От Рыжий Лис. Ответить на сообщение
К All
Дата 26.06.2007 12:59:35 Найти в дереве
Рубрики Современность; Флот; Версия для печати

Про АВ. Размышления не моряка.

Почитывая ветки про АВ, которые на ВИФе возникают с регулярностью смен времен года (примерно 1-2 дисталища на квартал), приметил явно выраженные закономерности:
1. Вопрос "зачем РФ авианосцы?" практически всегда остается без конкретного военного ответа, а если таковой и дается, то носит размытый характер типа "прикрытие развертывания МСЯС". Замечу, что в качестве альтернативы оппонентами тоже ничего не предлагается. Единственными четкими и развернутыми материалами по теме остаются старые работы Михаила Барабанова (большое ему спасибо), но он как человек высокообразованный не опускается до ликбеза - зачем стране морская мощь и в чем ее выражение на современном уровне?
2. Рано или поздно (последнее время - рано) дискуссии скатываются на уровень: "осилим - не осилим".
3. Те подветки, где обсуждение таки сохраняет содержательный характер, носят узкоспециальный характер - катапульты, перспективные самолеты и т.п.

Честно говоря, еще немного и тема обрастет славой "подбашенной коробки". Что грустно.

Теперь немного о безответных вопросах общественности. Они (вопросы) таковы:
1. "А нах? Эстеты флотские хотят красивой и большой членометрии, пусть на картинки дрочат, а мы Тополями защитимся".
2. "Нет денег".
3. "Все пропало давно и попилят конкретно".
4. "Сделают угребищный горшок, аки Кузя".
5. "Армия без вертолетов и грузовиков сидит, а флотские с жиру бесятся".

Есть ощущение, что ответы на вопросы 2-5 очевидны. У меня лично есть ощущение, что строительство приличных 4-6 АВ и кораблей групп, аиакрыльев, средств космической разедки, районов базирования и подготовка личного состава государству абсолютно по карману. Как и развитие СЯС, СВ, ВВС. Так или иначе это даст экономике страны куда больший толчок нежели нацпроекты и "нанонизм". И проблема попила в общем решаема.
Немного соображений ламера на 1-й вопрос:

1. Так уж получилось, что Россия имеет протяженную морскую границу и обширные, но практически изолированные от материка территории по всей северной и восточной части. Эти территории, и морской шельф несмотря на неразвитость инфраструктуры, низкую плотность населения и крайне непривлекательный для проживания климат являются потенциально богатейшими в мире источниками нефти, газа, металлов, древесины, морепродуктов.

2. Во всех случаях использование морского (речного) транспорта при освоении российского Севера и Востока, а так же для обеспечения банальной связи с материком в текущем режиме является единственно эффективным решением, так как прокладка железных и шоссейных дорог, а так же их поддержание являются крайне затратными. Пожалуй единственным исключением является проект "Урал Промышленный - Урал Полярный", где требуется масштабное развитие наземной транспортной и энергетической инфраструктуры, которая окупается.

3. Состояние инфраструктуры на Севере и Востоке таково, что технически невозможно перебросить и снабжать по воздуху группировку ВВС и ПВО в северные и восточные регионы страны: слаба аэродромная и РЛ сеть (аэродром на северах вообще дико дорог), нет подготовленных запасов горючего, средств МТО, боеприпасов, деградировала ВТА, сами службы ВВС и ПВО не являются мобильными. О группировках СВ нет и речи.

4. Крупнейшие сухопутные и морские соседи России (США, Евросоюз, Япония, Китай) с одной стороны испытывают потребность в российском сырье (располагая технологиями добычи, финансовыми и трудовыми ресурсами), а с другой имеют современные и значительно превосходящие российские ВМС, ВВС и СВ. И являются вероятными противниками в случае военного конфликта. Причем качественный и количественный разрыв все время нарастает - Вооруженные силы России стремительно деградируют в техническом состоянии, уровне боевой подготовки, а про политморсос и коррупцию лучше не вспоминать вообще. По моему скромному мнению, любой из соседей уже через 5-6 лет сможет чувствовать себя абсолютно безнаказанно в российских террводах и воздушном пространстве (если даже при СССР американцы, японцы, норвежцы позволяли себе лишнего), поскольку погранцы у нас не резиновые. Я уже умалчиваю о успешной колонизации Дальнего Востока и Сибири китайцами.

5. Разумеется, у России всегда останется аргумент в виде СЯС.
Но во первых, сами СЯС так же подвергаются постоянному сокращению - истекают ресурсы ракет, сокращается число и КОН ПЛАРБ, закупки Тополей идут весьма скромными темпами.

Во вторых, возможности соседей растут - качественно совершенствуются средства ВВС, ракетное вооружение, модернизируются и пополняются ВМС, система ПРО медленно, но неуклонно становится реальностью, развивается военная инфраструктура стран лимитрофов. Российские СЯС становятся все более уязвимыми - многие стартовые позиции скоро будут в пределах досягаемости тактической авиации (действующих в своем РЛ поле) и крылатых ракет соседей.
Все это подробно и неоднократно обсуждалось на форуме, смысла повторяться нет. В один прекрасный момент, СЯС исчезнут как значимая сила, сократившись количественно и отстав качественно от все более усиливаюшихся соседей.

В третьих, сами по себе СЯС не являются аргументом в споре хозяйствующих субъектов - не усиливают Тополя аргументацию России при подписании соглашений о добыче нефти на шельфе, прокладке подводного трубопровода, строительства заводов по сжижению природного газа и т.п. И не только потому, что никто при обсуждении и реализации таких проектов не машет кулаками. А потому, что сами по себе Тополя, Булавы и прочее не означают способности российских компаний предоставлять западным(восточным) партнерам в таких СП что то кроме собственно сырья (либо денег). Ибо машиностроение в упадке и квалифицированные инженеры и рабочие становятся исчезающим видом. И обладание СЯС не помешает России успешно становится банановой республикой, живущей на распродаже сырья.

В четвертых, предположим, что руководство РФ сосредоточит усилия на развитии количественного состава и возможностей СЯС по преодолению ПРО и исключит морскую и воздушную компоненты триады (порежет ПЛАРБ и Тушки). Но все равно невозможно решить задачу прикрытия районов базирования Тополей без развертывания совершенно несоизмеримой с возможностями государства группировки ВВС и ПВО, и не отодвинув позиции ВВС противников от российских границ (а это в значительной мере авианосные позиции и позиции пуска КР из северных и восточных морей).

И позвольте таки утверждать, что без современного (а значит авианосного, пусть и скромного) военно-морского флота Россия будет куда более уязвима в будущем, перед лицом своих добрых и милых соседей, даже с пачкой Тополей.