Нельзя упрощать до полного выкидывания человеческих связей. Ни в гражданском обществе, ни в общине нормального взаимодействия между людьми не получится, если принять во внимание только отношения выгоды ( материальной выгоды или выгоды совместной безопасности). В частности Вахитов совершенно неправомерно разделяет хозяйственную общину и религиозную, как будто на Руси существовали хозяйственные, но безрелигиозные общины и можно одно вычленить из другого, как чистый тип.
Таким образом морализаторский подход вполне уместен, если речь идет об объективном исседовании связей, соединяющих людей в общество, а не о субъективном разглогольствовании о правилах хорошего поведения.
Гражданское общенство также невозможно без естсесвенных, не ищущих частной выгоды отношений между людьми - отношений дружеской или семейной привязанности, религиозно-нравственных убеждений . Речь может идти лишь о степени такой вхзаимосвязи, а не о полном ее отсутствии.