|
От
|
Alexandre Putt
|
|
К
|
Scavenger
|
|
Дата
|
14.11.2004 20:19:36
|
|
Рубрики
|
Прочее;
|
|
Идеология
>Христианство не идеология, а религия.
Возможно, под идеологией Вы понимаете продукт буржуазной революции во Франции. Моё определение идеологии шире: это система идей. В этом плане идеологией будут являться и христианство, и марксизм, и либерализм. В чём выражается эта система?
В постулировании ряда идей, которые априори признаются истинными. Например, христианство утверждает идею единого бога, идею истинности Священного Писания, идеи рая и ада (в сравнительно современных версиях). Истинность этих идей не ставится под сомнение. Я предпочитаю называть эти идеи мифами (без негативного подтекста).
Есть христианские мифы, есть либеральные мифы.
Однако набором мифов идеология не исчерпывается: есть по крайней мере два важных элемента, а именно язык и мышление. "Мышление" идеологии - это грубо говоря то, каким образом из изначальных мифов вырабатывается вся система идеологии, образуются все последующие идеи. Мышление не тождественно логике. На Западе формальная логика стала "мышлением" западной научной идеологии. В других идеологиях, например, буддизме, логике отводится скромная доля. Понимаете, у нас сложилось такое представление, что всякая система взглядов должна быть логически выверенной, что якобы есть некие непреложные законы разума. Однако эти "законы" существуют исключительно в рамках конкретной идеологии. Само мышление, например, буддизма или индуизма основано на других принципах, нам не всегда понятных.
Третий выделяемый элемент - это язык. Язык идеологии - это её способность описывать реальность. Давать понятия для описания явлений реальности. Оставим пока вопрос, существует ли реальность вне идеологии. Допустим, идеология-марксизм выработала такие понятия (язык), как отчуждение, прибавочная стоимость, эксплуатация, класс. Ясно, что никакого отчуждения в реальном мире не существует - это мысленная конструкция, которая пытается охватить кусочек реальности и адекватно описать важную проблему. С помощью языка идеология способна обуздать реальные проблемы, представить их решение. Например, марксизм видит сегодняшние проблемы и описывает их соответстующим образом, предлагает социальный проект, который невозможен без языка, без описания проблемы. Язык окладывает определённые ограничения на мышление. В этом обсуждении, которое мы ведём сейчас, марксисты практически не отметились - для них "всё ясно", обсуждаемой проблемы не существует.
Если идеология неспособна адекватно описать проблему, то начинаются "перекосы". Например, либерализм едва ли способен объяснить социальные проблемы общества. Из этой неспособности рождаются "быдловеды". Именно из-за неспособности описать проблему - язык не позволяет.
Так вот, возвращаясь к христианству, я выразил сомнение в наличии у христианства адекватного языка, который бы смог описать нашу проблему. Например, СГКМ так или иначе создаёт новую идеологию. СГКМ ввёл в наш оборот такое понятие как традиционное общество. Это такое понятие, которым мы описываем реальность и либералов вместе с этой реальностью - и они ничем возразить не могут, язык не позволяет. О зарождении новой идеологии говорит появление нового словаря.
Я не думаю, что христианство способно описать сегодняшнюю реальность. Поэтому христианству не может принадлежать сколько-нибудь значительная роль в возрождении нашей страны.
> Она дает ответы на мировоззренческие вопросы, но не навязывает конкретное политическое или социально-экономическое устройство.
Означает ли это, что верующие могут постоять в сторонке, пока мы тут между собой разбираемся %) Ведь тогда практически любой социальный проект они примут.
> Есть Социальные Концепции Православной Церкви...
>1. Отделение закона от морали должно быть прекращено. Закон есть выражение морали, а не ее заменитель.
Закон - это выражение общественных норм, поэтому закон никогда не свободен от морали.
Остальное довольно универсально.
>4. Наука не должна рассматриваться как фетиш.
Мне кажется, важно признать позитивность науки. Проще говоря то, что наука не объективна.
>Решение проблемы в духовном возрождении народа. Население никто в Церковь силком загонять не собирается.
Мы живём в новое время, которое характеризуется новым способом насилия: не прямым и честным, а символическим, манипулятивным.
>Молитвы вернут людям надежду и во многом очистят их разум. Кстати возрождение традиционной духовности позволит сразу решить несколько проблем:
>1) Демографическую
>2) Нравственную
>3) Криминальную
Всё это, к сожалению, едва ли возможно, так как у указанных проблем социальные, а не "идеальные" корни - всякий сегодня может беспрепятственно прочитать Священное Писание, но проблемы никуда не уходят.