Попробовал детализировать альтернативку. 4000 Т-28 действительно не получилось.
>А, так мы еще и выпуск БТ сокращаем? Отлично, я то думал, что только 4 тыс. Т-26 в жертву приносим.
Естественно, поскольку именно он конкурирует по движкам с Т-28 и экономия и большие ресурсы по запчастям именно за счет него получаются.
В общем попробовал детализировать.
Вводные примерно следующие. Решение о переходе на Т-28 в 1935 году, вместе с решением об отказе от территориальной системы и построении кадровой армии.
Переходный период, в который реорганизуется производство - 3 года:
1й год - выпуск старых типов танков в размере 30% от годового + выпуск опытных образцов Т-28, по 10 шт. на каждом заводе
2й год - выпуск Т-28 - 30% от максимального годового
3й год - выпуск 70% от максимального годового.
Максимальный годовой выпуск каждого завода определяется пропорционально годовому количеству старых типов и пропорционально соотношению стоимостей Т-26/БТ-7 и Т-28. Из получившегося количества вычитаем 30% для надежности.
Стоимости танков:
Т-28 - 250 тыс. руб
Т-26 - 72 тыс. руб
БТ-7 - 98 тыс. руб
Годовая производительность в реальности:
ХПЗ - примерно 1500 БТ-7 (с 1937 по декабрь 1939 произведено 4727 БТ-7)
174й - примерно 1200 Т-26
1940 ( начало выпуска Т-34 (на базе Т-28) на ХПЗ, сокращение там выпуска Т-28 до 45% от годового (в реальности был выпуск 700 БТ-7М), 174й клепает Т-28)
БТ - 2800
Т-26 - 3630
Т-28 – 503(ЛКЗ) + 1970 (ХПЗ и 174 в 1935-39) +185 (ХПЗ) +240 (174й) = 2898
Т-35 – 61
КВ - 243
Т-34 (развитие Т-28) - 117
Всего: 9749
1941 (1я половина, перевод 174го на Т-34, происходит быстрее, т.к. завод имеет опыт производства сложных танков)
БТ - 2800
Т-26 - 3630
Т-28 – 2898
Т-35 – 61
КВ - 636
Т-34 (развитие Т-28) – 1066 (как в реальности) + примерно 200 шт на 174м ( 15% от реального выпуска 1943 - переход на новый тип идет быстрее, т.к. з-д уже развит, плюс учитываем только 1ю половину 1941го) = 1270
Всего: 11261
4тыс. Т-28 действительно не получается - выйдет около 3 тысяч. Плюс в 1940м и первой половине 1941 получим выйгрыш в несколько сотен Т-34, т.к. заводы будут уже более продвинутыми и переход на новые модели пойдет легче.
Оценки в целом, замечу осторожные, т.к. заложен 3 летний переходный период с существенным падением выпуска танка, а на все последующие годы заложено 30% падение выпуска по сравнению с тем, какой был бы если исходить из соотношения цен танков.
Ну и еще замечу, из плюсов это высвобождение части мощностей для производства запчастей (в частности уменьшается выпуск двигателей и КПП, плюс в 1935-37 заводы смежники могут выпускать комплектующие, которые потом можно использовать как резерв запчастей.
>Какой-то обладают. Но нужна не какая-то, а определенная. Т-28 наверное один из самых сложных наших танков. Да, научить можно, но с учетом общего уровня образования, это опять существенное время.
3 года и заложено. Для натаскивания рабочих это вполне приличный срок. Там ведь не свинопасов учить придется, а рабочих имеющих уже определенную квалификацию. Плюс Кировский завод под боком для стажировок.
>Ну, мы же совершенно четко меняем производство на 174 заводе. А Т-28 только на ЛКЗ собирали. Так что нам надо всего две цепочки проследить.
Не получается. Во первых речь и про ХПЗ. Во вторых мы знаем, что технологии могли подгоняться под конкретный завод (что было в реале с Т-34).
Соответственно и здесь ХПЗ и 174му заводу совсем не обязательно на 100% воспроизводить технологии ЛКЗ.
>Сто?
Это сильное преуменьшение. Такое разве что при ручной сборке получится.
Даже Т-35 на ХПЗ до 15 шт. в год собирали.
>Т-34 намного технологичнее, чем Т-28. А в 1941-42 174 завод много и не навыпускал. Вы же как аргумент выпуск именно 1943 года приводили, нет?
Ранний Т-34 был совсем не технологичным. Тем более, что и там узких мест полно - броня в 45мм толщиной, сварка брони, дизельные двигатели, более тяжелая чем на Т-28 башня (привет любимым кран-балкам).
Но про 1943 я в другом ключе говорил. Вы сказали, что рост выпуска на 174м в 1943 может объясняться массовыми поставками станков по ленд-лизу. Реально же этого не наблюдается. 1943 - это уже результат, а реорганизация производства это 1942, когда массового ленд-лиза еще не было (а станки надо еще на завод доставить и смонтировать). Что то по ленд-лизу может и попало на 174й завод в 1942м, но это явно еще не массовые поставки.
>Т-34 – перспективный танк. Т-28 – тупиковое развитие. «Модернизация» приводит КВ, но это уже другой танк.
Т-28 в 1935 это не тупиковое развитие, а такой же перспективный танк, как и Т-34 в 1940м.
>Так чем Т-28 панацея? Такой-же картонный, как и Т-26. А в середине 30-х еще и с КТ-28.
Он по крайней мере 30мм броней защищен, что уже спасает от колотухи на части углов и дистанций. Плюс он допускал возможность экранировки до вполне приличных 50-60мм.
>>Вы забыли, что при этом сокращается общий выпуск танков и танковый парк вообще, примерно вдвое.
>
>Вот это «вдвое» и требуется обосновать. Почему в двое?
Раскладку выше дал.
Общее сокрашение числа танков получается двухкратным. В 1935-37 падение выпуска танков дает возможность создать резерв запчастей.
Дальше вместо 1500-1600 БТ и Т-28 мы выпускаем по 650 Т-28, что сразу дает резервы по движкам, КПП, фрикционам и т.д.
>Нет, вот мне кажется, что ценой отказа от выпуска более 4-х тысяч Т-26, а теперь еще и БТ, Вы путем своей альтернативки реально добьетесь выпуска еще 4 сотен Т-28 с картонной броней, из них половина с КТ-28. И это только ухудшит ситуацию 1941-ого.
Ну не кувалдой же и напильником их все 6 лет будут собирать?
За 3 года заводы вполне можно перестроить, а дальше пойдет нормальная работа с серийной сборкой (как пошла она после перехода заводов на Т-34). И дополнительно там будет не 400 Т-28, а порядка 2400, да и то если заложиться на 30% падение производства на все последующие годы.
Про КТ-28 Вы не правы. Л-10 ставилась на Т-28 начиная с 1938 года, это как раз период когда мы только выйдем на нормальные показатели. Т.е. будет порядка 950 машин с КТ-28 и около 1950 с Л-10. Реально с Л-10 будет даже больше, т.к. в ходе ремонтов машины перевооружали.
Кстати еще неучтенный плюс - массовый средний танк с 76мм, потребует раньше озаботиться производством бронебойных снарядов.
Ну и главный плюс - больше запчастей, соответсвенно больший % боеготовых танков. Плюс сами танки тяжелее.