|
От
|
Игорь Островский
|
|
К
|
All
|
|
Дата
|
01.08.2011 16:40:02
|
|
Рубрики
|
WWII;
|
|
Meldungen aus dem Reich: Nr. 201, 10 июля 1941 г., Т.7, с.2501-2513
I. Общий раздел
Оккупация Исландии Соединёнными Штатами Америки, насколько можно судить по имеющимся на текущий момент данным, привлекла к себе много внимания и является главной темой разговоров. О последствиях этого шага пока ещё не сложилось ясного представления. Выражаются, главным образом, опасения, что это могло бы означать вступление Америки в войну, во всяком случае, однако, означает существенное ухудшение стратегического положения Германии в Атлантике и относительно Англии. Тем не менее, многие ещё надеются на то, что Америка в конце концов всё же не решится вступить в войну. Одною из причин для таких надежд является желание, чтобы исландский «американский авианосец у берегов Европы» не послужил к усилению ночных авианалётов.
Усиление налётов RAF на территорию Райха расцениваются многими как попытки вывести немецкий народ из равновесия. Населением затронутых налётами областей, в особенности Кёльна и Мюнстера, но также и других областей высказываются пожелания, чтобы германское люфтваффе снова нанесло массированные удары возмездия по Лондону и другим английским городам. (Донесения по этому пункту были получены до сообщения о последнем большом налёте на Плимут.)
В оценках военного положения на Восточном фронте население по прежнему полно уверенности. Соотечественники исходят из того, что германские войска быстро прорвут Линию Сталина. При этом проводятся параллели с успешным прорывом гораздо более мощной по общему мнению Линии Мажино, и снова и снова повторяется, что никакие укрепления не в состоянии остановить германское наступление.
Поскольку за последние дни сводки Вермахта говорят лишь только о планомерном проведении операций, то население строит предположения, что вскоре будет снова объявлено о достигнутых за это время больших успехах.
Лишь в отдельных случаях высказываются опасения, что германское наступление в России потеряло темп [ins Stocken gekommen]. Однако высказывания такого рода относятся всегда только лишь к ожидаемой длительности этого похода и возможным потерям, в то время как конечная победа остаётся вне сомнений. Опасения населения, что потери на Востоке окажутся больше, чем в походе на Запад, усиливаются. Ходят слухи, что многие лазареты уже переполнены. Указания в военных сводках на сильное сопротивление русских и особенно жестокие бои направляют догадки, в особенности у женщин, в том же направлении.
В связи с общим дефицитом, прежде всего, овощей и фруктов многие домохозяйки сообщают, что распределение этих дефицитных товаров во многих случаях является неравномерным и частью несправедливым, так как многим удаётся обходными путями и с использованием «связей» (продажи с заднего входа, под прилавком, меновая торговля) регулярно получать дефицит. […]
Поскольку все участвующие в такого рода торговле в своих собственных интересах помалкивают, то какие-либо меры против неё весьма затруднены, к тому же и случайные непричастные свидетели не хотят давать никаких конкретных показаний, чтобы не навредить самим себе. […]
[…]
[цитирую из листовки номер 513, появившеся в конце июня и озаглавленной «Рабочим Западной Германии» ]
Скоро вы почувствуете на собственной шкуре, что такое тотальная война, точно так же как почувствовали рабочие Варшавы, Роттердама, Лондона, Ковентри и Белграда. Мы, военный союз Англии и Америки, мы поклялись воевать до тех пор пока люди, хотевшие тотальной войны, начавшие её и так хорошо зарабатывающие на ней, не будут уничтожены. Британские и американские супербомбы и новая британская бомба со взрывной силой в пять раз раз большей, чем у любой другой, растолкуют даже самым тупым, что их время истекло. […]
[Итак, «тотальную войну» не Гёббельс придумал, но задолго до него.]
II. Сфера культуры [Реакция населения на пропаганду и СМИ]
1. Со всех частей Райха сообщается, что реалистические репортажи о зверствах большевиков – в слове и изображении, в прессе и радиовещании – произвели на население глубокое впечатление, внушая ему ужас и отвращение. […] Это относится в особенности к убийствм украинцев в Лемберге. Это впечатление ещё усиливается письмами полевой почты, подтверждающими информацию прессы и радио, и частью идущими ещё дальше, чем [наша] пропаганда. В различных местах, в сособенности со стороны женщин, высказываются опасения, что их мужья и сыновья могут стать жертвами большевистских партизанских методов ведения войны [Heckenschuetzenkrieg]. Часто задаются вопросы о том, какая судьба ожидает наших солдат, попадающих в плен и что делается с большевиками, попадающими к нам в плен. («Да это же не люди»). Исходя из представления о том, что, собственно, кукловодами там являются евреи, местами выдвигаются требования о радикальном обращении с евреями в Райхе.
[…]
Восприятие «Вохеншау» за 5-11 июля 1941 г.
[…]
Особенно живо обсуждаются три типа киноизображений: картины больших разрушений в местах боёв, картины и на этот раз возбуждающих отвращение человеческих типов из числа пленных, и картины, дающие представление о тех гигантских требованиях на людей и технику, которые выставляются обширными пространствами Востока. В общем, следует заключить, что именно эти картины наглядно демонстрируют населению, изначально настроенному очень оптимистично, всю тяжесть боёв и тем самым действенно дополняют репортажи газет. В особенности приветствуются съёмки советско-финской войны зимой 1939/40 гг. Съёмки большевистских пленных снова и снова вызывают возгласы ужаса и отвращения. […] Особенно глубокое впечатление постоянно замечается у женщин. Выражения сочувствия, какие были в единичных случаях замечены во время просмотров аналогичных кадров в прошлом «Вохеншау», на сей раз замечены не были. Многократно слышны были выкрики с требованием расстрелов всех политических комиссаров. […] Масштабы показанных разрушений наглядно показали коварные и жестокие методы ведения войны большевиками и их беспощадное обращение с населением оккупированных областей; это расценивается как показатель той жестокости, с которой ведётся всемирно-историческая схватка на Востоке. […] Именно новые репортажи «Вохеншау» показывают, как велика была угроза Райху в связи с массированием советскорусских сил на восточной границе Германии. […]
[…] Далее, высочайшее признание встретил кинорепортаж об атаке саперных отрядов на укрепленный бункер и цитадель Брест-Литовска.
[…]