От Мелхиседек Ответить на сообщение
К All
Дата 04.02.2011 12:26:28 Найти в дереве
Рубрики WWI; Стрелковое оружие; Версия для печати

Про промежуточные патроны при царе-батюшке Николае Александровиче

Впервые идея введения промежуточных патронов в качестве основного посетила наших военных после русско-японской войны. Собственно желания ввести промежуточный патрон не было, было желание поднять дальность прямого выстрела и увеличить носимый боекомплект. Также стояла проблема недостаточной мощности станковых пулеметов.
Решения проблемы известно было два. Перейти на калибр 3,5 линии или более, второе, перейти на патроны по типу охотничьих ружей, которые имели более слабый заряд по сравнению с армейскими винтовками, но за счет меньшей отдачи более высокую точность. Но тут были проблемы. Патрон 3,5 линии (8,89мм) с длиной гильзы 3” (76.2мм) решал проблему дальности прямого выстрела и поднимал мощность пулеметов, но отдача винтовок была сочтена чрезмерной, кроме того сокращался носимый боекомплект. Владимир Григорьевич Фёдоров предложил альтернативный способ решения проблемы в виде патрона 6,5мм с высокой поперечной нагрузкой. Патрон был мощнее стандартного 7,62х53, но имел тот же вес. Идея понравилась, но были подозрения в недостаточно поражающем действии патронов. Фёдоров доказал, что поражающее действие высокоскоростного малокалиберного патрона может быть выше, чем действие старых тупоконечных патронов 8 мм. Опыт русско-японской показал, что раны по сравнению с русско-турецкой войной 1877-78 стали слабее, зато вспомнили, что основным оружием турок были винтовки традиционного британского калибра .577 и большее поражающее действие турецких пуль закономерно. На тот момент в России была уже Государственная дума, жёлтая пресса и прочие демократические свободы, поэтому для успокоения критиков провели опытные стрельбы по тушам животных. Действие трёхлинейных пуль оказалось ненамного выше 6,5 мм. Сам калибр 6,5 мм был признан непригодным для принятия в условиях русской системы мер и было решено использовать калибр, кратный точке (1/10 линии в русской системе мер или 0,254мм или 1/100”). То есть винтовка получалась либо 2,5 линейная (6,35мм), либо 2,6 линейная (6,6 мм)
По ходу исследований был поставлен вопрос использования специальных пуль, для чего было созвана особая комиссия. Изучив технологические перспективы, комиссия пришла к выводу, что изготовление спецпуль калибра 6,5 мм в перспективе на 25 лет очень сложное, желательно, что бы калибр был побольше. Надо сказать, что комиссия развитие техники предугадала и в 1930-е изготовление спецпуль калибром менее 7 мм считалось в массовом производстве невозможным. С другой стороны Гаагская конвенция эти пули запретила, но надобность могла возникнуть. В итоге стал вопрос «Мы воюем конвенционным оружием или как?», который предпочли решить в сторону сохранения возможностей. Комиссия рассмотрела проблему и пришла к выводу, что калибр 2,6 линии минимальный с этой точки зрения.
Ещё одна альтернатива заключалась в патроне по типу охотничьего, но была проблема в необходимости залповой стрельбы на большие расстояния, что бы враг не наглел. Также был опыт Крымской войны с недостаточной дальностью стрельбы гладкоствола и Русско-турецкой 1877-78, когда дальность стрельбы на одну версту из берданки №2 оказалось недостаточной и пришлось ставить новые прицелы, которые обеспечивали дальность 2250 шагов вместо 1500. Для всех остальных случаев дальность стрельбы 1000 шаров считалась достаточной, так как только 4% солдат хорошо различали ростовую мишень на дистанции 900 шагов.
Изучение проблемы показало, что 2,8 и 3 лин. пули в случае использования патрона весом 4 золотника (17.063 грамма) обладала достаточной мощностью (пробивала 2 доски) на дистанции 1100 шагов, 2,6 лин на дистанции 1300 шагов, 2,5 лин. на дистанции 1400 шагов. Дистанция 13 сотен шагов была сочтена неприемлемой при обозначении на прицеле из суеверных соображений и поэтому дальность должна была составить 1200 шагов. Оставалась проблема недостаточной дальности стрельбы по групповым целям, которую взялся решить генерал-инспектор артиллерии в.кн. Сергей Михайлович. Ответственным лицам в связи с неэффективностью залповой стрельбы на дальние дистанции было предложено внедрить 3” пушки. Генералам было предложено принять на вооружение 3” короткую пушку, что было сделано в 1913 году, на образцово-показательных стрельбах роль 3” короткой пушки обр. 1913г. Играла 3” противоштурмовая пушка обр. 1910 г. Согласно плану полковая пулеметная команда должна была перевооружиться 3лин пулемётов на 3” пушки. В итоге во время боев каждому батальону в полку трёхбатальонного состава придавался взвод (2 орудия) и взвод (2 орудия) оставался в подчинении командира полка. Пулеметы передавались в батальон.
Таким образом в 1914 году русская армия вплотную подошла к созданию оружия под промежуточный патрон. Основным оружием предполагались самозарядный карабин и ручной пулемёт с магазинным питанием. Фёдоров уже предложил идею автомата, но у нас боялись, что в автоматическом режиме солдат быстро расстреляет патроны и испортит ствол. Другое дело самозарядный карабин…
Ручной пулемет предполагался с магазинным питанием секторного типа. Секторный магазин обеспечивал минимальный вес носимого боекомплекта. В связи с тем, что карабин предполагалось заряжать обоймами на 10 или 12 выстрелов, считалось, что оптимальными будут магазины на 20, 24 или 30 патронов. Магазины меньшей ёмкости быстро расходовались, а с магазинами большей емкости нельзя было стрелять из положения лёжа (голова солдата находилась слишком высоко). Вооружать пулеметами предполагалось наиболее хладнокровных солдат, которые не останутся без патронов в критический момент боя.