От Мирянин Ответить на сообщение
К Кудинов Игорь
Дата 24.02.2005 13:56:09 Найти в дереве
Рубрики Теоремы, доктрины; Версия для печати

Re: Солдатская_смекалка

> ничего подобного - описано множество случаев дичайшей крестьянской
> косности именно в улучшении своей жизни. В частности, сельхозработы
> велись исключительно по календарю, вне всякого соответсвия с реалной
> погодой. Посмотрите у того же Милова.

Э-э-э... Нельзя ли уточнить, где именно надо смотреть? Может это?
Сроки высева были целиком во власти традиции как по отношению к ози
мым, так и к яровым. Вместе с тем лишь в редких случаях их выдерживали
вопреки погодным условиям.


или это

Глубочайшее и доскональное знание разнообразных природных явлений в
целом позволяло крестьянину приспосабливаться к тем или иным годовым,
сезонным и сиюминутным изменениям климата. Многочисленные приметы
поведения представителей животного и растительного мира, мира птиц и
насекомых давали крестьянину сигналы о характере смены сезона и его
самого (характер зимы, весны, лета, осени), о степени благоприятности
условий и времени посева и сбора урожая, прогнозах на сам урожай (в том
числе и отдельных культур); они же "предсказывали" болезни и смерть
близких и т. п. Нет необходимости напоминать о многочисленности примет,
основанных на оценке внешнего вида солнца, различных фаз луны, имеющих
существенное значение в определении погоды, сроков сева полевых и
огородных культур, посадки в землю луковиц, корневищ и т. п.


Видимо "исключительность календаря" не была такой уж исключительной? :)

Конечно, крестьяне были консервативны, то есть способы хозяйствования,
унаследованные от множества поколений предков имели значительное
преимущество перед любыми нововедениями. Это, как говорил мой дед,
"прохфессор" может позволить себе поэкспериментировать с урожаем, а
крестьянин все изменения принимал хоть и со смёткой, но очень осторожно,
десятилетиями наблюдая за множеством изменений в качестве жизни - и в
семье и в деревне.

Стародумова Ольга Егоровна (1914): <Пашни... Пашни, конечно, были, но
относились к ним совсем не так, как сейчас. Ведь хозяин чувствовал себя
хозяином своей земли. Пашню удобряли навозом, удобрения не признавали.
Пахали на лошадке, захват плуга был маленький, не больше 25 см по
ширине. Сейчас корпус берет до 40 см, пашут землю сырую и её сдавливают
как бульдозером, структура разрушается. По пашне лишний раз не пройдут,
а сейчас так примнут землю, как асфальт прикатают. Все трактора такие
тяжелые... Землю берегли>. Вот это крестьянское отношение к земле, как к
живому существу, которое надо кормить (удобрять навозом), поить,
обихаживать -- главное, что следовало бы перенять из прошлого
современному фермеру. Многие вспоминают, что и коров-то держали не из-за
молока и мяса, а чтобы полосу свою удобрить. Мелочей в отношении к земле
не было, драгоценным было все, что растёт на ней. Ручей, калиновый куст,
пядь земли - всё это было огромной ценностью в глазах крестьянина.
Поэтому-то узкие полоски земли в некоторых деревнях не пахали на лошади,
а вскапывали лопатами, чтобы <земля в межу не укатилась>.


Крестьяне не эксплуатировали землю, они воспринимали её как живой
организм ("Мать сыра земля"), и старались понять её и жить с ней не
истощая, не обрабатывая больше чем нужно для прокорма семьи и сева.
Поэтому тысячелетиями не вставали такие проблемы как "экологически
чистые продукты". Как только начался паразитизм на земле - получили весь
веер проблем, которые затронули не только экологию и истощение земли, но
и весь быт, всё налаженное веками качество жизни:

<До колхозной жизни самые важные черты у человека были: твёрдость
характера, честность, дружелюбность, добрососедство. Сплетников и
болтунов не любили, осуждали. Презирали воров, доходило вплоть до
убийства миром. Вообще народ был дружелюбен> (А.И. Семенова, 1908).


Консерватизм - это не косность, это уважение к опыту прошлого и забота о
сохранении лучшего. Мужик смекал не только, что от трактора вроде как
польза есть, но и его вред - от разрушения почвы и зависимости от
топлива и запчастей до общих изменений в быту и культуре деревни. В
общем много того, что городскому "человеку экономическому" учесть
сложно, а постоянно исправлять, называя это "прогрессом" - выгодно.