того, что у нас было слишком много влиятельных врагов и слишком мало резерва.
Ответ
Во-первых Сталину удавалось поддерживать существенную дифференциацию. Во-вторых, стереотип («все профессии важны») был широко разрекламирован пропагандой, возможно и создан ею. Все профессии важны! Да это так. Ну и какой из этого вывод? Что, всем надо платить почти одинаковую зарплату? Приходится нередко слышать что без рабочего спутник так и останется на бумаге, а потому справедливо что рабочий получал больше инженера. Да это же девиз быдла. Оно не понимает, что собирателей спутников в мире несколько тысяч , а проектировщиков несколько десятков. И если уж без сборщика спутников спутник не полетит, то без изобретателя даже идея не возникнет. По этой же логике, изобретатель руля для автомобиля должен получать столько же (а то и меньше) чем тот , кто изобрел двигатель. Все очень «логично», без руля машина не поедет. Представляю, как возмущались бы сборщики спутников, если бы сборщики велосипеда получали больше них. Это бы они посчитали издевательством, как же, обидели гегемона, а над конструктором издеваться можно. Он же не гегемон! Быдлизация населения проводилась настолько успешно и планомерно, пропаганда столь рьяно вдалбливала людям в голову мысль об исключительности рабочих, что начинаешь подозревать в этом злой умысел. Ведь техническая аристократия в союзе с военной аристократией и спецслужбами могла бы «покончить с руководящей ролью партии».
9) Общество само создавало интеллигентов и они были ему обязаны.
Ответ
Разве человек создающий лучшее в мире оружие, защищающее все общество, не покрыл своего долга перед ним? А разве летчик ас, коих в мире горстка, который управляет не такси, а сложнейшим аппаратом и опять же защищает интересы страны, рискуя жизнью, и испытывая сверх нагрузки, тоже не покрыл свой долг перед обществом? А учитель нередко, обучающий балбесов и хамов, чтобы из них сделать хоть сколько ни будь полезных членов общества, разве он не покрывает своего долга?
10) Раньше (в Сталинские годы) интеллигент был дефицитом, а позже (в 70-ые) нет, поэтому и не стоит их так материально стимулировать как это делалось в 30-50ые годы.
Ответ
Да, тогда был сильный дефицит кадров, а потом дефицит постепенно сошел на нет, но в конце 60-ых начале 70-ых он опять возник во всей красе! Произошла НТР. Именно тогда наступил переломный момент и именно тогда СССР стал отставать от запада, а при Сталине мы их догнали. Причем не только в военной сфере. Наши автомобили были не хуже западных, и наши радиоприемники были не хуже, и одежда была не чета той, что в «застойные» времена. А дальше произошло следующее: в начале «застоя», роль наукоемких технологий резко возросла по сравнению с традиционными отраслями промышленности. Повторю свой старый аргумент: запад силен тем, что малюсенький микрочип может стоить на мировом рынке гораздо дороже автомобиля. И пока Азия делает, условно говоря автомобили, но не умеет делать чипы, запад может чувствовать себя спокойно. Мы(СССР) же этот момент упустили и стали отставать. Вновь потребовалась масса специалистов высочайшего класса, но вместо них мы расплодили кучу псевдо интеллектуалов не способных на серьезное созидание.