От Андю Ответить на сообщение
К Александр Жмодиков
Дата 21.03.2016 16:53:24 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Версия для печати

No, no. (+)

Здравствуйте,

>Однако, Клаузевиц признавал, что в истории 3-ий вариант почти не встречается: обычно либо обороняющийся выбирал 1-ый или 2-ой варианты, либо наступающий не решался пройти мимо обороняющегося и останавливался. Как мы знаем, Кутузов выбрал 2-ой – всеми силами быстро сдвинуться назад и в сторону, чтобы попытаться встать на пути Наполеона.

Мнение Клаузевица в данной ситуации совершенно неинтересно, т.к. он в момент событий в Тарутино не был, а "разводить по воде руками" не есть исторично.

Теоритические построения безусловно прекрасны, но практически Великую Армию подвели: 1. скверные русские дороги (шутка только отчасти), по которым долго и муторно тащился обоз с накоммунизженным барахлом и ненужной артиллерией, 2. явно недооцененная Наполеоном способность русских к быстрым перемещениям крупными массами пехоты с артиллерией. Про общее же "авось" с выходом Великой Армии из Москвы пишут отнюдь не только критики/охаиватели великого Напа, но и его (идоло) поклонники.

>Получается, что Наполеон просчитался, то есть, он сильно переоценил эту «стандартную для тех времен задержку в передаче информации», если даже такая не очень расторопная командная система и не очень поворотливая армия, как русская, вовремя среагировали, обнаружили его движение и успели перехватить ему путь в Калугу. Получается, что Наполеон совершил грубую ошибку, причем такую, какую мог совершить только неопытный военачальник. Наполеон был каким угодно, но не неопытным.

Совершенно верно, получается именно так.

>Ладно, допустим, Наполеону удалось достичь Калуги. Что, по-вашему, он собирался делать дальше? Ну, дошел бы он до Калуги с большей частью своих сил, и что? Остальные его силы оставались бы растянутыми от Калуги до Можайска, а армия Кутузова оставалась бы сосредоточенной в Тарутинском лагере, и могла бы атаковать и уничтожить слабые корпуса и дивизии, разбросанные от Калуги до Можайска, а Наполеон со своими основными силами не успел бы им помочь. Или он надеялся на то, что они тоже потом как-нибудь проскочат?

На Можайск после предполагаемой обороны Кремля от “всей неприятельской армии” (письмо к Мортье за номером 19286 в старом издании, ссылку на которое на “Галлике” вы мне дали, спасибо) должна была отходить гвардия, подбирая всё перед собой. Наполеон, или же шёл бы в Калугу, а затем на Ельню-Смоленск, или бы старался снова ударить Кутузова, ИМХО.

Но вот бой Мюрата с русскими показал, что русская армия нашлась, причём, в плохом месте и в плохое время. Это событие, как ускорило выход основных сил из Москвы, так и “спутало карты”: Кремль приходилось взрывать, в т. ч. и надеясь “подманить” к Москве русские войска. Решение же о будущем повороте к Калуге или же к Вязьме Нап решил принять ”по дороге” (например, письмо к Марэ, номер 19288).

>Наполеон вынудил Кутузова выйти из лагеря назад, а не вперед.

Бой Мюрата показал, что Кутузов "спугнУлся" и уже “вышел” в нехорошую сторону.

>Наполеону было бы не все равно: во-первых, это выглядело бы как вынужденное отступление, а во-вторых, подвергало бы его армию опасности нападения русских войск с фланга, причем задолго до Вязьмы.

Он и так подставил свой фланг. Опережение же Кутузова под Малоярославцем, напротив, гарантировало Наполеону то, что основные силы русской армии будут позади него, "в хвосте".

>Он оказался в более выгодном положении для отхода в направлении на Смоленск, чем он был первоначально, и показал своей армии и всему миру, что он может заставить Кутузова отступать, так что он отходит не потому, что его победил Кутузов, а по стратегическим соображениям.

Всего лишь миру?! Всей Вселенной показал, не меньше! 

>Наполеон знал, что Кутузов принимает сражения, когда он вынужден. Вопрос был в том, сочтет ли Кутузов Калугу пунктом, достойным того, чтобы для ее защиты дать большое сражение. Мы до сих пор не знаем, счел бы или нет. Судя по тому, что нам известно, Кутузов не стал бы давать большое сражение ради защиты Калуги.

Наполеон хотел “проползти на животе”(c) в сторонке от русской армии. Боя он, по-видимому, не боялся, но и определённо к нему и не стремился, т.б. что под Малоярославцем очень существенные потери понёс самый многочисленный по выходу из Москвы корпус Богарнэ.

