>Лященко...не владел элементарным аппаратом экономического анализа: человеку, который искренне считал в XX веке, что торгуют "излишками", нечего было делать в экономической науке. Соответственно, такой человек не мог и провести нормальное статистическое исследование влияния железных дорог на благосостояние крестьян, потому как не мог правильно поставить Природе вопросы.
Если я не ошибаюсь, Лященко утверждал противоположное, а именно то, что в Царской России торговали не излишками (в данном случае хлеба), а как раз его необходимым минимумом. Железная дорога делает хлеб товаром: снижаются расходы на его транспортировку, упрощается процедура купли-продажи больших его объемов. Возникает предпосылка для того, чтобы изымать (тем или иным способом) у крестьян больше зерна, чем прежде. Говоря грубо - спрос рождает предложение. Спрос же на российское зерно (в первую очередь, заграничный) появился с того момента, как появилась возможность быстро и организованно доставить большие количества этого зерна в порты. Иностранные компании договаривались с российскими подрядчиками, те скупали хлеб у помещиков, ну а те уже находили средства достать его побольше. Косвенно эта картина подтверждается тем, что в последее десятилетие - два в Российской Империи не увеличивалось подушное производство зерна, в то время как его экспорт возрастал.