От alex~1 Ответить на сообщение
К Сепулька
Дата 27.07.2004 19:07:10 Найти в дереве
Рубрики Прочее; Тексты; Версия для печати

Re: О советском...

>1. Разделите структуру советского образования и содержание того, что она «впихивала» в голову (в особенности, впихиваемые в голову ценности).

Мне, как диалектику, не слишком понятен совет разделить форму и содержание. :) Причем вообще, а не как средство анализа системы.

>2. Если бы советская система образования действительно обучала мировой культуре, с углубленным изучением, например, особенностей китайского, бирманского или какого там еще искусства, философии и др. творчества – было бы совсем другое дело, возможно. Но ведь нет, обучала именно европейской.

Замечание верное, но в данном случае в сторону. Еще более полное знакомство с высшими достижениями культуры только увеличили бы разрыв реальности и явно завешенной "нормы".

>3. Высшие достижения мировой культуры и средние экономические условия вполне сочетаемы друг с другом. Примеров масса: множество весьма духовных людей (цвет «мировой культуры») жило в аскетических материальных условиях (а то и просто в нищете).

Для отдельных избранных - да. Для среднего человека и общества в целом - нет.

>4. До целостности картины не достает Вам идеологии, которая и формировала направленность системы образования.

Не очень понял, что Вы хотите этим сказать.

>Остальное – по другим постам.
>5. Русское [псевдо]религиозное мышление. Любая идеология предполагает опору на религиозное мышление.

Слишком сильное утверждение.

> Без идеологии общества не существует, так что псевдо или не псевдо религиозное мышление есть везде, и в Европе в том числе.

Хорошо, хорошо. Сделаеи акцент именно на русских особенностях религиозного мышления. Наличие таковых особенностей Вы же сами и признаете :

>У них есть другая особенность мышления (и особенность идеологии), о которой писал С.Г. в книге «Идеология и мать ее наука». Эта особенность – «отрыв» их занятий наукой от морально-этических категорий и, т.о., несвязанность идеологией в исследованиях (хотя, на самом деле, я думаю, что в их гум. науках они тоже несвободны от своей идеологии. У нас же идеология была сильно связана с общественными науками (намного больше, чем в дореволюционное время православием), отсюда и более сильный догматизм. Исследования в области, которая противоречила идеологии, сворачивались в целях самосохранения общества.

Но тогда этот дгматизм - неотъемлимая часть советской системы образования. Как с положительными, так и с отрицательными следствиями. Нужно этот догматизм сохранять в ныненшних условиях?

>6. Вы с одной стороны пишете об узкой специализации знания «русского интеллигента», с другой – о том, чтобы еще больше усилить эту узость (благодаря введению европейских стандартов образования). По-моему, это странно.

Это было бы странно, если бы я советовал ввести европейские стандарты образования. Но я этого не делал.

С уважением