|
От
|
SSC
|
|
К
|
Flanker
|
|
Дата
|
09.06.2016 17:19:44
|
|
Рубрики
|
Современность;
|
|
Ч.2
Здравствуйте!
Теперь вспомним, очень кратенько, историю развития проекта РРЖ на первом этапе.
После победы в 2003 и начала работы перед РРЖ/М.А.П. сразу встало много проблем из них две важнейших - деньги и размерность.
а) Деньги. Своих средств на постройку самолёта с нуля у Сухого разумеется не было даже близко, потратили что-то порядка 100 млн долл. (не помню уже точно) из своих экспортных доходов, и всё, капец. Коммерческих кредитов под это мутное мероприятие разумеется ни один банк не дал. С громогласно обещанным (некоторое время в ГСС-пиаре были очень модными слова Risk-sharing) со-инвестированием со стороны иностранных комплектаторов (Снекма, Талес, Либхер и т.д.) тоже получился эпик фейл - вкладывать существенные средства в начинание с туманным финансовым будущим все они отказались.
Решением стало лоббирование через французских чиновников (большинство комплектаторов были оттуда) - в 2004-2005 французские министры постоянно ездили в Мск и расписывали нашим чиновникам перспективы борождения космических просторов на РРЖ, апофеозом стал визит Фрадкова в Париж, после которого в ход пошли слова о том, что проект РРЖ носит стратегический характер и резко укрепит связи РФ с Францией. Очень кстати в эти годы стал расти в цене нефтегазий, что сделало правительство достаточно щедрым. Поэтому были приняты поправки к бюджету, на РРЖ были выделены правительственные гарантии, под которые ГСС получило "коммерческий кредит" около 1 млрд долл. в ВТБ и ВЭБ (в скобках замечу, что последний после серийной выдачи таких "коммерческих кредитов" стал банкротом, с дырой в балансе, лаконично оцениваемой чиновниками в "больше 1 трлн. руб.").
б) Размерность. Собственно, быстро стало понятно, что делать самолёт с базовой размерностью 75 мест не совсем правильно с точки зрения рыночных перспектив, надо 95. С другой стороны, именно вопрос размерности позволил убить ключевого конкурента, который в 2004-5 ещё теоретически не был совсем мёртв, поэтому возврат к этой теме был несколько щекотливым.
Решение было типовым для ГСС - был подписан некий "контракт" с АК "Сибирь" на 50 машин размерности 95. Этот контракт послужил поводом объявить, что машину теперь будут делать на 95 мест, исключительно из желания максимально удовлетворить первого клиента. При этом однако теоретически должен был бы возникнуть вопрос - а как же тогда относиться к более ранним маркетинговым изысканиям ГСС, которыми они размахивали на этапе лоббирования, и гласящим что рынку нужно 75? Но кого это волнует, ей богу.
Собственно, после вовлечения в пиар-активность РРЖ/ГСС российских топовых лиц и раскрытия гос. мошны, ключевые проблемы М.А.П/ГСС были решены - теперь у российского начальства уже не оставалось выбора кроме как открывать мошну дальше и дальше.
=================================================
Пару слов по технической стороне. Выходить предстояло на рынок, где основную скрипку играл Эмбраер с его устоявшейся репутацией, налаженным производством, налаженным сервисом, и, last but not least, структурой себестоимости страны второго мира. По цене бороться с таким конкурентом малореально (без прямого спонсирования из бюджета), нужно было какое-то конкурентное преимущество - поэтому было решено сделать РРЖ-95 на 10% эффективнее по расходу топлива, чем Е-190 - что немедленно стало поводом для могучего пиара.
При этом же, однако, М.А.П. побоялся идти на существенные технические риски и понадеялся, что наши левши просто сделают конструкцию лучше, чем бразильские обезьяны. Достаточно закономерно этого сделать не удалось, и РРЖ-95 по коммерческим х-кам получился прямым аналогом Е-190. При этом время, потраченное на конструирование и доводку, сильно затянулось - и ССЖ появился на свет с большим опоздание как по сравнению с планами, что не столь важно, так и по сравнению с Е-190, и вот это уже было критично - ибо основным рынком самолёта виделся рынок внешний, причём США/ЕС в первую очередь.
=================================================
Завершая ч.1. и ч.2 - собственно, весь этот короткий экскурс к тому, что в ситуации РФ на начало 2000х ("Советую почаще вспоминать что действие происходило и происходит на в СССР 60-70-80ых, а в РФ начала 00 ых." советует ув. Фланкер) проект РРЖ был ни к селу, ни к городу. При сохранении в РФ основных трендов начала 2000х (относительно невысокой цены на нефтегазий в первую очередь, конечно) на период до 2010, допустим, РЖЖ/ГСС прикрыли бы уже году в 2005-6 самое позднее, ввиду отсутствия бабла и малых перспектив.
С уважением, SSC
- Re: Ч.2 - ZaReznik 11.06.2016 22:21:59 (197, 1081 b)
- Re: Ч.2 - SSC 14.06.2016 16:39:34 (121, 1652 b)
- Re: Ч.2 - ZaReznik 15.06.2016 00:17:29 (112, 3846 b)
- Re: Ч.2 - Flanker 09.06.2016 19:26:50 (450, 805 b)
- Re: Ч.2 - SSC 09.06.2016 21:06:47 (387, 1211 b)
- Re: Ч.2 - Flanker 09.06.2016 21:22:49 (402, 569 b)
- Re: Ч.2 - CHP 10.06.2016 08:37:35 (323, 233 b)
- Re: Ч.2 - Flanker 10.06.2016 08:50:28 (371, 464 b)
- Re: Ч.2 - Lazy Cat 10.06.2016 12:39:37 (306, 506 b)
- Re: Ч.2 - Flanker 10.06.2016 14:38:50 (319, 121 b)
- Re: Ч.2 - Flanker 09.06.2016 21:09:29 (355, 232 b)
- Re: Ч.2 - Flanker 09.06.2016 17:41:21 (484, 656 b)
- Re: Ч.2 - jazzist 18.06.2016 12:08:38 (76, 641 b)
- Re: Ч.2 - Flanker 18.06.2016 21:59:17 (76, 1011 b)
- Re: Ч.2 - jazzist 20.06.2016 21:38:42 (60, 581 b)
- Re: Ч.2 - Jack30 10.06.2016 01:37:04 (299, 52 b)
- Re: Ч.2 - SSC 09.06.2016 21:10:33 (378, 465 b)
- Re: Ч.2 - Денис Лобко 10.06.2016 00:10:28 (333, 642 b)