От Евграфов Юрий Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 15.08.2005 15:39:57 Найти в дереве
Рубрики WWII; Танки; Версия для печати

Про "Танки - фронту!" генерала Бирюкова

С уважением к Форуму!
Думаю, что после прочтения рабочих записей заместителя начальника ГАБТУ Николая Ивановича Бирюкова в книге «Танки фронту! Записки советского генерала» (Смоленск: Русич, 2005) каждый читатель-танкофил должен удовлетворённо сказать себе – Вот это да! Мои познания про строительство наших бронетанковых войск в годы войны здорово выросли.
В подкрепление сказанному может служить запись от 2 июля 1942 года (стр. 166):
[Сталин]: ГАБТУ не знает, какая должна быть наиболее выгодная организация тбр. Танк КВ отстаёт от Т-34 на марше. Бригада неоднородна по танкам. Т-60 и КВ задерживают Т-34.
Почему немцы, имея танки хуже наших, бьют наших[?].
[Бирюков]: Я сказал, что это происходит потому, что наши танки плохо используют командиры. Немцы лучше маневрируют танками.

Византия отдыхает! Если принять во внимание, что выше этой записи Сталин лично продиктовал Бирюкову, как первоначальный состав танковой бригады, так и все последующие изменения её штата. Но попробуй, возрази!

Столь позднее осознание необходимости следования принципу единой подвижности, дает основание предположить, что ни Сталин, ни люди из его ближнего круга работу Гудериана «Внимание – танки!» не читали. А если читали, то не поняли главного.

Однако, задокументированная убеждённость Сталина в том, что наши танки, безусловно, лучше немецких, является, на мой взгляд, наиболее важным моментом данной записи. Она определённо говорит о том, что решения по развитию наших БТВ принимались, исходя из неверной (существенно завышенной) оценки результатов противоборства в танкостроении.

Однако это далеко не всё, что можно нарыть в записях Бирюкова. На мой взгляд, источник содержит в себе весьма серьёзный потенциал для многих исследователей.

Например, Юрию Николаевичу Жукову, автору книг «Тайны Кремля. Сталин, Молотов, Берия, Маленков» (М.: Терра, 2000) и «Сталин: тайны власти» (М.: ВАГРИУС, 2005), придётся существенно подкорректировать своё видение Власти в СССР, как борьбы внутри «Узкого руководства».
Потому что записи Бирюкова достаточно наглядно демонстрируют незыблемость авторитета Сталина. В частности, это видно по тому, как Бирюков, поставленный на должность с подачи Мехлиса, снижает в своих записях уровень почтения к указаниям «Главного коммисара». А ещё показательней, как эти указания исчезают совсем. То же самое можно отметить в отношении Молотова.

Что касается тех, кого занимает вопрос о ходе поиска «золотого сечения» организационного строения наших БТВ, то источник не оставляет сомнений – практически все инновации исходили от Сталина.
Тогда, принимая во внимание:

- что Верховный Главнокомандующий работал в условиях постоянного дефицита времени;
- что его базовые познания «танкового вопроса» можно охарактеризовать как «блестяще дилетантские»;
- что появление перед Сталиным танковых проблем во многом носило случайный характер (как случайной была решимость говорить о них у того или иного работника Генштаба или авторитетного танкиста, вызванного на самый верх),

придётся сделать вывод о довольно низкой эффективности организации строительства наших БТВ.

Всем всех благ!