От Андю Ответить на сообщение
К Александр Жмодиков
Дата 30.03.2016 12:44:25 Найти в дереве
Рубрики 11-19 век; Версия для печати

Ре: Но, но.

Здравствуйте,

>>Да, аргументирует: очень медленный марш 4-го корпуса не дал возможности опередить русских, как хотелось БЫ. С сопутствующими рассуждениями.

>Опередить русских где? В Малоярославце и так опередили и к концу боя удержали город за собой. Какого преимущества добились бы, придя в город на несколько часов раньше? Рассказывайте уж, раз начали, или дайте ссылку на этого Дюфура, я сам почитаю.

Опередить в выдвижении на Калугу. Вы считаете, что от повторения данного вопроса, что-то изменится в моих ответах? Хм. Перевести я постараюсь и понукать меня не нужно -- это контрпродуктивно. :-)

>>>После выхода из Москвы Наполеон приближался к русской армии. Какие у него были основания надеяться, что ему удастся незаметно пройти мимо нее? При этом зная о том, что на каждой значительной дороге действуют русские отряды (напомню об успешном нападении отряда Дорохова на Верею 10 октября), и что армия Кутузова активизировалась после продолжительного бездействия. Извините, я не верю в такую наивность Наполеона. И не очень понимаю, что бы он стал делать, если бы ему удалось этого достичь.

>>Он БЫ пошёл к Калуге, как и писал.

>И чего бы он этим достиг? Что он стал бы делать дальше?

"Песня про белого бычка"(c) безусловно хороша. Пошёл бы другой дорогой (как видно из корреспонденции) в сторону Юхнова и/или Ельни с общим направлением на Смоленск.

>>>Насколько я помню, у Мортье было всего несколько сотен кавалеристов на лошадях. От 3 или 4 тыс. спешенных кавалеристов в полевом бою было бы мало толку. Если бы он был вынужден сражаться в поле хотя бы с равносильным корпусом русской армии из всех родов войск, ему пришлось бы очень туго. Кстати, вот что пишет Богданович со ссылкой на записки Нарышкина, который сопровождал Винцингероде в его поездке Москву и вместе с ним попал в плен к Мортье:
>>><и>Сводный корпус Мортье, составленный из солдат почти всех европейских наций, представлял на походе зрелище беспорядочной толпы совершенно потерявшей понятие о дисциплине.

>>1. Равносильному корпусу русской армии взяться там было неоткуда.
>>2. Мортье подобрал из Москвы и по дороге всех подряд.

>Если бы Наполеон с основными силами проскочил мимо армии Кутузова на Калугу, Кутузов вполне мог бы отделить один пехотный корпус и один кавалерийский корпус для удара по тем частям армии Наполеона, которые шли бы вслед за основными силами или отступали бы по Смоленской дороге.

Мог бы, конечно. Что это меняет? Нап тоже мог БЫ всей армией или сильным отрядом пойти к Вязьме на соединение с ним.

>>Сужение круга обсуждения не ведёт к доводу в пользу верности решения Напа на возврат к Можайску.

>Проблема в том, что мы не можем доказать, что какое-либо другое решение было бы более удачным.

Зная результат произошедшего в реальности, можно с большОй долей вероятности предположить, что продвижение, даже с боями, от Калуги в сторону Смоленска было БЫ намного менее вредоносно для духа армии, нежели позорное отступление через Можайск.

>>Нет, оставалось решение на продолжение столкновений с русскими и движение к Калуге.

>Это привело бы к потере времени, которого и так оставалось мало до наступления сильных холодов. Я вполне допускаю, что в случае, если бы Наполеон двинулся дальше на Калугу, Кутузов уклонился бы от большого сражения и после еще одного или двух небольших боев сдал бы и этот город, но Наполеон потерял бы много времени, а его основные силы удалились бы еще дальше от его коммуникационной линии (Смоленской дороги). Ну и сил было бы затрачено немало, стало бы еще больше раненых, а лошади в кавалерии и артиллерии совсем бы выдохлись (они и так уже еле ноги волочили). При этом Наполеон имел в виду, что его армии предстояло еще отступление на большое расстояние.

Зато и русская армия понесла БЫ потери. Зато БЫ французская армия меньше БЫ голодала. Зато марш с боями по вражеской территории намного легче было БЫ представить очередной "перемогой", нежели позорное отступление.

По поводу же поддержания связи с комуникационной линией я вам уже писал: корреспонденция Напа показывает, что им создавались/планировались к созданию сильные гарнизоны в Юхнове и Ельне, способные поддерживать связь со Смоленском.

>Желать мало – нужно рассчитывать шансы на успех, причем в данном случае исход дела зависел не от одного человека. Возможно, когда Наполеон своими глазами увидел эту дорогу, он понял, что пытаться провести по ней армию под носом у противника означает погубить эту армию очень быстро.

Возможно. Возможно также, что он принял решение под впечатлением атаки казаков, "едва не взявших Императора в плен". Всё возможно. Но ответственности за принятое решение это с Наолеона не снимает.

Повторюсь: он мог попасть в ловушку южанина, не сталкивавшегося с прелестями континентального климата на востоке Европы.

>В данном случае речь идет не о боевых действиях, а об уничтожении фуража и продовольствия на пути армии Наполеона, причем пути новом, еще не контролируемом войсками Наполеона. Уж с этой задачей партизаны наверное могли бы справиться. Отряд Давыдова как раз действовал в районе Вязьмы, а коммуникационную линию имел через Знаменское и Юхнов.

Что мешало БЫ французам выслать вперёд конные отряды? Замечу, что Юхнов Наполеон старался контролировать.

>А что теперь толку с этой надежды? Случилось то, что случилось. Все рассуждения о том, что для Наполеона и его армии все могло бы закончиться лучше, если бы они пошли другим путем – это рассуждения из области «что было бы, если бы».

Увы. И разговор вышел в эту сторону, т.к. "идея Клаузевица" о преднамеренном повороте Великой Армии на Калугу для удара по Кутузову и преднамеренном же возврате к Можайску, является неверной.

Из корреспонденции видно желание Наполеона идти к Калуге, опередить там русскую армию и идти затем к Смоленску. Всё, никаких других деталей и "преднамеренностей" там нет.

Из обсуждения произошедшего в этой и предыдущей ветках получается только, что русская армия опередила Напа и не пропустила его без боя через Малоярославец. Наполеон, потеряв время, Дельзона и около 4 тысяч солдат и офицеров, принял решение на возврат по смоленской дороге через Можайск, ставшее фатальным для Великой Армии. La Commedia é finita!

Всего хорошего, Андрей.