|
От
|
Мирянин
|
|
К
|
Пасечник
|
|
Дата
|
24.02.2005 12:13:16
|
|
Рубрики
|
Теоремы, доктрины;
|
|
Кто хочет - слышит
> Неужто выделка трех-четырех пар сапор - каких угодно примитивных -
> настолько сложнее, чем корячиться с этими поршнями???
Главное в этом вопросе - осознать, что крестьянин был сметлив и
рационален во всём, не упускал шанса улучшить свою жизнь, если это не
ставило под угрозу его выживание и не снижало общее качество жизни.
Почему они не делали сапоги? Делали. Не корячились. Но только там, где
условия скотоводства позволяли это делать - и себе и на продажу. Если
выгоднее было продать редкие шкуры - продавали. Значит, затратить 30
трудодней на всю семью на изготовление 150 пар лаптей было выгоднее, чем
выделка трёх-четырёх пар сапог.
Кроме того "корячиться" - это термин раба, который выполняет работу
через силу. Нельзя подменять качество жизни неким прогрессом или
экономической эффективностью. "Прогресс" - это всего лишь предполагаемый
способ улучшить качество жизни. Крестьянская культура позволяла работать
так, что даже самый тяжёлый труд был в радость.
<Как-то было принято раньше, что без песен нет и жизни. Идут на
сенокос - поют, сошлись 3-4 женщины в доме, чтоб посидеть вместе за
работой, - поют, оказалось свободное время в воскресенье, собрались на
завалинке женщины - опять поют> (Т.С. Ситчихина, 1917).
После Троицы постепенно приступали к сенокосу. Вот уж работа - тяжкая,
изнурительная, а и весёлая, песенно-звонкая. <А встаёшь-то часа в 3, а
то и раньше. Надо ведь и печь истопить, сварить и для скотины и для
себя. Корову подоишь, накормишь - и бежишь ранёхонько на работу. И вроде
всё успевалось, и не уставалось. Ещё и насмеёшься и напоёшься! Хорошо
было. Воздух вольный какой! Когда сенокос поспевал, это был как
праздник. Косили вручную, все луга выкашивали. Сено потом загребали и
метали в стога. Это самая весёлая работа была! Одевали самое нарядное и
яркое, как на праздник: розовое, голубое, красное. Эти цвета считались
самыми нарядными у нас. А вот самое главное - всегда работа с песней. И
на работу, и с работы - с песней, по всей округе, кажется, разносится.
Ведь не пили, а как пели красиво! Кто-нибудь запевает, а остальные
подтягивают; песни длинные, протяжные. Сядут поесть, отдохнут маленько -
и песня. Есть с собой брали в платок: яйца вкрутую, лук зелёный, бурак
квасу, хлеба ржаного. Какой хлеб ароматный был! Пекли ведь его сами, от
посеву до печки все сами делали своими руками. Были очень жизнерадостные
люди, несмотря на всякие невзгоды> (Н.Ф. Стремоухова, 1922).
Александра Дмитриевна Бякова (1924) вспоминает родную деревню Желни
Куменского района: <Песни в это время пели все, молодые и средних лет
люди. Пели не всё время: по праздникам или когда лён мотыжили, жали
вручную. В праздники на угорах собиралась молодёжь, играли гармонисты на
несколько гармошек или по очереди. Мы плясали, под собой ног не чуяли.
Плясали вальс, краковяк, подгорную, испань, подыспань, коробочку,
барыню>.
...Иной раз веселье не смолкало всю ночь - и это после напряжённого
трудового дня. Очевидно, дело в посильном человеку ритме жизни. <Сейчас
все спешат-торопятся, и мы раньше спешили - но не так. Помню, на
вечёрочку соберётся столько народу, как будто и не работали целый день.
И пойдет веселье!> (А.И. Гребенева, 1917).
... Чередование праздников и будней, мощная праздничная культура,
приносящий удовлетворение труд, ощущение своего единства с природой -
всё это создавало у крестьянина ощущение полноты жизни, её
полнокровности и эмоциональной насыщенности. Крестьянин мечтал быть
только крестьянином - и эту истину нам стоит
понять.(В.Берлинских, "Крестьянская цивилизация")
> Просто для меня лапти это метафора "замкнутого круга". Крестьянин
> потому и ходил в лаптях, что ходил в лаптях.
В каком смысле "замкнутый круг"? Потому что землепашской, крестьянской
цивилизации тысячи лет? :) Это была устойчивая, сбалансированная
культура. В которой люди трудились, но не мучались, как сегодняшние
наёмные работники. Абсолютное большинство жило в радость. Чтобы это
понять, рекомендую прочитать "Крестьянскую Цивилизацию" В.Берлинских.
Если крестьянин не делал из шкуры сапоги, значит это было неразумно. Там
где природные условия позволяли лучше развиваться скотоводству- делали и
сапоги.
>>Если страна хочет жить по средствам в данных геоклиматических
>>условиях, и не скатываться к паразитизму на "услужливой помощи чужого
>>труда" за нефть, то
>>вместо "Sony" всем придётся какое-то время смотреть "Горизонт". Чего ж
>>тут непонятного?
>
> Вы простите, когда в магазин заходите, вы не испытываете тяжелейший
> моральный удар? Ведь вместо того, чтобы сделать колбасу самому (что
> кстати может почти каждый) вы паразитируете на труде других?
"Тяжелейшего морального удара" не испытываю. Однако понимаю, что
сегодняшняя "открытая экономика" означает неизбежное вымирание населения
России на миллион в год с одной стороны, а с другой - дешевизна "Sony"
означает так же истощающую эксплуатацию и вымирание населения в третьих
странах. Если у вас совесть не шевелится по этому поводу - разговор
можно заканчивать. Потому что всё в нашем мире начинается не с
экономики, а с нравственного выбора, который реализует свой способ
бытия.