От Мирянин Ответить на сообщение
К Товарищ Рю
Дата 23.02.2005 15:31:00 Найти в дереве
Рубрики Теоремы, доктрины; Версия для печати

Оптимальные лапти

> Я вообще как-то пропустил у Милова этот очень важный момент: почему действительно крестьянин тратил такую уйму сил и времени -
> представьте, сколько это стоит: наплести сотен пять лаптей на год на среднюю семью! - в то время, как практически каждый
> мало-мальски зажиточный (хоть бы и однолошадный) имел в своем распоряжении, как минимум, одну бычью и пару свиных шкур каждый
> год?? Неужто выделка трех-четырех пар сапор - каких угодно примитивных - настолько сложнее, чем корячиться с этими поршнями???

Итак, на семью в 4 человека иногда требовалось до 150 пар лаптей (на сумму, примерно, в 1,5-2,3 руб.). Разумеется, на
изготовление столь большого количества лыкового плетения необходима была затрата большого рабочего времени. Однако "свое" время не
шло ни в какое сравнение с той суммой денег, которая необходима была бы для покупки кожаной обуви. Для покупки сапог себе крестьянин
должен был продать четверть собранного хлеба, а для приобретения сапог жене и детям - еще две четверти
(Милов)

Самые сноровистые работники успевали за сутки сплести не больше пяти пар лаптей. (C.Максимов)

Крестьянин, входя душой в каждую мелочь своего бытия, трепетно относился к праздничной одежде прежде всего из-за бережливости или
малого достатка. <Помню ель у дороги, возле которой мой дед обувал сапоги, входя в село, когда шел в церковь, а на обратном пути у
этой ели разувался> (А.Ф. Иванов, 1908).
(В.Берлинских)

Единственным, пожалуй, районом благополучия крестьян по части обуви был русский Север - район Архангельска и Холмогор, то есть
нижнего Подвинья, где, как мы видели, на небольшой территории сложились исключительно благоприятные условия для скотоводства. По
Архангелогородскому у. автор топографического описания счел нужным подчеркнуть, что здесь носят "обувь все (и нищие) кожаную, лаптей
не носят". В Холмогорском у. "обувь - ниские коты, бахилы, в праздники - сапоги". Даже по Шенкурскому уезду отмечено: "обувь -
кожаная". Да и в соседней Олонецкой губернии, где также был сильно развит промысловый отход, "обувь все генерально носят кожаную, а
лапти, из березовых лык сплетенные, употребляют только во время пашни".
(Милов)

В сложном ремесле кожевника-юфтевика в технологии обработки кож до стадии заключительного выглаживания и крашения кож
существовало еще свыше 20 операций химической и "механической" обработки. Вместе с тем внутрипроизводственного разделения труда у
ремесленников не существовало, хотя на трудоемких операциях иногда практиковался найм дополнительной рабочей силы.


> Да хоть бы и действительно сложнее - где ж хваленая русская общинность-кооперация: ведь каждая деревня могла запросто выделить
> одного скорняка и одного швеца для общих нужд? Какая экономия общественного труда - притом безо всяких ухищрений, станков или
> тракторов!

Большинство крестьян не были скотоводами, они были землепашцами. Когда могли - носили разные виды кожаной обуви, простые по
изготовлению коты или бунты, и сложные, покупные - сапоги.

Землепашская, крестьянская культура насчитывает тысячелетия своего устойчивого существования. Она самодостаточна и сбалансирована.
Условно говоря "развитие социума" начинается, когда землепашцы сталкиваются с обществами войны и насилия, которые нарушают
самостоятельность и самодостаточность сложившегося деревенского быта и вовлекают в свой порочный круг, и галопирующую "смену
формаций" внутри неизбежных противоречий паразитизма.

Сложившийся быт характеризуется балансом самодостаточности и общинности. Минимальная ячейка общины - семья. Она самодостаточна в
жизненном цикле. Если хорошо работает - богатая семья, если хорошие земли - богатая деревня. Деревня - следующая по уровню
самодостаточности ячейка крестьянской цивилизации. Поэтому разделение труда, свойственное развитию капиталистического общества,
крестьянской культурой не привествовалось, если шла речь о потере самодостаточности отдельной ячейкой - семьей например. Общинность
выражалась в поддержке самодостаточности друг-друга в ситуации распространения (выделение земли на новую душу или постройка дома на
семью) или в кризисных ситуациях (помощь нищим, погорельцам, вдовам и т.п.). Проще говоря - никто бы не стал специализироваться,
если бы это грозило потерей самодостаточности. А так мужики знали кучу простых профессий (10-15), и если условия позволяли
заниматься более скотоводством, нежели пахать землю - занимались скотом и ходили в сапогах.

Вообще-то вся это тема с лаптями для меня очень проста - лапти как метафора, означающая "жизнь по средствам". Если страна хочет жить
по средствам в данных геоклиматических условиях, и не скатываться к паразитизму на "услужливой помощи чужого труда" за нефть, то
вместо "Sony" всем придётся какое-то время смотреть "Горизонт". Чего ж тут непонятного?