>Наполеон с самого начала этого маневра собирался уходить, вопрос был только в выборе момента. А увидел он отступающую армию Кутузова. Учитывая эти факты, утверждение, что Наполеона заставил уходить вид отступающей армии Кутузова, выглядит очень странно, мягко говоря.

Вопрос о том, кто ушёл из под Малоярославца первым, мы пока не обсуждали.

>>С этой задачей (оказаться между Кутузовым и Можайском) он справился, прийдя в Боровск. Зачем он пошел на Малоярославец, если планировал отступать по Смоленской дороге?

>Когда Наполеон был в Боровске, дивизия Дельзона уже подходила к Малоярославцу. Армия была растянута по дороге. Заняв Малоярославец, войска Наполеона перекрыли дорогу, по которой Кутузов мог двинуться из Тарутинского лагеря на Медынь через Малоярославец, почти прямо на запад, и сами могли по этой дороге зайти прямо в тыл русской армии в Тарутинском лагере. Кутузов решил, что Наполеон пытается прорваться в Калугу, и Кутузов двинул свои войска к Малоярославцу. Армия Кутузова не смогла выбить противника из Малоярославца. Выбор у Кутузова остался такой: либо принять сражение перед городом, либо отступить от города и занять другую позицию где-нибудь ближе к Калуге. Кутузов выбрал второе. Таким образом, Наполеон маневрами и небольшим сражением вынудил Кутузова податься на пару переходов но юго-запад из Тарутинского лагеря.

Т.е. выдвижение Кутузова под Калугу из Тарутино было целью Наполеона? Хм. А зачем? На Калугу летел многометровый в поперечнике метеорит?

>А как бы Наполеон сохранил связь со своей коммуникационной линией, если бы он с основными силами оказался в Калуге, а Кутузов оставался бы в Тарутинском лагере?

Очень даже неплохо: к Юхнову и Ельне были БЫ видвинуты (как и предполагал Наполеон, сидя в "белокаменной") французские войска. И так по неоднократным свидетельствам, от Можайска до Смоленска были расставлены одни “инвалидные команды” в количества палцев на одной руке, совершенно неспособные обеспечить/организовать даже собственную "логистику".

>Потому что его армия была на марше, требовалось время, чтобы ее сосредоточить к пункту, который занимал самый передовой отряд. К тому же 23-го октября Наполеон еще не знал, что предпримет Кутузов – попытается атаковать его где-нибудь на линии от Боровска до Малоярославца или двинется к Малоярославцу, чтобы перехватить ему дорогу на Калугу. Кроме этого, выдвижение войск в Малоярославец производилось в непростых условиях – по нескольким мостам через реку, и места для расположения войск в боевом порядке было немного.

Марш организован был, мягко говоря, плохо: корпус Богарнэ мог занять Малоярославец много раньше и совершенно без боя.

>Для того, чтобы удрать без боев, нужно либо иметь значительную фору, либо двигаться быстрее противника. Форы у Наполеона первоначально не было – Кутузов был ближе к Можайску, чем Наполеон, а большая армия с большим обозом не может двигаться быстрее, чем небольшие авангарды, не обремененные обозами. Поэтому лучший способ обезопасить отступление, если время и силы позволяют, это побить противника или хотя бы заставить его податься назад на несколько переходов.

Наполеону предлагали оставить даже артиллерию, но он не захотел. Что же касается обоза с награбленным, то это грубейшая ошибка Наполеона.

>Кому требовалось? Я ни разу не говорил, что Наполеон заранее планировал отступать именно по Смоленской дороге и именно через Можайск, и не рассматривал другие варианты. В реальности он отступил именно через Можайск по Смоленской дороге, и я считаю, что он сделал правильно, это было наиболее разумное решение в тех обстоятельствах, можно даже сказать единственно верное, и что попытки пройти по другим дорогам закончились бы для Наполеона катастрофой гораздо раньше, чем в реальности. Вы утверждали, что Наполеон собирался непременно дойти до Калуги, да еще и скрытно, но доказательств не видно, и версия выглядит странной.

Отступление (вынужденное) по Смоленской дороге было грубейшей ошибкой Напа и яркой победой/удачей противников Наполеона.

>Я по крайней мере прочитал корреспонденцию Наполеона за этот период и знаю мнения Жомини и Клаузевица. На чем вы основываете ваши мнения, мне совсем непонятно.

Хм. Бог с ней, с корреспонденцией (см. выше), а что такого написал Жомини, что его можно “подшить к делу” вместе с сумеречным гением? ПМСМ, он глупых a la Клаузевиц версий похода Наполеона из Москвы на Малоярославец не выдвигал, он в Вильно в это время героицки готовил пути отступления своего незадачливого “патрОна”-жгучего южанина. 

Всего хорошего, Андрей.