При планировании нападения на СССР немцы недооценили противника
По мнению некоторых западных исследователей это произошло в том числе и потому, что высшее немецкое военное руководство находилось в плену у стереотипов, которые сформировались на основе оценки царской России и которые можно отследить вплоть до времен Крымской войны. Все предостережения от военного атташе Кестринга (о боеспособности Красной Армии) и от департамента военной географии (о том, что Россия - это уже не тюрьма народов, и даже со взятием Москвы война не закончится)просто игнорировались.
Из Лиддела Гарта
"3 февраля 1941 года после совещания с военным руководством в Берхтесгадене Гитлер утвердил окончательный вариант плана "Барбаросса". По оценке Кейтеля, силы противника в западной части России состояли в то время примерно из [171] 100 стрелковых и 25 кавалерийских дивизий, а также механизированных войск, эквивалентных по своему составу 30 механизированным дивизиям. Это приблизительно соответствовало истинному положению дел, так как к началу вторжения русские имели на западе 88 стрелковых и 7 кавалерийских дивизий, а также 54 танковые и моторизованные дивизии. Кейтель заявил, что численность немецких войск не столь велика, "но по качеству они будут несравненно превосходить" противника."
Поэтому с первых дней войны у немцев начались неприятные сюрпризы.
В еще большей мере это касается японцев. Те тоже экстраполировали с РКМП, и в результате после Халхин-Гола их газеты пишут следующее:
«Наши военные власти из этих событий вынесли поучительный урок о том, что в будущем военные приготовления нужно довести до [519] совершенства. Военные власти достаточно глубоко продумали этот урок. Нужно до предела насытить армию моторизованными частями. В этом кроется глубочайший смысл событий последнего времени. До сих пор народ не знал, до какой степени оборудованы моторизованные части Советского Союза. Теперь найдется немало людей, пораженных такой неожиданностью...
Нам нужно твердо усвоить урок, полученный в районе Номонгана. Нужно подготовиться, подтянуться и всеми силами стремиться к завершению обороны страны не только морально, но и материально. Мы почувствовали эту откровенную потребность».
На форуме сторонники РКМП утверждали, что индустриализация произошла бы и в монархической России. Возможно. Но глядя на сегодняшних российских свободных предпринимателей я лично не уверен, что ее плоды не уехали бы в Париж, Лондон или другие челси.