|
От
|
Мигель
|
|
К
|
K
|
|
Дата
|
04.08.2007 12:34:50
|
|
Рубрики
|
Ссылки; Тексты;
|
|
Только наполовину :)
Первая часть интервью, которая касается темпов роста советской экономики по сравнению с американской, довольно здравая, потому что там излагаются не идеи интервьюируемого Марата Наильевича, а идеи покойного академика Ю.В.Ярёменко. Другое дело, что излагает он их неуклюже и неаккуратно, так что даже Ниткин не понял. Но идея понятна. Если смотреть на темпы роста экономики, которые рапортовал Слава КПСС с 1960 по 1990 год (независимо от того, в чём мерялось - пусть даже в национальном доходе), то эти темпы роста были существенно выше рапортуемых американских, пусть даже в американском случае шла речь о ВВП, а не о национальном доходе. Поэтому, если положить, что темпы роста ВВП не сильно отличаются от темпов роста национального дохода, то в СССР ВВП тоже рос существенно быстрее, чем в США (пусть даже ВВП в СССР и не считали, он в нём всё-таки был :) ). Ведь ВВП от национального дохода отличается, кажись, только на амортизацию. Поэтому, казалось бы, если ориентироваться на рапортуемые цифры, то к 1990 г. СССР должен был бы практически сравняться с США. Но этого не случилось: когда посчитали, кто чего производит, да ещё и к единому показателю привели, оказалось, что отставание осталось почти тем же. В чём же дело? В книге Ярёменко Ю.В. Экономические беседы. Диалоги с С.Белановским. М.: Центр исследований и статистики науки, 1999 г., эти и прочие прелести советской экономики объясняются в популярной форме для дебилов. Дело в том, как получены темпы роста в рапортах Славы КПСС и в отчётах западной статистики с поправкой на инфляцию. Слава КПСС назначил на "копейку" определённую цену и считал вклад в конечный продукт экономики этого автомобиля в неизменных ценах. И все 10 лет, пока модель продолжала выпускаться, цена на неё оставалась прежней. На Западе же аналогичная по качеству модель за это время подешевела раза в три - это мы сейчас хорошо видим на примере компьютерной техники: новые модели всё лучше и всё дешевле. Итак, имеем (вульгарная модель):
В СССР с 1980 по 1990 гг. вдвое вырос выпуск "копейки", и Слава КПСС рапортует рост производства автомобилей в 2 раза.
В Италии с 1975 по 1985 гг. количество автомобилей, производимых "Фиатом", осталось неизменным, но по качеству они настолько выросли, что новая модель "Фиата" обменялась бы на 3 старых модели "Фиата", если бы таковые всё ещё производились. Однако в итальянских лирах с поправкой на инфляцию цена нового "Фиата" такая же, как 10 лет назад была цена старого. Статистические органы солнечной Италии рапортуют нулевой рост производства автомобилей.
Если верить Славе КПСС с его методикой подсчёта экономического роста по промышленным товарам, если СССР отставал в 1980 г. от Италии 1975 г. по производству автомобилей в 2 раза, то в 1990 г. он должен был сравняться с Италией 1985 г. Однако если сравнить конечный результат, то, в силу более низкого качества "копейки" 1990 г. по сравнению с новым "Фиатом" 1985 г., отставание не было преодолено, а увеличилось до трёхкратного. Но Вы не переживайте: неизменные цены по неизменным товарам компенсировались в статистике Славы КПСС опережающим ростом цен на товары повышающегося качества: сделали в модели какую-то смехотворную замену и выбили в Госкомцене право повысить цену вдвое, хотя на Западе за такую замену цены бы выросла процентов на 5. Поэтому по некоторым важным товарам, особенно машиностроительного комплекса, бывало, выпуск в штуках даже сокращался (данные приводил Товарищ Рю, но не всем тут приятно его слышать).
Вот так и жили, к вящей радости тутошних линейных экстраполяторов.
А потом на тему 90-х годов идёт полный бред, это да.