|
От
|
Мирянин
|
|
К
|
Iva
|
|
Дата
|
26.02.2005 12:56:54
|
|
Рубрики
|
Теоремы, доктрины;
|
|
Временщики
> Но я не понимаю, при чем там идеология эксплуатации?????? И как
> идеолгия эксплуатации связана с иделогией эгоизма??????
Да просто - через идеологию общества потребления, общества временщиков.
Например, Наоми Кляйн в своей книге "NO LOGO", описывает закономерные
изменения в корпоративной политике США. Ища сиюминутной выгоды
корпорации предпочитают переводить постоянных работников в категорию
временных. С целью сокращение издержек и увеличения прибыли, корпорации
не только переносят производства в третьи страны, платя их работникам на
порядок меньше чем "своим", но и пропагандируют такой образ жизни,
который бы позволял увеличивать долю временных работников. Несколько
цитат из этой книги:
Большинство крупных работодателей в секторе услуг обращаются со
своими сотрудниками так, будто те могут легко обойтись без своей
зарплаты и не имеют необходимости платить за квартиру или содержать
семью... Эта тенденция тревожит больше всего потому, что в последние два
десятилетия важность сферы обслуживания как источника рабочих мест резко
возросла. Упадку производственного сектора наряду с сокращением размеров
и финансирования сектора государственного противостоял интенсивный рост
числа рабочих мест в секторе услуг - настолько интенсивный, что услуги и
розничная торговля ныне предоставляют 75% всех рабочих мест в США.
Понятно что рост сектора услуг связан с ростом эксплуатации третьих
стран - переносом сферы производства в более дешёвые регионы.
Хотя во многих отношениях неуместно сравнивать относительно
привилегированное положение работников розничной торговли с
издевательствами и эксплуатацией, которым подвергаются рабочие в зонах
экспортного производства, все же некие общие закономерности очевидны.
Говоря в общем, рассматриваемые корпорации застраховали себя от
необходимости сталкиваться со случаями, когда взрослым семейным людям
приходилось бы жить на зарплату, получаемую в зоне или в торговом
центре. Как фабричные рабочие места, которые когда-то позволяли
содержать семью, были преобразованы в "третьем мире" в рабочие места для
подростков, так и компании-производители одежды и сети ресторанов
узаконили идею о том, что рабочие места в секторах быстрого питания и
розничной торговли - бросовые, взрослым людям не подобающие.
Но для того, чтобы работники не чувствовали себя обделёнными, специально
пропагандируется идея "потребления-для-себя" или эгоизм, в котором в
конце концов дети подают на родителей в суд по любому поводу, а родители
не хотят заводить детей потому что это снижает их уровень потребления.
Мы живем в культуре ненадежного, негарантированного трудоустройства,
и внушения о необходимости быть самодостаточными достигли слуха каждого
из нас. В Северной Америке самыми мощными экономическими образами нашего
времени стали болтающийся хвост прикрепленного к трактору прицепа,
"эмигрирующего" в Мексику, плачущие рабочие у фабричных ворот,
заколоченные окна в опустевших заводских поселках, спящие в подъездах и
прямо на тротуарах люди. Эти метафоры выжжены, как клеймо, в
коллективном сознании экономической системы, которая последовательно и
беспощадно ставит прибыль выше людей.
Самым, быть может, наглядным образом восприняло эти сигналы поколение,
повзрослевшее после того, как в начале 90-х грянула рецессия. Почти все
люди этого поколения строили свои жизненные планы под неумолкающий хор
голосов, твердящих, чтобы они не очень-то многого ожидали со стороны и
ни на кого не рассчитывали в достижении успеха. Если они хотели работать
в General Motors, Nike, General Electric или где угодно еще в
корпоративном секторе, внушение всегда звучало одинаково: ни на кого
не рассчитывай.
А на случай, если они слушали не очень внимательно, этот сигнал
усиливали школьные консультанты по профориентации, проводившие семинары
на тему "Как стать "корпорацией "Я", ежевечерние передачи по
телевидению о том, что пенсионные фонды скоро опустеют, и компании типа
Prudential Insurance, убеждающие всех нас: "Будьте сами себе скалой". На
университетских кампусах по всей Северной Америке мероприятия
ориентационной недели - времени, когда студентов вводят в
университетскую жизнь, - теперь спонсируют инвестиционные компании и
паевые фонды, пользующиеся случаем уговорить новичков начать откладывать
на старость - еще до того, как они выбрали себе специализацию.
Все это не проходит бесследно. Согласно "библии" демографического
маркетинга - The Yankelovich Report*, убеждение в необходимости
полагаться только на себя возрастало на 30% в каждом новом поколении: от
"зрелых" (1909-1945 годов рождения) к "бумерам" (1946-1964) и к
"поколению X" (не очень четко определяемому как "рожденные между 1965
годом и настоящим временем").
"Более двух третей "иксеров" согласны с тем, что "следует брать в этом
мире все, что только можешь взять, потому что никто ничего тебе не
даст".
Надеюсь, теперь стало понятнее как связано "присвоение чужого труда
собственниками средств производства" с ростом эгоизма, потребительства и
идеологией временщиков, в которой дети являются потенциальными и
действительными конкурентами родителей за плоды "чужого труда" в
обществе, высокий(дорогой) уровень жизни которого обеспечивают третьи
страны.