>"Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей!. А.И.Левшин, 1832 год.
Откуда цитируешь? Есть в сети?
> Глава ДЕСЯТАЯ ВЕРА И СУЕВЕРИЕ
>"Какой вы веры?",— спросил я однажды двух киргиз-казаков. "Не зна-ем",— отвечали они. Ответ сей услышите от большей части их соотечественни-ков. И в самом деле трудно решить, что такое киргизы — магометане, мани-хеяне [1] (1) или язычники?
Я все больше убеждаюсь, что кочевник-мусульманин (в нашем случае "киргиз") - он еще "какой мусульманин", то есть сначала кочевник, а потом уж спустя рукава мусульманин :)
>Все они вообще имеют понятие о высочайшем существе, сотворившем мир, но они поклоняются ему по законам Корана, другие смешивают учение исламизма с остатками древнего идолопоклонства, третьи думают, что кроме божества благого, пекущегося о счастии людей и называемого ими худай, есть злой дух,
никогда не думал, что "к,удай" есть злой дух - думал это скорее типа "злой рок" али "злая судьба", да и "к,уда" этому способствует...
>или шайтан, источник зла (2). Сверх того киргизы признают существование мно-гих других духов, верят колдунам, ворожеям [2].
>(1) Манес — основатель манихеизма признавал, что мир управляется двумя равносильными началами: добрым и злым.
>(2) Шайтан, сатан у евреев, ариман у магов и иблис у магометан есть одно и то же.
>Однако же, из всех частей сего смешения различных исповеданий пре-имущественно пред прочими обнаруживается магометанское (3) и, хотя оное со-всем не производит в казачьих ордах того фанатизма, которым одушевлены прочие мусульмане, но они уверены, что люди, не чтущие их Пророка, суть не-верные (кафир), которых можно мучить и против которых должно употреблять оружие. Киргизы так думают не только о христианах, ламайцах [3] или народах всякого другого исповедания, но даже о магометанах шиитского толка, ибо са-ми себя причисляют к суннитам или, лучше сказать, не понимая сего различия, знают только, что турки, татары, бухарцы, хивинцы и другие соседи одинаково-го с ними вероисповедания, а персиян и прочих последователей Али [5] почи-тают раскольниками. По сей-то причине ни один суннит не может быть рабом в киргизских ордах, а шиит, христианин и калмык, взятые в плен, продаются и содержатся одинаково.
>Одно из главнейших правил Корана, соблюдаемых киргизами, есть мно-гоженство. Они весьма усердно следуют оному, когда достаток позволяет им платить за жен установленный народными обычаями калым. (См. ниже о свадь-бах).
>Постов и омовения — весьма благоразумного постановления Магометова — киргизы не соблюдают, молиться по пяти раз на день находят они для себя трудным, мечетей и избранных среди себя мулл не имеют. Иногда молитвы чи-таются стариками в присутствии многих стоящих около них на коленях,
да не иногда, а "чаще всего" аксакалами (или наиболее "старшим/уважаемым" в данный момент) - и читались/читаются - по себе лично помню - заколябывался не раз - жолы улкен (типа "дорога наибольшая") среди присутствующих оказывалась :))...
>(3) Неизвестно, когда сделалась магометанская религия общею у киргизов, но мы знаем, что Кучум, последний хан си-бирский, пришел в Сибирь из Казачьей орды [4] и, утвердившись на престоле,
Джунгару - обрати внимание - это не я первый оказывается сказал, а Левшин :)
>Едва ли кто-нибудь из киргиз-казаков был в Мекке, но они почитают Туркестан святым местом,
Это еще с давних времен было - минимум с 14-15 века...
и многие из них, особливо из кочующих близ сего города, ездят в оный для поклонения гробу святого Кара-Ахмет ходжи, чрезвы-чайно ими уважаемого. Кроме сего, по их мнению, многие могилы, в степях существующие, скрывают в себе останки святых (авлия).
точнее "аулие" - пример н.п. Аулие-Ата - типа Сант-Ата :))
>духов добрых
кстати по поводу добрых духов - поговорка "да помогут Вам ауруахи" - по сей день в ходу...
>Колдуны и гадатели разделяются на несколько родов.
>Многочисленнейшие называются джаурунчи, или яурунчи.
Произношение (названия) какие-то не казахские - скорее узбекские /туркменские али вообще таджикские - в казахском нет окончаний "нчи"...
>Капитан Рычков, о котором говорено выше, описывает любопытное гадание одного яурунчи, происходившее при нем у хана Нурали, когда сей последний пожелал знать, где находились калмыки, бежавшие из Рос-сии, и догонит ли их посланное за ними войско наше?
это опять про 1771 год?
>Вот его слова:
>"По мнению сего гадателя, все предбудущее изображалось некими чер-тами на соженной лопатке, а потому, рассмотрев ее с задумчивостию и внима-нием, поведал стоящим вокруг него нижеследующее: что в полудни прошедше-го дня соединился с калмыками некий невидимый дух, именуемый аврях.
тот самый ауруах...
>Он только возжег в народе великую робость и смущение пришествием российских войск,
это что?
пришествие российских войск к кому? к калмыкам???
>но в полудни сего дня достиг до них другой аврях [7], который произвел в них еще больше страху некими ужасными предзнаменованиями, приемлемы-ми ими за знаки предстоящей им погибели. Наконец, вся судьбина их должна зависеть от третьего авряха, который, если придет к ним на другой день после пришествия последнего, то будет он спасителем их от напасти ожидаемой, ко-торая приводит в ужас весь народ.
>Несколько султанов клялись мне, что таковой прорицатель, бывший у хана Меньшей орды Джантю-ри [8],
Жан-торе? Это кто?
>В некоторых случаях больные киргизы призывают к себе на помощь в одно время и мулл и баксов и разных других обманщиков. Первые не мешают вторым, последние живут в согласии с теми и другими.
Полная иддилия :)
Сэнкс Рустам - интересно было прочесть...
Правда не нашел я в данном тексте "благодатной почвы для исламского фундаментализма" - скорее убедился в обратном :)