От ZaReznik Ответить на сообщение
К All Ответить по почте
Дата 08.03.2004 12:47:17 Найти в дереве
Рубрики Люди и авиация; Авиатехника; 1936-1945 гг.; Версия для печати

Орловско-Курская дуга от Хазанова/Горбача

Первые впечатления от “Орловско-Курской дуги” Хазанова/Горбача. Хвалили ее много и хоть и несколько однообразно, поэтому попробую наскрести немного «дёгтя»:

Фотографии:
«наземка»
-- ф.27 (ч.1) – уже публиковалось в монографии Перова/Растренина, но ИМХО – там взрыва паровоза не наблюдается, просто его “окутало” паром из пробитых магистралей.
-- ф.33 (ч.1) – ИМХО – можно было бы и подчеркнуть, что в кадре ПТРы да еще и на специальных самодельных опорах, особенно на фоне пассажа про мотоцикл и лошадь, на которых приехали аж 5 человек (ф.3 (ч.2))
-- ф.12 (ч.2) – ИМХО – судя по лицам, немецкие зенитчики ведут огонь по наземной цели
-- ф.30 (ч.2) – к ВИФовским зубрам не отношусь, но вроде как в кадре ЗИС-22, а не ЗИС-3.
-- ф.59 (ч.2) – ИМХО – на “Тигре” не видно никаких повреждений, соответственно его уместность в той подборке фотографий вызывает вопросы.
-- ф.70 (ч.3) – ИМХО – этот подбитый и вышедший из строя Т-34 вполне успешно несется на довольно приличной скорости

«авиа»
-- 5 фоток Ju-87G и 5 фоток Hs-129 с одной стороны – и ни одной фотки Ил-2 с НС-37 (хотя бы в главе про самолеты сторон), а ПТАБы осчастливили одной единственной схемкой.
-- ф.57 (ч.1) и ф.19 (ч.2) – совершенно никак не прокомментировано наличие шевронов на борту Bf-109 и FW-190, соответственно.
-- ф.69 (ч.2) – с каких это пор подтягивание свечи гаечным ключиком стало называться гордым словом РЕМОНТ? Особенно если сравнить этот ремонт с простым осмотром на ф.63 (ч.2)…
-- ф.16 (ч.3) – ИМХО – в кадре никак не вражеский «мессер», а наш родной «горбатый».
-- ф.34, 35 и 73 (ч.3) – ИМХО в кадре один и тот же Ju-87D “T6+A…” из StG2, но если сравнить подписи, особенно к последней фотографии.
-- ф.36 (ч.3) – ИМХО получилась довольно грубая и топорная подделка (назвать ЭТО коллажем даже язык не поворачивается)
-- несколько сомнений в «привязке» ф.57 (ч.3) Менапаке на фоне Hs-123 – это разве не 1942?; ф.86 (ч.3) в неск.книгах это Кубань или Северный Кавказ; ну и ф.90 (ч.3) – ИМХО – -всё-таки не совсем уместна фотка И.Кустова у красноносого Як-7Б А.Ворожейкина, уже во время боев под Киевом.
-- ф.72 (ч.3) Ю.Лобенок – и у Бодрихина, и в мемуаре Евстигнеева – Любенюк Юрий Михайлович

Карты (ИМХО – самая неудачная составляющая книги)
-- «большая карта» – странно, что отсутствуют NJG5, ИА ПВО и целых 3 воздушных армии – 1, 5 и 15
-- схемы боевых действий –вызывают просто недоумение – мизернейшая информативность при весьма больших размерах.

Бегло пробежавшись по тексту, таблицам и приложениям
-- результативность налета на Киев 10.V.43 представляется чрезмерно завышенной (например, если сравнить с книгой «Киев. 1941-1943»)
-- жаль, что, например, не была использована такая книга, как К.Г.Лаврентьев «Гвардейская зенитная». Москва. Воениздат. 1984. Сборник с массой ЦАМОвских ссылок, рассказывающий о боевом пути 2 ГвЗенАД – тогда, на Курской дуге, 1 ЗенАД, приданная 13А и принимавшая самое активное участие в ключевых боях под Малоархангельском, Понырями, Ольховаткой.
-- да и мемуарная библиография сов.летчиков вполне могла быть богаче, как минимум, на 10..15 книг.
-- жаль, что в таблицах дивизии не расписаны по полкам