От Игорь Островский Ответить на сообщение
К Игорь Островский Ответить по почте
Дата 06.08.2011 12:18:04 Найти в дереве
Рубрики WWII; Версия для печати

Nr. 204, 21 июля 1941 г., Т.7, с.2545-2559

I. Общий раздел

На первом плане общественного интереса находится в настоящий момент переформирование японского кабинета. Обсуждение вопроса о позиции Японии, идущее во всех слоях населения с начала похода в Россию, достигло таким образом своего апогея. Сначала новость о смене правительства в Японии вызвала повсеместное беспокойство и вслух высказываемые сомнения относительно союзнической верности Японии. Большинство соотечественников опасалось, что английская и американская политика относительно Японии оказалась успешной и Япония останется смирной, облегчив тем самым вмешательство Америки на стороне Англии. Лишь часть из них придерживалась того взгляда, что перемены в Японии означают последние приготовления для вступления в войну на стороне Германии. Порою население также допускало, что Япония может чувствовать себя недостаточно сильной, чтобы выступить против Америки. После того как стал известен состав нового кабинета наступило общее успокоение, поскольку, по общему мнению, принц Коноэ является другом Германии и приверженцем тройственного пакта. Также и тот факт, что в новом кабинете не произошло никаких существенных изменений, способствовал исчезновению первоначальной озабоченности. Лишь по поводу того, что новом кабинете Мацуока не получил никакого портфеля, население несколько озадачено, без того однако, чтобы делать из этого какие-то выводы. Только небольшое число соотечественников всё ещё настаивает, что новый кабинет будет сотрудничать с Англией и Америкой. В единичных случаях курсирует уже слух о выходе Японии из тройственного пакта.

Боевые действия на Востоке по прежнему являются объектом напряжённого внимания. Информация в сводке Вермахта о том, что в боевых действиях на обеих сторонах задействовано 9 млн. солдат, привлекло много внимания и снова породило предположения о значительных потерях на Востоке.

Исходя из формулировки в военных сводках о «намечающихся больших успехах» население ожидает в ближайшие дни новых специальных сообщений с Восточного фронта, в особенности сообщений о взятии Петерсбурга и Киева.

Лишь в отдельных случаях донесения упоминают ещё о жалобах на отсутствие полевой почты с Востока. В общем сообщается, что полевая почта заработала снова нормально. Таким образом беспокойство, возникшее, было, в населении, особенно среди тех, чьи родные участвуют в Восточном походе, теперь улеглось. Напротив, как подчёркивается в некоторых донесениях, в текущий момент письма с Восточного фронта весьма положительно влияют на настроения, поскольку подтверждают информацию, даваемую прессой.

Поскольку якобы обещанное к 18 июля полное разрушение вестфальских городов, особенно Билефельда и Мюнстера – по слухам, в которые многие поверили, - так и не произошло, то и беспокойство среди местного населения тоже несколько улеглось. Усилившееся применение зенитной артиллерии подействовало на население равным образом благоприятно. Население более не занято исключительно уже пережитыми и ещё предстоящим воздушными налётами. Ночёвки за пределами городов и попытки предварительно занять места в особо надежных бомбоубежищах стали более редкими.

До сих пор лишь в единичных случаях зафиксировано хождение распространяемого иностранными радиостанциями слуха, что Гёринг потерял доверие фюрера и находится под слежкой.


II. Сфера культуры [Реакция населения на пропаганду и СМИ]
[…]
1. Из сообщений прессы соотечественники [Volksgenossen] узнали о том, что Советская Армия должна быть принуждена воевать лучше политическими комиссарами, которые снова введены в армии. […] Советам, должно быть, приходится туго, если уж они прибегают к таким методам и используют на передовой даже женщин, ведомственную охрану и комсомольцев [Jungkommunisten].

2. Из разных мест сообщается о благоприятном влиянии указаний о том, что наши потери, невзирая на тяжесть боёв, остаются невелики.

3. Одним из вопросов, сильно занимающем соотечественников, является «хотим ли мы оставаться в России надолго». Основная масса населения не может себе этого представить.
[…]
5. Из материалов о социальном положении в Советском Союзе в особенности теплый приём нашла серия статей в Angriff о «советском рае», перепечатанная из английских источников. Все статьи такого рода вызывают у соотечественников, и прежде всего у простых людей, сильнейший интерес. Нарекания вызывает лишь отдельное сообщение в Königsberger Allgemeinen Zeitung за 14 июля «Москва расстреливает пораженцев», в которой, между прочим, говорится, что сберкассам теперь разрешено выплачивать лишь 200 рублей в месяц. Соотечественники задаются вопросами о том, можно ли было в Советском Союзе не только зарабатывать, но ещё и делать сбережения. Уже сам факт, что в Советском Союзе вообще существуют сберкассы, вызвал изумление. […]
[…]
7. Сильное впечатление, оставляемое фотодокументами, подчёркивается во всех донесениях с периферии. Соотечественники, однако, отказываются понимать, почему все газеты печатают всегда одни и те же фотографии большевистских типов. Даже в иллюстрированных газетах наталкиваешься на те же фото, что уже были в ежедневных газетах. Мы взяли всё же сотни тысяч большевистских пленных, так что никто не принужден воспроизводить фотографии одной и той же дюжины лиц.
[…]
10. Неизменно велико внимание к статьям о военной политике Рузвельта. […] Многие надеялись, что разоблачение чудовищных обстоятельств в Советском Союзе ограничит свободу выбора для Рузвельта. Нынешнее обращение с Рузвельтом в прессе и радиовещании повсеместно воспринимается как подготовка к скорому вступлению в войну Соединённых Штатов.

[…]